Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим средние  показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов. Результаты приведены на рисунке 2.3.2.3

Из рисунка мы видим, что наименее характерны для педагогов  мотивы власти и влиятельности и социальных контактов, т.е. они не стремятся к взаимодействию с большим количеством людей и власти над ними, не в значительной степени им важно признание, разнообразие деятельности, вознаграждение.

 

 

Рис. 2.3.2.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности молодых педагогов

 

Большинство педагогов  мотивированы на достижение, самосовершенствование и интересную работу.

Таким образом; среди молодых педагогов ведущей является потребность в достижении.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

Результаты исследования социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной  сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике О.Ф.Потемкиной приведены в таблице 2.3.2.4 и в Приложении 4, лист 5.

 

Таблица 2.3.2.4. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет

Ориентация

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

на процесс

3

20

12

80

0

0

на результат

10

67

5

33

0

0

на альтруизм

9

60

6

40

0

0

на эгоизм

1

7

14

66

4

27

на труд

3

20

12

80

0

0

на свободу

1

7

14

93

0

0

на власть

1

7

14

93

0

0

на деньги.

6

40

9

60

0

0


 

Как мы видим из таблицы 3.3.4, наиболее выражены у большинства педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет ориентации на результат и на альтруизм, т.е. они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, при этом ориентируются на альтруистические ценности, часто в ущерб себе.

Остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.

Ориентация на эгоизм чаще, чем другие ориентации выражена у педагогов слабо.

В целом мы можем отметить, что высоко и низкомотивированных педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других.

Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет. результаты представим в виде рисунка 3.2.4.

 

 

Рис.2.3.2.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет.

 

Из рисунка мы видим, что у педагогов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на альтруизм, а наименее на эгоизм и на власть

В результате полученных данных мы установили, что педагоги со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, в большинстве ориентированы в трудовой деятельности на личную и общественную значимость этой деятельности, достижении в ней результатов, они в большей степени склонны к тому, чтобы превзойти в данной деятельности других. У молодых специалистов выражены потребности в достижении, интересной работе и самосовершенствовании, то есть данные педагоги стремятся занять свое место в коллективе, продемонстрировать свои способности и возможности, зарекомендовать себя как профессионалов. Они полны энтузиазма и инициативы.

 

2.3.3 Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у специалистов со стажем трудовой деятельности более 5 лет

Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации  А. Реана

Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.3.1 и в Приложении 1, лист 5

 

Таблица 2.3.3.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности педагогов с трудовым стажем более 5 лет

Тип мотивации труда

Внутренняя

Внешняя положительная

Внешняя отрицательная

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

5

33

7

47

3

20


 

Анализ результатов  показал, что 33% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. они работают потому-то это доставляет им удовольствие, они считают, что выполняют важную и нужную работу.

47% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась, а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями.

Отрицательная внешняя  мотивация характерна 20% педагогов с трудовым стажем более 5 лет, выполняют свою работу дабы не получить выговор, не быть уволенными

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2. 3.3.1)

 

 

Рис.3.3.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет

 

Как мы видим из графика, наиболее выражена у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет внешняя положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является средним по эффективности

Опросник «Словарь» (автор  И.Г. Кокурина)

Результаты исследования мотивации трудовой деятельности педагогов с трудовым стажем более 5 лет по методике И.Г. Кокуриной представлены в в таблице 2.3.3.2 и в Приложении 2, лист 14.

 

Таблица 2.3.3.2 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет (по методике Кокуриной)

Мотивы

Кол-во чел

%

Преобразовательный

2

13

Коммуникативный

0

0

Кооперация

4

27

Утилитарный

6

40

Конкурирующий

1

7

Достижения

2

13


 

Как показало исследование 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет ведущим мотивом трудовой деятельности имеют преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя.

Мотив кооперация ведущим является у 27% педагогов с трудовым стажем более 5 лет. Выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать выполняемую работу с точки зрения значимости для других людей.

Утилитарный мотив является ведущим 40% педагогов с трудовым стажем более 5 лет Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты.

7% педагогов с трудовым стажем более 5 лет ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление в достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других.

Мотив достижения, определяющий ориентацию на преодоление препятствий, наиболее выражен у 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.3.2)

 

Рис.2.3.3.2. Средние показатели выраженности разных мотивов трудовой деятельности у педагогов трудовым стажем более 5 лет

 

Определение ведущей ориентации позволило установить, что в процессе трудовой деятельности 87% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют результативную ориентацию, нацелены на достижение результата.

Ориентированы на процесс 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет

Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство педагогов с трудовым стажем более 5 лет стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты.

Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Результаты исследования мотивационного профиля личности педагогов с трудовым стажем более 5 лет представлены в Приложении 3, лист 8, в таблице 2.3.3.3.

 

Таблица 2.3.3.3. Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле педагогов с трудовым стажем более 5 лет

Потребности

Кол-во чел

%

вознаграждение

8

53

условия работы

2

13

структурирование работы

0

0

социальные контакты

0

0

взаимоотношения

0

0

признание

0

0

достижение

2

13

власть и влиятельность

0

0

разнообразие

0

0

креативность

0

0

самосовершенствование

0

0

интересная работа

2

13


 

 

В ходе исследования было установлено, что 53% педагогов с трудовым стажем более 5 лет готовы прилагать дополнительные усилия в работе если они будут вознаграждаться.

Потребность в хороших  условиях работы и комфортной окружающей обстановке ведущей является для 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет. У данных специалистов требования к условиям работы в целом не высоки. Высокие показатели этого фактора могут сигнализировать о неудовлетворенности некоей другой потребности, например, выражать неудовольствие руководителем, неблагоприятным психологическим климатом.

Потребность ставить  для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей для 13 % педагогов с трудовым стажем более 5 лет. Столько же (13%) педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.

Рассмотрим средние  показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов. Результаты приведены на рисунке 2.3.3.3.

 

Рис. 2.3.3.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет

 

Из рисунка 2.3.3.3, мы видим, что наименее характерны для педагогов потребности во власти и влиятельности, разнообразии и креативности, т.е. наиболее выражены потребности в вознаграждении, условиях работы, интересной работе, достижении, т.е. у педагога со стажем более 5 лет больше выражены потребности, связанные с внешними обстоятельствами трудовой деятельности, они не стремятся к творческой, разнообразной работе, что может сказываться на результатах деятельности.

Таким образом, наибольшее количество педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют выраженной потребность в вознаграждении.

Методика диагностики  социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной  сфере О.Ф.Потемкиной

Результаты исследования социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет по методике О.Ф.Потемкиной приведены в таблице 2.3.3.4 и в Приложении 4, лист 6.

 

Таблица 2.3.3.4 Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет

Ориентация

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

на процесс

2

13

13

87

0

0

на результат

10

67

5

33

0

0

на альтруизм

8

53

7

47

0

0

на эгоизм

4

27

9

60

2

13

на труд

1

7

14

93

0

0

на свободу

5

33

8

53

2

13

на власть

2

13

11

74

2

13

на деньги.

10

67

9

60

0

0


 

Как мы видим из таблицы 2.3.3.4 наиболее выражены у большинства педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет ориентации на результат и на деньги и на альтруизм,

Информация о работе Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности