Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Существует несколько  разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий.

 Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или  формулу, включающую переменные и отношения  между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование  предполагает создание прибора или  устройства, по своему действию напоминающего  то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование  основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование  основано на идеях и символике, применяемой  в математической логике.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

 

 

 

24. Мышление: сущность, формы и виды

Мышление  отражает мир  в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений,.

 В психологической  науке различают такие формы  мышления как понятия, суждения  и умозаключения. 

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятие в зависимости  от типа абстракции и обобщения, лежащих  в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое.

Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.  Теоретическое понятие – это объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).  Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Содержание понятий  раскрывается в суждениях, которые  всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными.

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения несоответствующие объективной реальности. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам,  В единичных суждениях – только к одному

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедуктивное, по аналогии

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

В психологии наиболее принята  и распространена следующая классификация видов мышления:

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление – наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Выделение видов мышления можно производить по различным основаниям.

По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.  Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развернутости  мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет ярко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.  Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием ярко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Обычно используют три  критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления: 1) временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны  и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функциональному назначению.

Репродуктивное  мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.  Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный  характер. Для ориентации в таких  объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления.

По типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ.

Эмпирическое  мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений.

По функциональному  назначению различают критическое  и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.  Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления – наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.  Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

 

25. Надежность теста

Надежность  теста  – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

В психометрии термин “надежность” имеет два значения. Тест называется надежным, если он является внутренне согласованным, а также, если он дает одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании.

Надежность при повторном  тестировании по прошествии времени  называется ретестовой надежностью.

Надежность   частей   теста   –   характеристика   надежности психодиагностической  методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления, суть которого заключается в выполнении испытуемым заданий двух равноценных частей теста. Для оценки надежности методом расщепления выбирают две эквивалентные по характеру и степени трудности группы задач. Разделение объема заданий теста на сопоставимые части достигается:

- распределением заданий  на четные и нечетные;

- распределением пунктов  по принципу близости или равенства  значений индексов трудности  и дискриминативности;

- распределением задач по времени решения каждой из частей.

Источники неудовлетворительной надежности:

1. Субъективное оценивание. Субъективное  оценивание является общим источником  ошибок. При таком оценивании  допускаются различия между результатами  различных экспериментаторов и между результатами работы одного и того же экспериментатора в разных случаях. Решением этой проблемы будет использование только тех типов заданий, результаты выполнения которых могут быть обработаны объективно.

2. Угадывание. Влияние угадывания испытуемыми правильного ответа снижается с увеличением общего количества заданий теста.

3. Понятные задания. Использование  понятных недвусмысленных заданий  улучшает надежность тестов.

4. Величина теста. Чем длиннее  тест, тем он надежнее. Для удовлетворительной надежности достаточно заданий.

5. Инструкции к тесту. Инструкции  к тесту должны быть недвусмысленными  и понятными. При помощи инструкций  можно легко изменить уровень  трудности заданий.

6. Неудовлетворительная ретестовая  надежность. Ошибки, допускаемые при проведении повторного тестирования (изменения в условиях тестирования, вариации в самочувствии испытуемых и пр.), обычно являются источником неудовлетворительной ретестовой надежности.

7. Другие источники ошибок. Обычно  к ним относят состояния испытуемых, которые могут являться причиной неудовлетворительной надежности теста.

 

 

26. Направления  и школы современной социальной  психологии

Вклад ведущих психологических  школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен.

Особый вклад  в развитие социальной психологии внес функционализм (или функциональная психология): возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"