Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства и организации игры следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Чтобы найти привальный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе.
Воспитателю детского сада
важно помнить, что при организации
и проведении коллективных сюжетно-ролевых
игр особое значение приобретает
индивидуальный подход к каждому
ребенку, поскольку в старшем
дошкольном возрасте происходит становление
ребенка как личности. А это
требует от воспитателя тонкого
понимания проявления характера
ребенка, его интересов и способностей.
Поэтому поддерживать, развивать
и проектировать все лучшее, что
может быть в ребенке, - необходимое
условие воспитания нравственных качеств
и взаимоотношений в сюжетно-
Подвижные игры так же оказывают
разностороннее воздействие на играющих
детей, воздействуя одновременно на
физическое развитие, укрепление здоровья
и формирование личностно значимых
качеств дошкольников. В них создаются
благоприятные условия для
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
А так же, отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.
В основу исследования была положена гипотеза, которая заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Что бы подтвердить данную гипотезу, мы провели экспериментальную работу, о которой пойдет речь в следующей главе.
Вывод по первой главе
Таким образом, рассмотрев теоретические основы сущности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что под коммуникативной компетентностью мы будем понимать способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
А так же нужно отметить, что коммуникативная компетентность представляет собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитой коммуникативной компетенции.
Кроме того, коммуникативная компетентность имеет определенную модель, по которой строится общение; компоненты, рассмотренные исследователями с разных подходов; навыки, необходимые для успешного формирования процесса общения; способствует формированию и развитию базовых свойств личности.
Основными показателями сформированности коммуникативной компетентности следующие умения и навыки: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; умение принимать и оказывать помощь; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
Нужно отметить, что развитие коммуникативной компетенции - важное звено в социальной адаптации ребенка поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, ребенок в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в шести - семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
А так же, отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.
В основу исследования была положена гипотеза, которая заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Что бы подтвердить данную гипотезу, мы провели экспериментальную работу, о которой пойдет речь в следующей главе.
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней
коммуникативной
Цель опытно – экспериментального исследования разработать и эмпирически проверить эффективность программы формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальной части решались следующие задачи:
Исследование проводилось на базе детского сада «Ручеек». В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного проведения исследования были выделены следующие этапы:
Первый этап – констатирующий. Его цель диагностика уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста нами выделены критерии:
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем;
-Умение получать необходимую информацию в общении;
-Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях
-Умение принимать и оказывать помощь
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
По каждому критерию выделяются уровни коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень. Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия. Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей. Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Средний уровень. Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми. Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением). Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интереса собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются. В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют; идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.
Низкий уровень. Дети не «ступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт. Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
Для исследования уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста был проведен комплекс диагностических заданий: «Отражение чувств», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощник», «Не поделили игрушку».
Диагностическое задание «Отражение чувств».
Данная методика направлена
на выявление умений детей понимать
эмоциональное состояние
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В таблице 3, 4 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, и умение рассказать о них.
Таблица 3
Результаты выявления уровня умений детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, и умение рассказать о них
Уровни умений детей понимать эмоциональное состояние других |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
3 |
30% |
4 |
40% |
Средний |
2 |
20% |
2 |
20% |
Низкий |
5 |
50% |
4 |
40% |
Таблица 4
Результаты выявления уровня умений детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, и умение рассказать о них
№ п\п |
Экспериментальная группа (10 чел.) |
Контрольная группа (10 чел.) | ||||
Баллы |
Уровень |
ФИ |
Баллы |
Уровень |
ФИ | |
1 |
2 |
Средний |
Апомьев Никита |
3 |
Высокий |
Пиджакова Анастасия |
2 |
3 |
Высокий |
Батырева Даша |
3 |
Высокий |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
2 |
Средний |
Савченко Дарья |
4 |
1 |
Низкий |
Васильев Иван |
1 |
Низкий |
Суворова Софья |
5 |
2 |
Средний |
Кадейкина Катерина |
1 |
Низкий |
Третьекова Валерия |
6 |
1 |
Низкий |
Копмев Максим |
3 |
Высокий |
Хасханов Юсуп |
7 |
1 |
Низкий |
Лумпова Алена |
3 |
Высокий |
Хасханова Арина |
8 |
1 |
Высокий |
Люботинских Сергей |
1 |
Низкий |
Шестаков Егор |
9 |
1 |
Низкий |
Мохтева Полина |
1 |
Низкий |
Ширшова Маша |
10 |
1 |
Низкий |
Налимова Карина |
2 |
Средний |
Ширяева Елизовета |