Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:18, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление уровня учебно-познавательной мотивации и его различия в зависимости от половой принадлежности подростков.
Для достижения поставленной цели, мною будут решены следующие задачи:
1)Сбор, обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе
2)Эмпирическое исследование уровня учебно-познавательной мотивации у школьников 8 класса
Введение……………………………………………………………………………………4
Глава 1.Теоретический анализ особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
1.1.Мотивация учебной деятельности в школе………………13
1.2.Возрастные изменения мотивации обучения
школьников…………………………………………………….17
1.3.Формирование мотивации учения школьников………….24
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1.Характеристика выборки…………………………………..25
2.2.Описание методов исследования………………………….25
Глава 3.Эмпирическое изучение особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
3.1.Описание результатов исследования……………….……..28
3.2.Эмпирическое изучение взаимосвязи …………………….29
3.3.Выводы………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………31
Список литературы…………………
Анализируя средние результаты по методикам (7,3 по «Направленность на приобретение знаний» и 5,45 по «Направленность на отметку»), можно
сказать, что у испытуемых результат по первой методике выше среднего, а по
-27-
второй- средний.
Теперь построим гистограммы по результатам взятых мною двух методик. Первая-«Направленность на приобретение знаний» (рисунок №1) и «Направленность на отметку» (рисунок №2).
Рис.1. Гистограмма методики «Направленность на приобретение знаний»
По горизонтали отмечены границы баллов, набранных по тесту; по вертикали- частота этих баллов.
Наибольшая частота в промежутке от 8 до 10 баллов, это показывает, что направленность на приобретение знаний у испытуемых достаточно высока.
-28-
Рис.2.Гистограмма методики «Направленность на отметку»
В этой методике наибольшая частота в промежутке от 4 до 6 баллов, что свидетельствует о невысокой направленности испытуемых на отметку.
Таким образом, можно сказать, что направленность на приобретение знаний у испытуемых выше, чем направленность на отметку, девочки больше ориентированы на отметку, чем мальчики.
3.2.Эмпирическое изучение взаимосвязи
При сравнении результатов девочек и мальчиков методики «Направленность на приобретение знаний» по критерию Стьюдента для несвязанных выборок было выявлено, что различия между этими результатами статистически не значимы (tэмп.=0,82; tкр.0,05=2,07 ;tкр.0,01=2,82).
При сравнении результатов девочек и
мальчиков методики «Направленность на
отметку» по критерию Стьюдента для несвязанных
выборок было обнаружено, что различия
между этими результатами статистически
не значимы (tэмп.=0,8tкр.0,05=2,07tкр.0,
-29-
При сравнении результатов методик «Направленность
на приобретение знаний» и «Направленность
на отметку» мальчиков по критерию Стьюдента
для связанных выборок было выявлено,
что различия не являются статистически
значимыми (tэмп.=2,1;tкр.0,05=2,2;tкр.0,
При сравнении результатов методик «Направленность
на приобретение знаний» и «Направленность
на отметку» девочек по критерию Стьюдента
для связанных выборок было обнаружено,
что результаты в зоне неопределенности-
не относятся к категории значимых, но
и не относятся к категории не значимых
(tэмп.=2,3;tкр.0,05=2,2;tкр.0,
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у девочек по сравнению с мальчиками направленность на отметку выше.
3.3.Выводы
Целью данной курсовой работы было выявление уровня учебно-познавательной мотивации и его различия в зависимости от половой принадлежности. Она была достигнута в процессе исследования темы.
В результате исследования выявлено, что средний результат по методике «Направленность на приобретение знаний» у девочек 7,25, а у мальчиков 7,42. Это результат выше среднего. В методике «Направленность на отметку» девочки набрали 5,8 баллов, а мальчики 5,1.Это средний результат.
Сравнение девочек и мальчиков по уровню важности приобретения знаний статистических различий не дало. Такой же результат оказался и при сравнении важности отметки.
Также выяснилось, что для девочек важнее оценка, но при статистической проверке результат оказался в зоне неопределенности.
В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.
-32-
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии.-2002.-№6.-С.38-45.
2.Акулина Н.Н. Влияние общего
интеллекта и мотивации на
успешность усвоения знаний//
3.Ассев В.Г. поведения и формирования личности.-М.,2005.
4.Баканов Е.Н., Иванников В.А.О
природе побуждения//Вопросы
5.Божович Л.И.Личность и ее
формирование в детском
6.Брунер Дж.О познавательном развитии: Исследование развития познавательной деятельности.-М.,2008.
7.Валеев Г.Х.Методология и
8.Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ под. ред .Гамезо.-М.:Наука,2005.-176 с.
9.Выготский Л.С.
10.Гебос А.И.Психологические
11.Грабал В.Некоторые
12.Дусавицкий А.К.Формула
13.Захаров А.И.Неврозы у
-33-
14.Ильин Е.П.Мотивация и
15.Ильин Е.П.Сущность и
16.Ковалев В.И.Мотивы
17.Кон И.С.Психология ранней
18.Леонтьев А.Н.Деятельность.
19.Леонтьев А.Н.Потребности, мотивы, эмоции.-М.,2003.-375с.
20.Магомед-Эминов М.Ш.
21.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.Формирование мотивации учения.-М.,2006.-212с.
22.Мильман В.Э.Внутренняя и
23.Морозова Н.Г.Учителю о
24.Москвичев С.Г.Проблема
25.Немов Р.С.Психология.
26.Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн.-М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2007.0Кн.1:Общие основы. Процесс обучения.-576с.
27.Соколова Е.Т.Мотивация и
28.Ушинский К.Д.Избранные
29.Шацкий С.Т.Избранные
30.Vernon M.D/Human Motivation.-Cambridge,2004.-P.
-34-
31.Young P.T.Motivation of behavior.-N.Y.,2002.-P.376.
-35-
1. Получив плохую отметку,
ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя
и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей
отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться
к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься
недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки
от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после
получения низкой отметки, что ты сделал
неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься
в учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает
уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий
класс, получаешь новые учебники, тебя
интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше —
учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки
или знания:
а) отметки;
б) знания.
№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
1 |
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? |
||
2 |
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? |
||
3 |
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? |
||
4 |
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? |
||
5 |
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? |
||
6 |
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? |
||
7 |
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? |
||
8 |
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят? |
||
9 |
Тревожит ли тебя ожидание опроса? |
||
10 |
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? |
||
11 |
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать что отметку за ответ не поставят? |
||
12 |
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
Х1 |
Х2 |
Х1-Х1ср. |
Х2-Х2ср. |
(Х1-Х1ср.)2 |
(Х2-Х2ср.)2 |
10 |
9 |
2,58 |
1,75 |
6,6564 |
3,0625 |
4 |
10 |
-3,42 |
2,75 |
11,6964 |
7,5625 |
5 |
11 |
-2,42 |
3,75 |
5,8564 |
14,0625 |
10 |
9 |
2,58 |
1,75 |
6,6564 |
3,0625 |
8 |
5 |
0,58 |
-2,25 |
0,3364 |
5,0625 |
6 |
3 |
-1,42 |
-4,25 |
2,0164 |
18,0625 |
8 |
6 |
0,58 |
-1,25 |
0,3364 |
1,5625 |
8 |
7 |
0,58 |
-0,25 |
0,3364 |
0,0625 |
4 |
7 |
-3,42 |
-0,25 |
11,6964 |
0,0625 |
7 |
7 |
-0,42 |
-0,25 |
0,1764 |
0,0625 |
9 |
8 |
1,58 |
0,75 |
2,4964 |
0,5625 |
10 |
5 |
2,58 |
-2,25 |
6,6564 |
5,0625 |
Х1 |
Х2 |
Х1-Х1ср. |
Х2-Х2ср. |
(Х1-Х1ср.)2 |
(Х2-Х2ср.)2 |
8 |
2 |
2,17 |
-3,08 |
4,7089 |
9,4864 |
6 |
2 |
0,17 |
-3,08 |
0,0289 |
9,4864 |
7 |
11 |
1,17 |
5,92 |
1,3689 |
35,0464 |
7 |
6 |
1,17 |
0,92 |
1,3689 |
0,8464 |
6 |
5 |
0,17 |
-0,08 |
0,0289 |
0,0064 |
6 |
6 |
0,17 |
0,92 |
0,0289 |
0,8464 |
3 |
2 |
-2,83 |
-3,08 |
8,0089 |
9,4864 |
5 |
5 |
-0,83 |
-0,08 |
0,6889 |
0,0064 |
8 |
4 |
2,17 |
-1,08 |
4,7089 |
1,1664 |
6 |
7 |
0,17 |
1,92 |
0,0289 |
3,6864 |
5 |
8 |
-0,83 |
2,92 |
0,6889 |
8,5264 |
3 |
3 |
-2,83 |
-2,08 |
8,0089 |
4,3264 |
Информация о работе Учебно-познавательная мотивация подростков