Формирование черт характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3







6

6

9

13





23



23

29

32







40



46



48



50

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование черт характера в подростковом возрасте.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

 

У них рано развивается  чувство гражданского долга, чести, человеческого достоинства. Лгать  и изворачиваться подростки с  сенситивными чертами характера  не умеют, даже если без этого у  них возникнут дополнительные трудности. Им чуждо стремление к авантюрам  и приключениям сомнительного характера. Они предъявляют высокие моральные  требования к себе, но требуют того же и от окружающих. Всякое столкновение с ложью, грубостью, цинизмом, несправедливостью  глубоко ранит их и надолго  выводит из равновесия.

Самооценка у лиц с  сенситивными чертами характера, как  правило, занижена: они считают себя людьми, «далекими от идеалов». В  то же время любая насмешка в их адрес, малейшая подозрительность в  нечестности, в неблаговидности  их поступков воспринимаются как  обида, переживаются долго и тяжело. Подростки с сенситивными чертами характера не отгораживаются от товарищей, у них, в отличие от шизоидов, хорошо развиты интуиция, чувство сострадания и сопереживания, но в силу повышенной стеснительности и легкой ранимости они предпочитают группе сверстников одного-двух близких друзей, с которыми делятся своими заветными мечтами и которым всегда готовы прийти на помощь.

Астенический  тип. Характеризуется в основном повышенной раздражительностью, быстрой истощаемостью и склонностью к ипохондрическим образованиям. Астенические черты характера проявляются уже в детском возрасте, но окончательное их «структуирование» происходит только к концу пубертатного. В детском возрасте астенические черты обычно недифференцированы, но чем старше подросток, тем отчетливее проступает неоднородность астенического синдрома, лежащего в основе этого типа особенностей характера.

Мы выделяем два варианта типов астенических особенностей характера: гиперстенический и гипостенический. Основными критериями такого разделения явилось преобладание в структуре  того или иного варианта повышенной раздражительности или истощаемости.

Гиперстенический вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки  возбуждения непродолжительны, но часто  повторяются. Аффект не достигает большой  силы (в отличие от аффекта у  лиц с эксплозивным типом) и не всегда направлен по адресу.

К своим поступкам, в том  числе и вспышкам раздражения, такие  лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о  них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной, но они скоро устают, отвлекаются и, не окончив работу, бросают ее. При занятиях умственным трудом гиперстеникам трудно сосредоточить внимание, что проявляется повышенной отвлекаемостью, рассеянностью и плохим запоминанием. Неудачи в работе вызывают недовольство собой и окружающими. Подчас «выводят из себя» такие обычные, легко переносимые другими, раздражители, как присутствие «посторонних», негромкий разговор и т. п. Раздражительность усиливается, если подросток садится за чтение, готовит уроки или старается заснуть.

Гипостенический вариант. Проявляется  прежде всего повышенной психической  истощаемостью, быстро возникающим  чувством усталости, отсутствием душевной и физической бодрости.

Круг интересов таких  подростков обычно снижен и ограничен  анализом собственных болезненных  ощущений. Они пассивны и сторонятся сверстников. Их легко обидеть, они  часто и по малейшему поводу плачут, но не так, как гиперстеники — навзрыд  и с бранью, а тихо, отвернувшись лицом к стенке. Трудоспособность гипостеников снижена, они быстро утомляются, а потому стараются избегать всяких мероприятий, связанных с психическим  напряжением или интенсивной  физической нагрузкой. Быстрая истощаемость порождает чувство неуверенности  в себе.

Истероидный тип. Чаще встречается у девочек. Наиболее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству. Для этого используются все возможные средства: экстравагантная одежда, сверхмодная прическа, эстрада, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на виду» (официантки, продавщицы, манекенщицы и т. п.). Претензии истероидных подростков почти всегда превышают реальные возможности. Равнодушие и пренебрежение для таких подростков хуже, чем презрение. Иногда они сами создают «скандальные» ситуации только для того, чтобы на них обратили внимание. Они озлобляются, если окружающие не замечают их «выдающихся качеств» или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Для них враг любой, кто игнорирует их признание, и, наоборот, они мягки, заботливы и ласковы по отношению к тем, кто восхищается ими, популяризирует их «незаурядность» и успехи.

Поведение истероидного подростка  неестественно, нарочито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совершить  красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и  восторгаются. Такие подростки легко  внушаемы, конформны, но только в том  случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть героем дня.

Эмоционально-лабильный  тип входит в состав более обширной группы, которую П. Б. Ганнушкин назвал «циклоидами». Помимо эмотивно-лабильного П. Б. Ганнушкин к группе циклоидов относил конституционально-депрессивный, конституционально-возбудимый и циклотимический типы.

В подростковом возрасте наиболее часто встречаются два типа особенностей характера аффективного круга: эмоционально-лабильный («эмотивно-лабильный») и гипертимный («конституционально-возбудимый») .

 

Для личностей с эмоционально-лабильными чертами характерна частая смена настроения по малейшему, незаметному для постороннего глаза поводу. Иногда настроение меняется по нескольку раз в течение дня и колеблется от «безудержного веселья до приступов полногоотчаяния».    Беззаботно-веселый, жизнерадостный, бодрый, энергичный подросток «вдруг» становится унылым, печальным, грустным, подавленным. Иногда веселье и оптимизм сменяются раздражительностью, несдержанностью, неуверенностью в себе, тревогой, и тогда подросток начинает грубить окружающим или пытается уединиться.

У эмоционально-лабильных  подростков нередко отмечаются хронические  вялотекущие соматические заболевания, склонность к аллергическим реакциям, вегетососудистая неустойчивость.

Гипертимный тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.

Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непослушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки  и изворотливы, но очень плохо  переносят любой режим и дисциплину. Общительны, любят находиться в кругу  сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключений». Уже  с детского возраста они склонны  к риску и авантюре. Им постоянно  нужны новые впечатления: новые  люди, предметы, игры, ситуации. Для  них мучительны монотонность и однообразие.

Гипертимы плохо переносят  любую гиперопеку, не терпят нотаций  и нравоучений, бурно реагируют  на запреты и ограничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.

Гипертимные подростки склонны  к пьянству и правонарушениям. Жестокость, агрессивность, равно как и аутоагрессивные  действия, для подростков с гипертимными чертами характера не типичны.

Особенности характера как  крайний вариант нормы следует  в первую очередь дифференцировать с психопатиями и психопатоподобными состояниями. Такое разграничение, особенно в подростковом возрасте, представляет большие трудности.

Для особенностей характера  в отличие от психопатии более  типичны избирательность и неустойчивость патологических его черт, а также  меньшая их выраженность, не нарушающая на длительный период социальной адаптации  подростка. Реакции личности с особенностями  характера по сравнению с реакциями  психопата более тесно связаны  с внешними психотравмирующими факторами, и к ним обычно сохраняется  ситуационный самоконтроль. Развязный, грубый в семье подросток с  особенностями характера понимает, что этого нельзя делать при малознакомых людях. Он пьянствует со сверстниками, однако, если в семье пьянство не поощряется, старается не приходить  пьяным домой. Для психопата таких  границ не существует.

Особенности характера могут  быть врожденными, но могут формироваться  и под влиянием вредных факторов внешней среды. Они обычно заостряются  в подростковом возрасте, в последующем  сглаживаются, компенсируются, однако иногда в неблагоприятных условиях трансформируются в психопатию.

Зная тип особенностей характера подростка, можно прогнозировать возможные варианты нарушений в  его поведении, а следовательно, конкретизировать мероприятия, направленные на их профилактику и превентивную коррекцию их.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  НЕОБХОДИМОСТЬ  ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Условия и  проблемы, возникающие при формировании  черт характера в подростковом  возрасте

 

 Только внутреннее изменение самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных стадий развития личности. Путем чисто эмпирического исследования психология установила, что возрастные изменения могут происходить резко, критически, или постепенно, литически. Блонский называет эти стадии кризисами и фазами.

Критичность подросткового  возраста нарастает прямо пропорционально  росту и поднятию культуры человеческого  общества, культуры социальной среды. Самое большое своеобразие полового созревания у человека заключается  в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического  развития и роста не совпадают. Эта  единая точка созревания распалась  на три отдельных, образуя своебразный  треугольник, который схематически изображает структуру переходного  возраста и основу его критичности.

Кризис подросткового  возраста значительно отличается от кризисов других возрастов. Он представляется нам самым острым и длительным. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежнее  отношение ребенка к миру и  к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной  позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Кризисный  характер перехода от одного этапа  формирования личности к другому, обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи  с формированием новых психологических  структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и оказываются нереализованными. В этот период возникает много проблем в формировании характера. Одна из них это проблема идентичности. Данная проблема рассматривается в соответствии с теорией Э. Эриксона. В качестве основополагающего он использовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение человеком собственной целостности и тождества. Ключевую роль в процессе становления идентичности Эриксон отводил подростковому возрасту, т. к. качественные изменения в этот период происходят значительно быстрее, чем в другое время. В этот период происходит частичное разрушение имеющегося с детства представления о себе. По мнению Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека – ее успешности или неуспешности.

Через кризисы и сопутствующие  им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения человеком определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Основные поведенческие проявления свойственны как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному. В первом случае они желательны, а во втором свидетельствуют о наличие тех или иных трудностей подростка. В этом случае необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Рассмотрим эти проявления.

1. Трудности в решении  проблемы близости, т. е. вступление  в эмоционально близкие дружеские  отношения. Это может проявляться  в самоизоляции, при этом общение  даже с родными людьми ограничивается  стереотипными, формальными отношениями.  В противоположном случае подросток  пребывает в лихорадочных поисках  близости с все новыми людьми, которые, в конце концов, оканчиваются неудачами. Если эти поведенческие проявления зафиксируются на долгое время, есть риск формирования у подростка слабой идентичности, т. е. слабого «Я», которое боится потерять себя при близких контактах с другими людьми. Слабая идентичность может в отдельных случаях проявляться в стремлении подростков к абсолютному подчинению сильному лидеру или компании. В этом случае слабое «Я» заменяется сильным мы, что дает подростку иллюзию своей силы.

2. Неумение решить проблему  собственной активности, которая  может проявляться в трудности  концентрации на учебных занятиях  или в сверхпоглощенности уроками.  Причина всего этого одна и  та же – наличие глубокого  чувства неполноценности. Если  такое положение сохранится на  длительное время, у подростка  сформируется идентичность, которую  можно назвать неуверенной идентичностью. 

3. Неумение установить  гармоничные отношения между  прошлым, настоящим и будущим, т. е. гордиться прошлым, получать радость от настоящего, совершать действия, направленные на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах:

а) жить только настоящим, так  как будто будущее не состоится;

б) страх к будущему;

в) сверхустремленность в  будущее при потере интересов  настоящего. Если гармоничное отношение  к прошлому, настоящему и будущему не устанавливается, то формирующуюся  у подростка идентичность, можно  назвать «размытой во времени».

4. Неумение решить проблему  выбора идеального «Я». В этом  случае в качестве идеального  «Я» выбираются кумиры, отдаленные  во времени и пространстве. Можно  сказать в этом случае у  подростка формируется «иллюзорная  идентичность», поскольку основное  содержание их психической жизни  наполняется иллюзиями общения  с кумирами.

Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте