Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
№26 Формирование характера. Характер – прижизненное образование. Формирование характера зависит от характера отношений, в которые человек вступает. Каждый возрастной период характеризуется своей системой отношений → наиболее благоприятными предпосылками для формирования тех или иных черт характера. На каждом возрастном этапе создаются более или менее благоприятные биологические предпосылки для проявления и формирования черт характера или их особенностей. В раннем детстве в силу инертности нервных процессов создаются благоприятные предпосылки для формирования черт характера. Включение человека в деятельность, которая способствует формированию черт характера. В одних и тех же социальных условиях и при наличии схожих наследственных особенностей могут возникать разные черты характера в связи с разными видами деятельности людей. Влияние разных видов деятельности различно и зависит от возраста ребенка. В основе характера лежат привычные действия, действия, доведенные до автоматизма. Путь формирования характера – упражнения, тренировка, доведение действия до автоматизма, через подражание. Бандура: «Люди, способные подражать такому образцу, который от своих действий получает удовольствие».
Понятие о характере.
Акцентуации.
Характер и личность.
Характер и деятельность.
№38. Психология труда как наука, актуальные проблемы психологии труда.
Предмет и задачи.
Психология труда – отрасль психол. науки, изучающая психол. особ-сти разл. видов труд. д-сти в их зависимости от общ-венно–историч. и конкр. произв-венных условий, от орудий труда, методов труд. обучения и от психол. кач-в л-сти работающего (Платонов); - это наука, изучающая психол. закономерности формирования конкр. форм труд. д-сти и отношения чел-ка к труду (Петровский, Ярошевский). Объект: 1. труд. д-сть, особ-сти л-сти работающего, его проф. способ-сти, произв-венная среда, межл-стные отношения в труд. коллективах, методы произв-венного обучения (Платонов). 2. чел-к как участник процесса создания потребительных ценностей. Предмет: 1. психол. сущность труд. д-сти, особ-сти л-сти работника и его взаимод-вие с произв-венной средой. 2. психол. закономерности, психич. процессы и св-ва л-сти в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физич. и соц. средой. Задачи: 1. психол. особ-сти конкр. видов проф. д-сти (ее ср-в, содержания, условий ее организации, анализа ошибок, классификации профессий и т.д.); 2. влияние индивидуально–психол. особ-стей чел-ка на эффективность, надежность и безопасность труда; 3. психол. закономерности формир-ния проф. пригодности чел-ка (профориентация, профотбор, профдиагностика, адаптация к труду); 4. ф-цион. состояния субъекта труда (стресс, монотония и т.д.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции; 5. психол. закономерности взаимод-вия чел-ка и техники; 6. инженерно–психол. обеспечение (оценка и проектирование) процесса создания и эксплуатации новой техники.
1. повышение производительности, эффективности труд. д-сти. 2. гуманизация труд. д-сти и сод-вие разв-ию л-сти в ней. Распространено разделение задач психологии труда на теор. (исследоват.) и прикладные (направленные на достижение конечного практич. рез-та психол. разработок).
Первая группа задач обусловлена психол. особ-стями субъекта труда, его стр-рой, и связью психологии и труда с общепсихол. проблематикой.
Вторая группа задач определ-ся практич. потреб-стями, кот. чаще всего возникают в ходе психол. изучения и оптимизации труд. д-сти.
Методы психологии труда.
Психол. изучение труд. д-сти предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психол. явлений, закономерностей труд. д-сти чел-ка и обоснование практич. рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психол. хар-ках труд. д-сти. Осн. инструментом в этой работе явл-ся комплекс конкр. методик психол. исследования, кот. можно объединить в след. классы методов:
1. анализ рабочих документов
(руководства, инструкции и т.
2. наблюдение за рабочим процессом - для сбора визуальной инф-ции о содержании д-сти;
3. хронометраж - оценка временных пар-тров труд. процесса;
4. опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) - получение письменной и устной инф-ции от субъекта труда;
5. самонаблюдение и самоотчет - воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;
6. трудовой метод – инф-ция об особ-стях д-сти экспериментатора, включенного в труд. процесс;
7. биографический метод - анализ жизненного и проф. пути;
8. физиолого-гигиенические методы - изучение условий д-сти;
9. эксперимент (естественный
и лабораторный) - изучение психол.
особ-стей субъекта труда (
Котелова разделяет все разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А подразделяется на 3 блока.
I. Метод наблюдения
- Метод непоср-венного наблюдения проф. д-сти;
- Трудовой метод – участие самого психолога в конкр. виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.
- Измерения разл. пар-тров процесса труда;
- Алгоритмический способ описания труд. д-сти;
- Анализ продуктов труд. д-сти;
- Анализ ошибочных д-вий, несчастных случаев и аварий;
- Экспериментально-психол. и физиол. пробы в ходе протекания проф. д-сти.
II. Метод опроса
- Беседа;
- Устный опрос (интервью);
- Письменный опрос (анкета);
- Биографические и автобиографические данные (психол. анализ);
- Метод обобщения независимых хар-ик
Третий блок методик раздела А – это анализ разл. произв-венной документации помогает в работе методикам из I и II блока.
Раздел Б содержит виды экспериментальных методик.
I. Лабораторный эксперимент
- Абстрактный;
- Модель отдельных эл-тов труд. процесса;
- Модели проф. д-сти в целом;
- Реальная труд. д-сть в условиях лаборатории;
- Метод тестов.
II. Производственный эксперимент
- Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы.
- Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В относ-ся разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Климов в своей классификации методов психологии труда добавляет:
Методы построения теории
- Методы построения
простых и сложных
- Методы интерпретации;
- Номологизации;
- Определения;
- Верификации;
- Доказательства;
- Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:
- методы обучения, разв-ия
субъекта труда, разв-ия проф.-
- консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений чел-ка о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определ. группой или несколькими группами профессий;
- методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
- методы реконструкции
– преобразования рабочего
Психологические
классификации профессий и их
использование в целях
Климов определяет 5 схем проф. д-сти:
1. «Человек - живая природа»
(П). Представители имеют дело
с растительными и животными
организмами, микроорг-змами и
условиями их существования (
2. «Человек - человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования явл-ся соц. системы, население, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер произв-ва, врач, учитель, соц. работник).
3. «Человек - техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь, техник, механик, электрослесарь, инженер-электрик).
4. «Человек - знаковая
система» (3). Естественные и искусственный
языки, условные знаки,
5. «Человек - художественный
образ» ( X ). Явления, факты
В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
- гностические профессии (Г);
- преобразующие (П);
- изыскательные (И).
По признаку основных орудий, ср-в труда в рамках каждого класса выделяют 4 отдела (третий ярус):
- профессии ручного труда (Р);
- профессии машинного
труда (машины с ручным
- профессии, связанные
с применением
- профессии, связанные
с преобладанием
По условиям труда профессии можно разделить на 4 группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
- работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;
- работа в необычных
условиях (на высоте, под землей,
под водой, при повышенных и
пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик,
водолаз машинист горного
- работа в условиях
повышенной моральной
Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Климов наметил четыре их группы:
- Двигательные (д-вия перемещения, расположения, поворота и т.д.).
- Познавательные (гностические) д-вия, д-вия восприятия, воображения и логические д-вия.
- Д-вия межличностного
общения; диагностирующие,
- Д-вие по согласованию усилий.
Климов намечает 8 осн. факторов, определяющих проф. выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного пед. коллектива;
4) личные проф. и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной проф. д-сти;
8) склонности.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы; способности; темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также соц. хар-ки: соц. окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:
1. профессии, где каждый
здоровый чел-к может достичь
общественно приемлемой
2. профессии, в кот. далеко не каждый чел-к может добиться нужной эффективности;
3. профессии, кот. по
своей сущности требуют
Каждый тип профессии предъявляет определ. требования к тем или иным способ-стям и кач-вам чел-ка.
Для профконсультации и профориентации школьников и взрослых Гусейнова-Пчелинова разработала программу анализа профессий, кот. содержит подробные перечни признаков, упорядоченные в 10 групп по след. критериям: 1) предмет труда; 2) преобладающие цели проф. д-вий; 3) хар-р задач по степени интеллектуальной сложности; 4) факторы сложности труда, источники проф. стресса; 5) используемые ср-ва труда; 6) индивидуальность - совместность труда; 7) преобладание исполнительских или организаторских ф-ций; 8) тип проф. общения; 9) виды риска и ответственности в труде; 10) физич. условия труда (микроклимат).
Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда.
1. Социономические профессии:
- Мед. обслуживание
- Воспитание и обучение
- Бытовое обслуживание
- Инф-ционное обслуживание
- Защита общества и гос-ва
2 Технономические профессии:
- Создание, монтаж, сборка технич. устр-в
- Эксплуатация технич. ср-в
- Ремонт технич. устройств.
3 Биономические профессии:
- Изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни растений и животных
- Уход за растениями и животными (их выращивание, воспроизводство)
- Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболевших
4 Сигнономические профессии:
- Тексты на родном и иностранных языках
- Цифры, формулы, таблицы
- Чертежи, карты, схемы
- Звуковые сигналы
5 Артономические профессии:
- Создание, проектирование, моделирование художественных произведений
- Воспроизведение, изготовление разл. изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре
- Воспроизведение, копирование,
размножение художественных
Классификация видов труда.
Труд в психол. понимании – это д-сть, рез-том кот. явл-ся соц.-ценный продукт. В отличие от игры, учения, общения труд обладает след. признаками (Климов):
- Труд ориентирован на заданный соц.-ценный рез-т;
- Труд регламентирован соц. нормами, правилами, традициями;