Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа
Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.
Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы
Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение
Для учащейся наиболее значимы следующие сферы интересов: общение в семье, учёба, общение с противоположным полом, коллектив класса, самовоспитание личности, общение с друзьями. Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: телевидение и радио, спорт и занятия физической культурой, домашний труд, общение с педагогами, музыка, кино, одежда, творческая деятельность, походы, техническое творчество, общение с природой экскурсии и краеведение, чтение художественной литературы (вне программы), занятия без особой цели (ничего неделание).
У учащейся имеют хорошую степень развитости следующие качества: умение управлять собой. Качества, имеющие среднюю степень развитости: осознание цели (знаю, чего хочу), наличие творческого подхода к делам, влияние на окружающих, организаторские способности, знание правил организаторской работы, умение работать в группе. Качества, имеющие низкую степень развитости: умение решать проблемы, искренность в самооценке.
Учащаяся имеет высокий уровень социальной адаптированности и приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности. Средний уровень - автономности и социальной активности.
19. Якубёнок Андрей.
У учащегося средняя учебно-познавательная мотивация.
Для учащегося наиболее
значимы следующие сферы
У учащегося имеют среднюю степень развитости следующие качества: осознание цели (знаю, чего хочу), знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение решать проблемы, влияние на окружающих, наличие творческого подхода к делам, умение работать с группой, умение управлять собой. Качества, имеющие хорошую степень развитости: искренность самооценки.
Учащийся имеет высокий уровень автономности. Средний уровень - социальной адаптированности, социальной активности и приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности.
Многие дети активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативу и не проявляют, но им хотелось бы всегда быть в центре внимания и принимать активное участие в школьной деятельности.
Приложение 3
Организация внеклассной воспитательной работы
Для того, чтобы организация внеклассной работы была реализована наиболее успешно, предлагается определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.
1. Изучение и постановка
задач мероприятия. Данный
Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется
с помощью уже известных
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: программный продукт, видеоизображение, цифровая фотография, обработанный звук и т.д.
В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
2. Моделирование предстоящей
внеклассной воспитательной раб
Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной самооценки. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.
Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках с использованием программы графического редактора, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Дается задание с применением разработанного рисунка или схемы. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок "обречен" на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.
В случае с классом, где
у детей низкая познавательная активность,
педагог выбирает в качестве содержания
познавательно развивающую
И в этом и в другом случае он тщательно продумывает предстоящую работу, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.
3. Практическая реализация
модели направлена на
4. Анализ проведенной
работы направлен на сравнение
модели с реальным воплощением,
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы
обучения в современной
2. Воспитание школьников во внеучебное время. Под ред. Л.К. Балясной; Сост: Т. В. Сорокина.- М. -1999
3. Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий. М.: Педагогика, 1994
4. Козлов И.Ф. Педагогический
опыт А.С. Макаренко/ И.Ф.
5. Крупская Н.К. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1965
6. Кулько В.А. Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М.: Просвещение, 1983-80с.
7. Лебедев О.Е. Формирование
потребности в знаниях у
8. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1990
9. Маркова А. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», М.: Просвещение, 1983.
10. Маркова А. «Мотивации учения и её воспитание у школьников», М.: Просвещение, 1983.
11. Морозова Н. Г.
Учителю о познавательном
12. Обухов. А.С. Эффективность
применения проектной и
13. Онищук В.А. Урок
в современной школе. М.
14. Орлов В.И. Знания,
умения и навыки учащихся//
15. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издательский центр «Академия», 2006
16. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. Пидкасистый П.И.- М.- 2007
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В
2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
18. Развитие учащихся в процессе обучения./Под ред. Занкова Л.В. - М.: АПН РСФСР, 1963.
19. Станкин М. И. Процесс
усвоения знаний//Открытая
20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975
21. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983
22. Усова А. В. Формирование
у учащихся учебных умений.-М:
23. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
24. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982
Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972
Курсовая работа: Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-
1.3 Развитие познавательного
интереса младших школьников
через внедрение информационно–
1.4 Изучение животного
мира в программе А.А.
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-
2.1 Диагностика уровня
развития познавательного интер
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Введение
Актуальность исследования. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности; изучалась предметная направленность и осознание познавательного интереса учащимися разных возрастных групп (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г. Якобсон и др.).
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%.
Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе