Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
2. Принцип соотв-вия выбираемой профессии интересам, склонностями, способ-стями л-сти и одновременно потреб-стям общества в кадрах определ. профессии выражает связь л-стного и общественного аспектов выбора профессии. Нельзя выбирать профессию, исходя только из собств. интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соотв-вия потреб-стей л-сти и общества приводит к несбалансированности в проф. стр-ре кадров.
3. Принцип активности в выборе профессии хар-ризует тип д-сти л-сти в процессе проф. самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и проф. подготовки, советы родителей и их проф опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) лит-ры, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Этот
принцип отражает идею выбора
такой профессии, кот. давала
бы л-сти возможность
5. Принцип престижности.
Самым распространенным и
6. Принцип здоровья. Конечно,
следует учитывать и состояние
здоровья, и темперамент, чтобы
они не оказались препятствием
в освоении выбранной
7. Принцип трудоустройства.
Необходимо также учитывать и
возможность трудоустройства
Принципы выбора профессии.
Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться в 3 вещах:
1.определить, каковы твои проф. интересы и склонности. Кратко мы называем это "ХОЧУ".
2. оценить, каковы твои проф. важные кач-ва: здоровье, квалификация и способ-сти, кот. определяют твою проф. пригодность и возможности. Проще говоря, это "МОГУ".
3. узнать, какие профессии
пользуются спросом на рынке
труда у работодателей, по
Если ты сумеешь совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", то твой проф. выбор будет удачным.
Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна,
- соответствует способностям,
- пользуется спросом на рынке труда.
Профессиональное
Слова «проф. самоопределение» понимаются не только как «самоопределение профессионала», но и как «самоопределение подрастающего чел-ка – будущего профессионала».
Слово «самоопределение» может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ.
Можно согласиться здесь с тем, что обдумывание будущего жизненного и, в частности, проф. трудового пути это есть непременно и некот. уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некот. оград, препятствующих дальнейшему разв-ию.
Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некот. возможности выбора, чел-к в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности проф. разв-ия, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадание в проф. ограниченность, а как важное проявление психич. разв-ия, как активный поиск возможностей разв-ия, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов.
Итак, проф. самоопределение понимают как д-сть чел-ка, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его разв-ия как субъекта труда. Содержание д-сти – это образы желаемого будущего, цели в сознании субъекта, особ-сти его саморегуляции, особ-сти осознания себя, своих личных кач-в и своего места в системе деловых межличностных отношений.
Так, в целом по итогам разв-ия реб-ка в школе его проф. самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов проф. жизненных путей. А рез-том заключительного цикла проф. самоопределения школьника явл-ся его личный проф. жизненный план. Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем. Важным и необходимым рез-том д-сти самоопределения явл-ся и отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
Проблема проф. самоопределения чел-ка настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному чел-ку; она требует разностороннего инф-ционного и организационного обеспечения.
Дело усугубляется тем, что противоречия разв-ия л-сти и общества, порождающие эту проблему, постоянно воспроизводятся на разные лады вновь и вновь в связи с каждой очередной индивид. проф. судьбой, каждой очередной проф. группой.
К данным противоречиям можно отнести следующие:
1. Противоречие между
недостаточной
2. Противоречие между
потреб-стью чел-ка в деловых
советах в связи с
3. Противоречие между
значительной
4. Противоречие между
проф. планами оптанта, с одной
стороны, и его стойкими
5. Противоречие между
проф. планами оптанта и планами,
вынашиваемыми в отношении
6. Противоречие между высоким теоретическим и общенравственным уровнем отеч. педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности. Это противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов.
7. Противоречие между
высокими запросами
8. Противоречие между
объективными требованиями
Методы активизации
профессионального
Гл. хар-ками активизирующей профконсультационной методики явл-ся:
1. интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;
2. личная зависимость
обсуждаемых в методике
3. добровольность участия клиентов в процедуре данной методики;
4. двухплановость д-вия,
предполагающая, с одной стороны,
план реальных д-вий (реальные
эмоции, разговоры, д-вия), а с др.
стороны, план вымышленных д-
5. Организация совместного
с клиентом рассмотрения
- выделение общей цели работы
- использование общего ср-ва для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать ср-ва, методы, приемы, кот. клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти ср-ва для рассмотрения обсуждаемых вопросов)
- обеспечение постепенного
перевода ср-ва решения
- в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собств. ср-во для решения многообразных профориентаионных проблем.
Т.о., активизирующая методика – это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента ср-вом для самост. д-вий.
Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методиками, то активизирующая методика – более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние д-вия, а активизирующая методика может проходить внешне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».
Активизация направлена на формирование субъекта проф. самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным ср-вом для планирования, корректировки и реализации своих проф. перспектив.
Активизирующие методы проф. и л-стного самоопределения:
Профориентационные игры с классом – рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.
Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).
Карточные профконсультационные методики. Выделяют 2 группы:
1. инф-ционно-поисковые
системы – ИПС («профессьянсы»,
внешне напоминающие
2. игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам разл. игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и проф. целей.