Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы

Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. работ..doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

Для учащейся наиболее значимы  следующие сферы интересов: общение  в семье, учёба, общение с противоположным  полом, коллектив класса, самовоспитание личности, общение с друзьями. Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: телевидение и радио, спорт и занятия физической культурой, домашний труд, общение с педагогами, музыка, кино, одежда, творческая деятельность, походы, техническое творчество, общение с природой экскурсии и краеведение, чтение художественной литературы (вне программы), занятия без особой цели (ничего неделание).

 

У учащейся имеют хорошую  степень развитости следующие качества: умение управлять собой. Качества, имеющие  среднюю степень развитости: осознание цели (знаю, чего хочу), наличие творческого подхода к делам, влияние на окружающих, организаторские способности, знание правил организаторской работы, умение работать в группе. Качества, имеющие низкую степень развитости: умение решать проблемы, искренность в самооценке.

 

Учащаяся имеет высокий  уровень социальной адаптированности и приверженности гуманистическим  нормам жизнедеятельности. Средний  уровень - автономности и социальной активности.

 

19. Якубёнок Андрей.

 

У учащегося средняя учебно-познавательная мотивация.

 

Для учащегося наиболее значимы следующие сферы интересов: учёба, музыка, спорт и занятия  физической культурой, общение с  противоположным полом, коллектив  класса, техническое творчество. Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: общение в семье, телевидение и радио, домашний труд, кино, одежда, самовоспитание личности, общение с педагогами, общение с друзьями, общение с природой, художественное творчество, походы, экскурсии и краеведение, чтение художественной литературы (вне программы), занятия без особой цели (ничего неделание).

 

У учащегося имеют  среднюю степень развитости следующие  качества: осознание цели (знаю, чего хочу), знание правил организаторской  работы, организаторские способности, умение решать проблемы, влияние на окружающих, наличие творческого подхода к делам, умение работать с группой, умение управлять собой. Качества, имеющие хорошую степень развитости: искренность самооценки.

 

Учащийся имеет высокий  уровень автономности. Средний уровень - социальной адаптированности, социальной активности и приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности.

 

Многие дети активно  откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативу и не проявляют, но им хотелось бы всегда быть в центре внимания и принимать активное участие в школьной деятельности.

 

 Приложение 3

 

Организация внеклассной  воспитательной работы

 

Для того, чтобы организация  внеклассной работы была реализована  наиболее успешно, предлагается определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

 

1. Изучение и постановка  задач мероприятия. Данный этап  направлен на изучение особенностей  школьников и коллектива класса  для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

 

Цель этапа - объективная  оценка педагогической реальности, заключающаяся  в определении ее положительных  аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

 

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов  педагогического исследования, ведущим  среди которых на данном этапе  является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.

 

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: программный  продукт, видеоизображение, цифровая фотография, обработанный звук и т.д.

 

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

 

2. Моделирование предстоящей  внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

 

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной самооценки. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

 

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках с использованием программы графического редактора, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Дается задание с применением разработанного рисунка или схемы. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок "обречен" на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

 

В случае с классом, где  у детей низкая познавательная активность, педагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую деятельность детей, форму - работу с мультимедийной программой “устройство компьютера”, которая в красочной форме представляет материал и позволяет каждому ребенку осваивать материал в удобном ему темпе и в таком объеме, который он может.

 

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает  предстоящую работу, чем детальнее  будет образ, тем больше нюансов  он может заранее учесть.

 

3. Практическая реализация  модели направлена на осуществление  задуманной воспитательной работы  в реальном педагогическом процессе.

 

4. Анализ проведенной  работы направлен на сравнение  модели с реальным воплощением,  выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

 

 Список литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Методы  обучения в современной общеобразовательной  школе. - М.,1985

 

2. Воспитание школьников  во внеучебное время. Под ред.  Л.К. Балясной; Сост: Т. В. Сорокина.- М. -1999

 

3. Горбатов Д.С. Умения  и навыки: о соотношении содержания этих понятий. М.: Педагогика, 1994

 

4. Козлов И.Ф. Педагогический  опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.- 1987

 

5. Крупская Н.К. Избранные  произведения. - М.: Просвещение, 1965

 

6. Кулько В.А. Цехмистрова  Т.Д. Формирование у учащихся  умений учиться. - М.: Просвещение, 1983-80с.

 

7. Лебедев О.Е. Формирование  потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973.

 

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1990

 

9. Маркова А. «Формирование  мотивации учения в школьном  возрасте», М.: Просвещение, 1983.

 

10. Маркова А. «Мотивации учения и её воспитание у школьников», М.: Просвещение, 1983.

 

11. Морозова Н. Г.  Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979

 

12. Обухов. А.С. Эффективность  применения проектной и исследовательской  деятельности в обучении. “Просвещение” 1988

 

13. Онищук В.А. Урок  в современной школе. М. Просвещение. 2001

 

14. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся//Специалист, 1996

 

15. Педагогика: учеб. Пособие  для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.  Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издательский центр «Академия», 2006

 

16. Пидкасистый П.И.  Педагогика. Учебное пособие. Пидкасистый  П.И.- М.- 2007

 

17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В

 

2 кн. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1999.

 

18. Развитие учащихся  в процессе обучения./Под ред.  Занкова Л.В. - М.: АПН РСФСР, 1963.

 

19. Станкин М. И. Процесс  усвоения знаний//Открытая школа, 2006

 

20. Талызина Н.Ф. Управление  процессом усвоения знаний. - М., 1975

 

21. Талызина Н. Ф.  Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983

 

22. Усова А. В. Формирование  у учащихся учебных умений.-М:Знание,1987

 

23. Формирование познавательных  интересов школьников. // Под ред.  Щукиной Г.И. Л., 1968.

 

24. Шамова Т.И. Активизация  учения школьников. - М., 1982

 

Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа: Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного  интереса у детей

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

1.1 Сущность познавательного  интереса школьников

 

1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий

 

1.3 Развитие познавательного  интереса младших школьников  через внедрение информационно–коммуникационных  технологий

 

1.4 Изучение животного  мира в программе А.А. Плешакова  «Зеленый дом» с использованием  ИнКТ

 

Вывод по первой главе

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО  МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

2.1 Диагностика уровня  развития познавательного интереса

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение  в понимании его целей. Сегодня  на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

 

Проведенный анализ научной  литературы свидетельствует об интенсивности  исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности; изучалась предметная направленность и осознание познавательного интереса учащимися разных возрастных групп (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г. Якобсон и др.).

 

Несмотря на то, что  проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.

 

Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного  интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%.

Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе