Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
С 17 по 21 ноября в санатории
"Звездный" прошли учебные сборы
для лидеров студенческого
Помимо учебной, спортивной и развлекательной программы ребятам была предложена инновационная модель, в которой каждый мог проявить себя как молодой лидер и собрать для себя команду единомышленников. Это площадка интеграции молодых людей вовлеченных в активную студенческую жизнь, студенческое самоуправление и творчество. С ребятами были проведены мастер классы от специалистов российского уровня и множество мероприятий, направленные на развитие их творческой активности и их организаторских способностей.
Очередные мероприятия масштабного городского молодежного проекта «Выбор за тобой» прошли 11 ноября в Городском Дворце Культуры. В рамках мероприятия состоялась не только выставка молодежных хобби «Душевные люди», но и посвящение первокурсников вузов Обнинска в студенты, а также праздничный музыкально-артистический КВН-концерт пяти студенческих команд: филиала Российского Государственного Социального Университета в г.Обнинске, ИАТЭ, ОФ Государственного Университета Управления (ГУУ), Медицинского училища МРНЦ,)и ОФ Российского Государственного Университета Туризма и Сервиса (РГУТС). И каждому хотелось доказать, что его выбор, его институт лучший. Соревновательный элемент, хоть и присутствовал, но все студенты были согласны, что им надо объединяться
Вся эта насыщенная акция была приурочена сразу к двум знаковым датам - российскому Дню всенародного единства и Всемирному дню студенчества и по замыслу организаторов должна была наглядно показать, что именно объединяет современную молодежь первого города науки. Наглядность показа удалась в полной мере – нынешних юношей и девушек объединяет вместе не только учеба и социальные Интернет-сети, но и всевозможные увлечения. Выставка хобби «Душевные люди» зародилась именно в социальных сетях. Здесь можно было увидеть фотоработы, живопись и гравюры, украшения и сувениры, авторскую керамику и изделия из стекла, мягкие игрушки, «гаджеты» для экстремального туризма, вышивку и роспись, просто модные симпатичные штучки и фенечки и даже кондитерские изделия. Практически каждый экспонат “душевной” выставки вызывал у посетителей смешанные чувства: хотелось его не только потрогать или подержать в руках, но и купить – настолько профессионально все было изготовлено, даром что хобби.
Филиал РГСУ в г. Обнинске представлял фотограф Александр Шарлай, студент 2 курса специальности «Финансы и кредит».
13 февраля в филиале состоялась встреча помощника Председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания РФ Курганова Дениса Олеговича со студентами филиала, представляющих корпус наблюдателей «За чистые выборы» в Калужском регионе. Проект по созданию корпуса наблюдателей «За чистые выборы» разработан в целях обеспечения «прозрачности» выборов Президента Российской Федерации, - отметила директор филиала Оксана Владимировна Ощёхина - Важно предоставить обществу независимую оценку предстоящих выборов».
Во время Новогодних праздников
в Обнинске состоялось празднование
Нового года, которое проходило в
Городском Дворце Культуры. К организации
и проведению праздника были привлечены
студенты Филиала РГСУ в г. Обнинске.
Они проводили для детей
4 января 2012 года в 12:00 стартовала новогодняя ярмарка в городском парке. Собралось достаточно много людей. Многие были с маленькими детьми. Для них были приготовлены игры. Например, настольный хоккей. Все желающие могли попробовать пройтись на ходулях.
Волонтеры РГСУ организовали помощь
Тарасову Владимиру Александровичу.
Владимир Александрович - инвалид и
ему тяжело передвигаться самому,
но у него есть желание быть в
курсе событий города и мира, поэтому
вместе с центром социальной защиты
населения г. Обнинска была проведена
эта акция. Волонтеры брали заранее
собранные газеты разных издательств
в ЦСЗ и каждую пятницу относят
их домой Владимиру
Научно-исследовательская деятельность ведется на кафедрах филиала Социальной работы и психологии и Экономики и управления. Основными целями проводимой научно-исследовательской деятельности в филиале являются:
1. постоянное повышение квалификации
профессорско-
2. привлечение студентов к научной работе, формирование их активного интереса к творческой исследовательской деятельности;
3. решение собственно научных задач, в том числе, и для ответов на запросы практики (получение новых знаний, составление прогнозов, разработка рекомендаций и предложений по развитию и совершенствованию разных сфер деятельности).
Основная форма НИР, используемая в филиале – инициативный научный проект. Кроме того, используются и другие формы НИР:
1. анализ состояния социальной работы в г. Обнинске и участие в разработке предложений по улучшению социальной работы с некоторыми категориями граждан (в сотрудничестве с соответствующими учреждениями г. Обнинска - отдел социальной защиты Администрации города, центры «Доверие» и «Милосердие», Детский дом, городское диабетическое общество);
2. апробация новых идей и распространение знаний в области социально-экономических процессов путем подготовки и издания научной и учебно-методической литературы, публикации итогов исследований в научных журналах, выступлений ученых филиала с докладами и сообщениями на международных, общероссийских, региональных, отраслевых и иных научно-практических конференциях и семинарах.
Вопросы организации и проведения НИР занимают существенное место в деятельности Совета филиала, работе кафедр.
Важное место в деятельности филиала занимает организации научной работы студентов. В 2005 году было создано студенческое научное общество. Члены студенческого научного общества принимают активное участие в работе студенческих научных кружков.
Студенты филиала принимают постоянное участие в ежегодных международных научных форумах, конференциях, семинарах. На базе филиала ежегодно проводятся студенческие научные конференции по актуальным проблемам социально-экономического развития России.
Студенты филиала принимали активное участие в конкурсах « неделя студенческой науки РГСУ» (Москва, 2004 г.) и « III неделя студенческой науки РГСУ» (Москва, 2005 г.), « IV неделя студенческой науки РГСУ» (Москва, 2006 г.), « V неделя студенческой науки РГСУ» (Москва, 2007 г.), « II Всероссийской школе молодого ученого» (Москва, 2009 г.), « IX научно-практических чтениях памяти А.Н. Радищева».
3.2. Исследование межличностных отношений студентов
Экспериментальная часть исследования была ориентирована на достижение следующей цели: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Объект исследования: особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты изучения формирования
межличностных отношений в
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
3. Выявить факторы, оказывающие
влияние на формирование
4. Выработать технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Гипотеза исследования: на формирование межличностных отношений студентов оказывает влияние сплоченность в коллективе. Одним из способов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива является реализация совестных мероприятий преподавателей и студентов.
Исследовании проводилось на базе филиала РГСУ в г. Обнинске, в котором приняли участие 25 студентов в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся на дневном отделении факультета социальной работы и психологии (2, 3 и 4 курсы).
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап (октябрь 2011 – декабрь 2011 гг.) – это констатирующий эксперимент. Он направлен на выявление теоретических аспектов изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
На втором этапе (декабрь 2011 – май 2012 гг.) проанализированы полученные в ходе эксперимента результаты и разработаны рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
В работе использованы следующие методики:
1. Определение индекса сплоченности Сишора
Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5).
По итогам тестирования оценивается уровень сплоченности коллектива. 15, 1 баллов и выше - высокая; 11, 6 - 15 балла - выше средней; 7 - 11,5 - средняя; 4 - 6,9 - ниже средней; 4 и ниже - низкая.
2. Оценка студентами межличностных отношений в своей группе
Студентам было предложено
ответить на четыре вопроса. По итогам
результатов производилась
Итак, опрос студентов и последующая обработка данных, показали следующее:
1. Студенты четвертого курса в 48 % случаев оценивают свои отношения в группе как товарищеские, в 22 % - как дружеские, в 27 % - как приятельские, в 3 % - как сопернические. 72 % испытуемых ощущают комфортно себя в своей группе, вне рамок занятий студенты собираются часто в 34 % случаев (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1. Оценка студентами четвертого курса факультета социальной работы и психологии межличностных отношений в своей группе
2. Студенты 2 курса в 43 % случаев оценивали свои межличностные отношения в группе как товарищеские, в 29 % - как дружеские, в 28 % - как приятельские. Данные в количестве 85 % свидетельствуют о том, что студенты ощущают комфортно себя в своей группе. Наряду с перечисленным, в 38 % случаев студенты группы часто собираются вне рамок занятий студенты (см. рис. 3.2).
Рис. 3.2. Оценка студентами второго курса факультета социальной работы и психологии межличностных отношений в своей группе
3. Студенты третьего курса в 57 % случаев оценивали свои отношения в группе как дружеские, в 39 % - как товарищеские, в 4 % - как приятельские. Кроме того, 93 % испытуемых ощущают себя комфортно себя в своей группе, у 67% студентов есть друзья в своей группе и в 43 % случаев они часто собираются группой вне рамок занятий (см. рис. 3.3).
Рис. 3.3. Оценка студентами третьего курса факультета социальной работы и психологии межличностных отношений в своей группе
Следует отметить, что высокие проценты по всем показателям обусловлены тем, что студенты третьего курса факультета социальной работы и психологии занимают активную жизненную позицию, принимая участие во многих мероприятиях ВУЗа, в числе которых волонтерская деятельность, донорская, благотворительная, оказывая помощь ветеранам и членам их семей, инвалидам, людям с ограниченными возможностями.
Анализ результатов, полученных с помощью методики определение индекса сплоченности Сишора, показал следующее:
1. В группе студентов,
обучающихся на четвертом
Рис. 3.4. Уровень групповой сплоченности на четвертом курсе факультета социальной работы и психологии
2. В группе студентов, обучающихся на втором курсе факультете социальной работы и психологии, преобладает средний уровень групповой сплоченности и составляет 46 %. Выше среднего определен в 35 % случаев, ниже среднего – в 19 % случаев (см. рис. 3.5).
Рис. 3.5. Уровень групповой сплоченности на втором курсе факультета социальной работы и психологии
2. В группе студентов, обучающихся на третьем курсе факультета социальной работы и психологии, в 27 % случаев преобладает высокая групповая сплоченность, в 51 % случаев - выше среднего, в 22 % случаев – средний уровень групповой сплоченности. Отметим, что высокие оценки групповой сплоченности обусловлены тем, что студенты данной группы часто выбираются преподавателями для проведения разного рода совместных мероприятий, акций, а целенаправленная, педагогическая работа с повышенным акцентом на студенческий коллектив как единое целое способствовала возникновению сплоченности определенного уровня (см. рис. 3.6).