Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:23, контрольная работа
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, которые определяют динамику протекания его поведения и психических процессов. Динамика - это внешние особенности поведения человека – активность, подвижность, быстроту или замедленность реакций, а также ритм и интенсивность эмоциональных и психических процессов. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности .
Глава 1. Темперамент. Характер. 3
1.1. Типы темперамента 3
1.2. Свойства темперамента 4
1.3. Определение характера 5
1.4. Типология характера 6
1.5. Личность и характер человека 10
Глава 2. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.
12
2.1. Педагогическая культура педагога 12
2.2. Сущность и генезис педагогического общения 13
2.3. Стили педагогического общения 14
2.4. Содержание и структура педагогического общения 15
2.5. Педагогическая деятельность как общественное явление 18
2.6. Особенности педагогического общения в вузе 23
Список литературы 27
1. Становление психологического
контакта с группой для
2. Разработка психологически
обоснованной партитуры лекции,
т.е. использование элементов
3. Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как никакому другому коммуникативные компоненты.
4. Управление познавательной
деятельностью студентов. Стиль
общения снимает
5. Единство делового и
личностного аспектов, обеспечивающее
не только информационный
6. Целостная, педагогически
целесообразная система
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
2.5. Педагогическая деятельность как общественное явление
Педагогическая деятельность и воспитание, их единство и противоположность. Конкретно-исторический характер педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности, ее место в системе других общественных явлений.
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. По определению советского педагога И. Ф. Козлова, педагогическая деятельность есть «…сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) – родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей»[2].
Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.
Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.
Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание – объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.
Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующих обобщениях:
1. Воспитание как общественное
явление возникло одновременно
с человеческим обществом, раньше
сознательной педагогической
2. Воспитание – явление
объективное и категория более
широкая, чем педагогическая
3. Назначением воспитания
в обществе является
4. Воспитание имеет общественной
функцией подготовку
5. В воспитании средствами
воздействия на детей являются
вся совокупность общественных
отношений и активная
6. В воспитании принимают
участие все: взрослые и дети,
вещи и явления, природа и среда.
Педагогическая деятельность
7. По мере совершенствования
общественных отношений и
Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса – одна из важнейших функций общества. Рассмотрим основные компоненты, составляющие ее структуру.
Начальным, первым, компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.
Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.
Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Для того чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их деятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.
Четвертым компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся:
• передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
• развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
• обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.
Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику воспитательного процесса.
Педагогическая деятельность
как общественное явление реализуется
диалектически, в противоречиях. Именно
противоречия являются движущей силой
ее развития, возникновения передового
и новаторского опыта, стимулирования
педагогической мысли. Эти противоречия
обусловлены подвижностью, изменчивостью
содержания основных функций педагогической
деятельности. Развитие жизни общества,
накопление новых знаний, совершенствование
процессов производства, социальный прогресс
– все это требует изменения содержания
педагогических функций. Педагогическая
деятельность обладает известной традиционной
консервативностью. Она обусловлена особенностями
детской природы, необходимостью устойчивости
и стабильности содержания, форм и методов
учебно-воспитательной работы. Немалую
роль играют и профессионально-
Педагогическая деятельность как общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она тесно связана с экономическим базисом. Педагогическая деятельность по существу есть органическая часть производственных отношений, организуемая для удовлетворения нужд экономики, производства, подготовки производительных сил, общественно-государственных потребностей. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающих поколений. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности.
Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, включение детей в культуру общественной жизни.
Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык – основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, воздействие и организация всей детской жизни. Педагогическая деятельность как общественно-государственная функция выступает в качестве организатора педагогических усилий всего общества: педагогической деятельности общественности, трудовых коллективов, семьи, всех педагогических учреждений.