Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения  коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне».

О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними».

Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью  в условиях решения коммуникативных задач.

В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности.

В трактовке С.Л. Рубинштейна Б. Теплова коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение  коммуникативной способности. Они  утверждают, что:

- коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение;

- она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении;

- она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков [1].

А.В. Мудрик в основу классификации  кладет умение ориентироваться в  партнерах, ситуациях, видах деятельности и выделяет в качестве основных для  овладения старшими школьниками:

а) умение ориентироваться в партнерах - объективно воспринимать окружающих людей - понимать их настроения, характер, читать экспрессию их поведения, давать окружающим правильную оценку, находить правильный стиль и тон общения;

б) умение ориентироваться в ситуациях общения - знать правила общения, устанавливать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию;

в) умение сотрудничать в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое [33].

Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений детей:

Таблица 1

Содержание и  структура коммуникативных умений

Показатели

Коммуникативные умения

Структура

Знания → простые (элементарные) умения → навык → сложные умения (коммуникативные)

Содержание

Информационно-коммуникативные

Регуляционно-коммуникативные

Аффективно-коммуникативные

Примеры

• Вступать в процесс общения

• Ориентироваться в партнерах, ситуациях общения

•Согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению

• Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься

• Применять свои

индивидуальные

умения при  решении

•Делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

• Проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению

• Оценивать  эмоциональное поведение друг друга


Группа информационно-коммуникативных  умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора); умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми, понять ситуацию, в которую ставятся коммуниканты, намерения, мотивы общения); умений соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы, получать и снабжать информацией о себе и других вещах, пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению (обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях); умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью); умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).

Группа аффективно-коммуникативных  умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением  с партнером по общению; проявлять  чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать  эмоциональное поведение друг друга [29].

Существенный вклад в разработку теории коммуникативных умений как  фактора психологической готовности к школе внесла М.Г. Маркина. Она  разработала показатели коммуникативной  готовности к школьному обучению и признаки их проявления, в качестве которых выделены коммуникативные  умения:

Способность к конструктивному  ведению диалога:

-умение слушать партнера и  адекватно понимать смысл его  высказывания;

-умение находить противоречия  и слабые места в рассуждениях  партнера и подвергать их конструктивному  обсуждению;

-умение воплощать собственную  мысль в форму логически стройного  обобщающего суждения, доступного  для восприятия окружающих.

Адекватность ориентировки в коммуникативном  пространстве:

-умение конструировать образ  «Я» на основе согласования  собственных и чужих представлений  о себе;

-умение создавать «образ партнера»  по коммуникации;

-умение адекватно воспринимать  сущность конкретного взаимодействия.

Компетентность в моделировании  акта межличностного взаимодействия:

-умение находить тему и планировать  ход предстоящего общения;

-умение проектировать адекватные  средства общения и реализовывать  их на практике;

-умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения [26].

Л.Р. Мунирова выделила этапы формирования коммуникативных умений.

Таблица 2

Этапы формирования коммуникативных умений.

Название

Содержание и структура

Раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения

Выявление воспитателем имеющегося опыта общения у детей, мотивирование  их на овладение коммуникативными умениями; развитие у дошкольников интереса и потребности в общении; целесообразное использование разного рода информационных карт, описывающих основные пути и средства общения, примеры ситуаций общения, сферы деятельности, где возникает необходимость общения людей

Ознакомление  детей с содержанием и структурой 
умений при распределении ролей

Усвоение детьми знаний (понятия  «роль», «умение») и базирующихся на них практических действий (ролевых); включение детей в ролевое общение, накопление знаний о ролевых способах действий и их воспроизведения

Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями

Выполнение детьми разных видов игровых заданий (имитационные задания, которыми полностью управляет воспитатель; имитационные задания, которые корректируются воспитателем; неимитационные задания, которые лишь направляются воспитателем), при которых достигается точное воспроизведение ролей, обеспечивается четкое осознание правил и понятий; осуществление постепенного перехода от воспроизведения практических действий к самостоятельному применению их в изменяющихся заданиях неимитационного характера; оценка старшими дошкольниками своих коммуникативных умений

Совершенствование у дошкольников усвоенных коммуникативных  умений в их творческой деятельности

Проведение творческих занятий  и работы художественно-образного  характера; совместное создание детьми грамматических сказок, задач сказочного содержания; выбор и комбинирование воспитанниками ролей, создание своей  ситуации ролевого общения


Таким образом, коммуникативные умения понимаются как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с речевой деятельностью [2].

Коммуникативные умения - это сложные  и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях  и практической подготовленности ребенка  к общению.

Характеризуя данное определение, нужно подчеркнуть, что коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения; простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка; коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием; коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми; коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, ознакомление детей со средствами и способами общения, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности [6].

Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления  адекватных коммуникативной ситуации действий.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен сознательно управлять  своим коммуникативным поведением, и овладение данными умениями будет характеризоваться: заинтересованным, положительным отношением к приобретаемым умениям; знанием о понятии «общение» и способах осуществления коммуникативных действий; практическим, творческим применением коммуникативных действий в общении.

Опираясь на разных авторов, выделим основные навыки, необходимые  для коммуникативного взаимодействия:

  • умение четко выражать мысли (как устно, так и письменно);
  • умение грамотно выстраивать речь (как устную, так и письменную);
  • умение расположить к себе собеседника;
  • умение слушать собеседника и принимать его позицию;
  • неконфликтность;
  • умения поддерживать долгосрочные контакты;
  • знание этикета;
  • умение прогнозировать «ход» общения [4].

Итак, коммуникативные умения ребенка — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативные навыки –  это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания  им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора [16].

Л.H. Галигузова, Е.О. Смирнова, изучая общение детей со сверстниками, выделили характерные особенности их контактов. Так, авторами отмечается, что первая отличительная особенность контактов со сверстниками - яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры детей со взрослыми протекают более спокойно, без лишних экспрессий, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций от ярко выраженного негодования до бурной радости.

Вторая особенность контактов  дошкольников состоит в нестандартности  детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность.

Третья отличительная особенность  общения дошкольников - преобладание инициативных высказываний над ответными. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам.

Четвертая отличительная особенность - богатство назначения и функций  общения. Общение со сверстниками значительно  богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и  как нельзя делать), и контроль его  действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и  совместная игра (вместе решить как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?) [15].

Общаясь со сверстниками ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).

Таким образом, в общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности