Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

4. Профориентация  относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том числе связанные  с развитием человеческого фактора  общественного производства.

5. На  эффективность профориентации влияет  множество различных объективных  и субъективных факторов. Это  система трудно поддается организации  и управлению. Эти и другие  причины позволяют назвать систему профориентации сложной[10; 33].

 

Из сформулированных выше пяти исходных положений вытекает определение системы профориентации школьников.

  “ Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества” [10; 33].

   “  Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят  следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” [10; 33].

   При  неизменной общей цели конкретные  цели и задачи работы каждой  школы зависит от потребностей  кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий  в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных  целей и задач в значительной  степени зависит и от качества  работы по каждому из этих  направлений.

   “В  настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

  1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
  2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
  3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии  со стороны специалистов-профконсультантов.
  4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить  данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
  5. Социально-профессиональная адаптация.
  6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.” [10; 34]

 В работе  по различным направлениям определился  круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

        К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

   Вот  почему с педагогической точки  зрения эффективность выбора  профессии означает меру соответствия  индивидуального выбора профессии  рекомендациям педагога. При этом  предполагается, что педагогические  рекомендации основаны на учете  как личных, так и общественных  потребностей. Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.

   Успешность  выбора профессии означает также  оптимальное согласование общественных  потребностей в сфере труда  с планами профессионального  и личностного развития учащихся. Поэтому чем больше профессиональный  выбор соответствует структуре  требуемых в современном обществе  кадров профессий, тем успешнее  осуществлялась работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах  и реального выбора служит  одним из наиболее важных критериев  эффективности профориентации.

   Наиболее  важным психологическим критерием  успешного выбора профессии и  места работы является удовлетворенность  человека сделанным выбором. Для  оценки уровня удовлетворенности  профессией, местом и характером  выполняемой работы, зарплатой используются  тесты и анкеты.

2.1. Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” [10; 68].

      Работа по профпросвещению включает  в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.  

     Знания о профессиях учащиеся  получают не только в школе. Источниками знаний по этому  вопросу служат средства массовой  информации, родственники, знакомые  и др. При этом сведения о  содержании профессии и их  значимости иногда могут быть  даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только  к пропаганде профессий.

    “Планировать работу по профессиональному  просвещению в школе, в частности  по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

    Исходя из того, что профпросвещение  – процесс активный, следует больше  опираться на такие методы  работы, которые требуют непосредственного  участия школьников в самом  процессе получения информации” [10; 69].

“Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

  • Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” [10; 69-70].

          Урок – основная организационная  форма учебно-воспитательного процесса  в школе. Профессиональная ориентация  – составляющая часть этого  процесса. Поэтому неотъемлемой  частью урока должна стать  работа по профпросвещению.

       Составной частью профпросвещения  является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.

        Значительное место в работе  по профпросвещению занимают  беседы, которые проводят классные  руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. Такие беседы можно  посвящать ознакомлению с какой-то  одной профессией, с группой родственных  профессий, вопросам значимости  их правильного выбора для  человека. При этом тематика бесед  должна отвечать возрастным особенностям  школьников и охватывать круг  вопросов, интересующих самих учащихся.

     “Ознакомление учащихся с профессиями  в процессе беседы можно проводить  по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с  данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:

 Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

 Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к возрасту  и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим  и психологическим особенностям  человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии  на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”. [10; 75-76]

2.2. Изучение школьников в целях профориентации

Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.

     “Психофизиологические особенности  человека – это особенности  его психики, развития, строения  организма, состояния здоровья. Каждый  человек обладает определенными  психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным  данным более или менее подготовлен  к успешному овладению профессией  или группой профессий. Но в  связи с этим встает вопрос: как же правильно определить  эти особенности и свойства  личности? Ведь вся трудность  состоит именно в том, что особенности  психики школьника не могут  быть полностью определены учителем, так как далеко не всегда  в учебной и внеклассной деятельности  учащихся можно создать условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в  какой-то степени моделирует условия  труда, поэтому не все профессионально  важные особенности могут быть  полностью проявлены” [10; 82-83].

        Изучение учащихся в целях  профориентации  составляет один  из важнейших составных компонентов  профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

       Рассмотрим подробнее те стороны  личностных характеристик, которые  имеют значение для профессиональной  работы.

       Ценностные ориентации. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. “Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

  • Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
  • Авторитет в трудовом коллективе;
  • Признание родных, знакомых, друзей;
  • Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;
  • Применение своих знаний, умений, способностей;
  • Творческий характер труда;
  • Материально-практические, утилитарные ценности -  хороший заработок;
  • Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе” [10; 84].

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность – долговременное, стойкое.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников