Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3
6
6
9
13
23
23
29
32
40
46
48
50
У них рано развивается
чувство гражданского долга, чести,
человеческого достоинства. Лгать
и изворачиваться подростки с
сенситивными чертами характера
не умеют, даже если без этого у
них возникнут дополнительные трудности.
Им чуждо стремление к авантюрам
и приключениям сомнительного характера.
Они предъявляют высокие
Самооценка у лиц с сенситивными чертами характера, как правило, занижена: они считают себя людьми, «далекими от идеалов». В то же время любая насмешка в их адрес, малейшая подозрительность в нечестности, в неблаговидности их поступков воспринимаются как обида, переживаются долго и тяжело. Подростки с сенситивными чертами характера не отгораживаются от товарищей, у них, в отличие от шизоидов, хорошо развиты интуиция, чувство сострадания и сопереживания, но в силу повышенной стеснительности и легкой ранимости они предпочитают группе сверстников одного-двух близких друзей, с которыми делятся своими заветными мечтами и которым всегда готовы прийти на помощь.
Астенический тип. Характеризуется в основном повышенной раздражительностью, быстрой истощаемостью и склонностью к ипохондрическим образованиям. Астенические черты характера проявляются уже в детском возрасте, но окончательное их «структуирование» происходит только к концу пубертатного. В детском возрасте астенические черты обычно недифференцированы, но чем старше подросток, тем отчетливее проступает неоднородность астенического синдрома, лежащего в основе этого типа особенностей характера.
Мы выделяем два варианта
типов астенических особенностей характера:
гиперстенический и гипостенический.
Основными критериями такого разделения
явилось преобладание в структуре
того или иного варианта повышенной
раздражительности или
Гиперстенический вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения непродолжительны, но часто повторяются. Аффект не достигает большой силы (в отличие от аффекта у лиц с эксплозивным типом) и не всегда направлен по адресу.
К своим поступкам, в том числе и вспышкам раздражения, такие лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной, но они скоро устают, отвлекаются и, не окончив работу, бросают ее. При занятиях умственным трудом гиперстеникам трудно сосредоточить внимание, что проявляется повышенной отвлекаемостью, рассеянностью и плохим запоминанием. Неудачи в работе вызывают недовольство собой и окружающими. Подчас «выводят из себя» такие обычные, легко переносимые другими, раздражители, как присутствие «посторонних», негромкий разговор и т. п. Раздражительность усиливается, если подросток садится за чтение, готовит уроки или старается заснуть.
Гипостенический вариант. Проявляется прежде всего повышенной психической истощаемостью, быстро возникающим чувством усталости, отсутствием душевной и физической бодрости.
Круг интересов таких
подростков обычно снижен и ограничен
анализом собственных болезненных
ощущений. Они пассивны и сторонятся
сверстников. Их легко обидеть, они
часто и по малейшему поводу плачут,
но не так, как гиперстеники — навзрыд
и с бранью, а тихо, отвернувшись
лицом к стенке. Трудоспособность
гипостеников снижена, они быстро утомляются,
а потому стараются избегать всяких
мероприятий, связанных с психическим
напряжением или интенсивной
физической нагрузкой. Быстрая истощаемость
порождает чувство
Истероидный тип. Чаще встречается у девочек. Наиболее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству. Для этого используются все возможные средства: экстравагантная одежда, сверхмодная прическа, эстрада, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на виду» (официантки, продавщицы, манекенщицы и т. п.). Претензии истероидных подростков почти всегда превышают реальные возможности. Равнодушие и пренебрежение для таких подростков хуже, чем презрение. Иногда они сами создают «скандальные» ситуации только для того, чтобы на них обратили внимание. Они озлобляются, если окружающие не замечают их «выдающихся качеств» или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Для них враг любой, кто игнорирует их признание, и, наоборот, они мягки, заботливы и ласковы по отношению к тем, кто восхищается ими, популяризирует их «незаурядность» и успехи.
Поведение истероидного подростка неестественно, нарочито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совершить красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и восторгаются. Такие подростки легко внушаемы, конформны, но только в том случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть героем дня.
Эмоционально-лабильный
тип входит в состав более обширной
группы, которую П. Б. Ганнушкин назвал
«циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного
П. Б. Ганнушкин к группе циклоидов относил
конституционально-
В подростковом возрасте наиболее
часто встречаются два типа особенностей
характера аффективного круга: эмоционально-лабильный
(«эмотивно-лабильный») и гипертимный
(«конституционально-
Для личностей с эмоционально-
У эмоционально-лабильных подростков нередко отмечаются хронические вялотекущие соматические заболевания, склонность к аллергическим реакциям, вегетососудистая неустойчивость.
Гипертимный тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.
Они отличаются неугомонностью,
шумливостью, непослушностью. Им всегда
и до всего есть дело, они ловки
и изворотливы, но очень плохо
переносят любой режим и
Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.
Гипертимные подростки склонны к пьянству и правонарушениям. Жестокость, агрессивность, равно как и аутоагрессивные действия, для подростков с гипертимными чертами характера не типичны.
Особенности характера как крайний вариант нормы следует в первую очередь дифференцировать с психопатиями и психопатоподобными состояниями. Такое разграничение, особенно в подростковом возрасте, представляет большие трудности.
Для особенностей характера
в отличие от психопатии более
типичны избирательность и
Особенности характера могут быть врожденными, но могут формироваться и под влиянием вредных факторов внешней среды. Они обычно заостряются в подростковом возрасте, в последующем сглаживаются, компенсируются, однако иногда в неблагоприятных условиях трансформируются в психопатию.
Зная тип особенностей характера подростка, можно прогнозировать возможные варианты нарушений в его поведении, а следовательно, конкретизировать мероприятия, направленные на их профилактику и превентивную коррекцию их.
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте
Только внутреннее изменение самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных стадий развития личности. Путем чисто эмпирического исследования психология установила, что возрастные изменения могут происходить резко, критически, или постепенно, литически. Блонский называет эти стадии кризисами и фазами.
Критичность подросткового
возраста нарастает прямо
Кризис подросткового
возраста значительно отличается от
кризисов других возрастов. Он представляется
нам самым острым и длительным.
В течение этого периода
Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения человеком определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Основные поведенческие проявления свойственны как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному. В первом случае они желательны, а во втором свидетельствуют о наличие тех или иных трудностей подростка. В этом случае необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Рассмотрим эти проявления.
1. Трудности в решении
проблемы близости, т. е. вступление
в эмоционально близкие
2. Неумение решить проблему
собственной активности, которая
может проявляться в трудности
концентрации на учебных
3. Неумение установить гармоничные отношения между прошлым, настоящим и будущим, т. е. гордиться прошлым, получать радость от настоящего, совершать действия, направленные на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах:
а) жить только настоящим, так как будто будущее не состоится;
б) страх к будущему;
в) сверхустремленность в будущее при потере интересов настоящего. Если гармоничное отношение к прошлому, настоящему и будущему не устанавливается, то формирующуюся у подростка идентичность, можно назвать «размытой во времени».
4. Неумение решить проблему
выбора идеального «Я». В этом
случае в качестве идеального
«Я» выбираются кумиры, отдаленные
во времени и пространстве. Можно
сказать в этом случае у
подростка формируется «
Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте