Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни  ребёнка. Они в полном объёме развивают  речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй  речи, звукопроизношении, навыки связной  речи, мелодико-интонационная сторона  речи, темп. Выразительность речи; развивается  эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается  чувство коллективизма, ответственности  друг за друга, формируется опыт нравственного  поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности [35].

Сюжетно-ролевая оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению  друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности [36].

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и  условием. В этом возрасте приобретается  тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые  назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной  к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Ребенок - дошкольник, входя  в коллектив сверстников, уже  имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных  ценностей, которые сложились у  него, благодаря и влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким  взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую  деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют  предположительно установить тип общения  дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения[32].

Поощрительное отношение  к игровой деятельности со стороны  родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей  сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождают  у дошкольника внутри личностный конфликт. У ребенка возникает  чувство вины, которое внешне может  проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства  неполноценности.

В условиях игрового и реального  общения со сверстниками ребенок  постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые  нормы поведения, приспосабливать  эти нормы и правила к разнообразным  конкретным ситуациям. В игровой  деятельности детей непрерывно возникают  ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения  к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы  поведения. Нередко между ними возникают  конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами  ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят  от усвоенных ими образцов семейного  общения.

В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно  влияют на развитие личности ребенка. [5]

Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в  старшем дошкольном возрасте. Ребенок  чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное  отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое  выражается в том, как к нему относятся  сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит  от многих причин: его знаний, умственного  развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими  людьми, внешности и т.д. [18].

Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и  симпатии, однако иногда в игровую  группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.

Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с  правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они  сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников [36].

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. - дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции» [39].

На протяжении всего детского возраста не только игра проходит несколько  стадий развития как самостоятельная  деятельность, но и взаимоотношения  детей в игре меняются. Это связано  с тем, что происходит развитие форм общения детей - от эмоционально-практической, ситуативно-деловой до внеситуативно-деловой [28].

Более активно общение  детей начинает проявляться, когда  осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. Уже дети 4 лет отдают предпочтение совместным играм. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.

Взаимодействие носит  различный характер и проявляется  по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. Даже действия детей, переплетаясь, остаются в своем плане. Это очень похоже и на «игры рядом».

В дальнейшем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и  даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение  в действие другого партнера. Общение  играющих становится более выраженным [47].

Взаимодействие детей  может проявляться и на основе взаимного интереса; это уже включение  какого-то личного отношения, предпочтения, знакомства и т.д.

Действовать согласованно с  другим ребенком - не так просто для  ребенка шести и даже семи лет. И хотя распространенным является мнение, что язык игры понятен всем детям, оказывается, что нужен еще другой язык - язык общения - приноравливание  своих действий к действиям другого  лица, помощь товарищу и т.п. Именно взаимодействие и формирует общественность, требует такого качества, которое  поведет игру детей именно по этому  пути. Чем дальше процесс взаимодействия идет от механического к более осознанному взаимодействию, тем общественность как качество личности все больше дает о себе знать: нужно найти свое место среди играющих, наладить в ними связь, понять их желания, примериться с другими, убедить в чем-то или убедиться самому. Все это требует особого качества, которое А.П. Усова и А.В. Запорожец назвали общественностью. [11]

В зависимости от того, каким  будет взаимодействие между детьми - механическим или дети будут играть, объединяясь уже содержанием  игры, или это будет происходить  на уровне интереса друг к другу - определится  и жизнь играющих групп, а именно длительность их существования, состав, изменения этого состава.

При чисто механическом взаимодействии детей (по месту игры, по привлекательности  действия) существование игровых  групп очень кратковременно; часто  игравшие вместе дети больше не общаются, поскольку почва механического  общения исчерпывается.

Если взаимодействие между  играющими происходит на основе интереса к содержанию игры, то группы детей  составляются уже избирательно - это  дети, интересующиеся преимущественно  двигательными или умственными  играми. Здесь проявляются те или  иные склонности и интересы, прочнее  становится знакомство детей друг с другом [49].

На развитие взаимоотношений  детей в игре огромное влияние  оказывает овладение ими структурными компонентами игры: ролью, правилами.

Первый принцип организации  сюжетно-ролевой игры: для того чтобы  дети овладели игровыми действиями, воспитатель  должен играть вместе с ними. [26]

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и  даже наказывает. Конечно, такая позиция  необходима для реализации воспитательного  процесса. Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую  позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности  включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого - гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно-ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике [23].

Однако воспитатель не может воспроизвести в своей  деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений Н. Михайленко предлагает использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи - не ждать, когда у детей произойдет обобщение конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказывались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Если строить совместную игру таким образом, то можно очень  быстро и экономно в плане затрат усилий и времени педагога сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

Из этого выделяется второй принцип организации сюжетно-ролевой  игры: воспитатель должен играть с  детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный  способ ее построения.

Чтобы успешно играть с  кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым. Взрослому, играя с  ребенком, необходимо пояснять игровые  действия и стимулировать к этому  ребенка. Однако чтобы такие пояснения  он по собственной инициативе обращал  к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать  его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей [36].

У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое  взаимодействие. Вместе с тем пояснять свои игровые замыслы, согласовывать  их в процессе игры - непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая  игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда вытекает третий принцип  организации сюжетно-ролевой игры: воспитателю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать  ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику [36].

При формировании игровых  умений у детей средством опоры, на которую ссылается в своих  действиях воспитатель, является сюжет. На этапе формирования ролевого поведения  опорой для воспитателя становится многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитателю в совместной игре с детьми необходимо развертывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.

Сформулированные принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей  игровых способов и умений, которые  позволят им развертывать самостоятельную  игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

На каждом возрастном этапе  педагогический процесс организации  игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создания условий  для самостоятельной игры детей. Но с возрастом следует изменять форму совместной игры со взрослым, увеличивая долю самостоятельной игры. [38]

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности