Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

 

№26 Формирование характера. Характер – прижизненное образование. Формирование характера зависит от характера отношений, в которые человек вступает. Каждый возрастной период характеризуется своей системой отношений → наиболее благоприятными предпосылками для формирования тех или иных черт характера. На каждом возрастном этапе создаются более или менее благоприятные биологические предпосылки для проявления и формирования черт характера или их особенностей. В раннем детстве в силу инертности нервных процессов создаются благоприятные предпосылки для формирования черт характера. Включение человека в деятельность, которая способствует формированию черт характера. В одних и тех же социальных условиях и при наличии схожих наследственных особенностей могут возникать разные черты характера в связи с разными видами деятельности людей. Влияние разных видов деятельности различно и зависит от возраста ребенка. В основе характера лежат привычные действия, действия, доведенные до автоматизма. Путь формирования характера – упражнения, тренировка, доведение действия до автоматизма, через подражание. Бандура: «Люди, способные подражать такому образцу, который от своих действий получает удовольствие».

 

Понятие о характере.

Акцентуации.

Характер и  личность.

Характер и  деятельность.

 

№38. Психология труда как наука, актуальные проблемы психологии труда.

Предмет и задачи.

Психология  труда – отрасль психол. науки, изучающая психол. особ-сти разл. видов труд. д-сти в их зависимости от общ-венно–историч. и конкр. произв-венных условий, от орудий труда, методов труд. обучения и от психол. кач-в л-сти работающего (Платонов); - это наука, изучающая психол. закономерности формирования конкр. форм труд. д-сти и отношения чел-ка к труду (Петровский, Ярошевский). Объект: 1. труд. д-сть, особ-сти л-сти работающего, его проф. способ-сти, произв-венная среда, межл-стные отношения в труд. коллективах, методы произв-венного обучения (Платонов). 2. чел-к как участник процесса создания потребительных ценностей. Предмет: 1. психол. сущность труд. д-сти, особ-сти л-сти работника и его взаимод-вие с произв-венной средой. 2. психол. закономерности, психич. процессы и св-ва л-сти в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физич. и соц. средой. Задачи: 1. психол. особ-сти конкр. видов проф. д-сти (ее ср-в, содержания, условий ее организации, анализа ошибок, классификации профессий и т.д.); 2. влияние индивидуально–психол. особ-стей чел-ка на эффективность, надежность и безопасность труда; 3. психол. закономерности формир-ния проф. пригодности чел-ка (профориентация, профотбор, профдиагностика, адаптация к труду); 4. ф-цион. состояния субъекта труда (стресс, монотония и т.д.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции; 5. психол. закономерности взаимод-вия чел-ка и техники; 6. инженерно–психол. обеспечение (оценка и проектирование) процесса создания и эксплуатации новой техники.

1. повышение производительности, эффективности труд. д-сти. 2. гуманизация  труд. д-сти и сод-вие разв-ию  л-сти в ней. Распространено  разделение задач психологии  труда на теор. (исследоват.) и  прикладные (направленные на достижение  конечного практич. рез-та психол. разработок).

Первая группа задач  обусловлена психол. особ-стями субъекта труда, его стр-рой, и связью психологии и труда с общепсихол. проблематикой.

Вторая группа задач  определ-ся практич. потреб-стями, кот. чаще всего возникают в ходе психол. изучения и оптимизации труд. д-сти.

Методы психологии труда.

Психол. изучение труд. д-сти  предусматривает использование  совокупности методов и частных  методических приемов (методик). Познание психол. явлений, закономерностей труд. д-сти чел-ка и обоснование практич. рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психол. хар-ках труд. д-сти. Осн. инструментом в этой работе явл-ся комплекс конкр. методик психол. исследования, кот. можно объединить в след. классы методов:

1. анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т.п.) - для общего ознакомления со  спецификой конкр. д-сти;

2. наблюдение за рабочим  процессом - для сбора визуальной  инф-ции о содержании д-сти;

3. хронометраж - оценка  временных пар-тров труд. процесса;

4. опрос (беседа, анкетирование,  экспертные оценки и др.) - получение письменной и устной инф-ции от субъекта труда;

5. самонаблюдение и  самоотчет - воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;

6. трудовой метод –  инф-ция об особ-стях д-сти экспериментатора, включенного в труд. процесс;

7. биографический метод  - анализ жизненного и проф. пути;

8. физиолого-гигиенические методы - изучение условий д-сти;

9. эксперимент (естественный  и лабораторный) - изучение психол. особ-стей субъекта труда (психометрические  тесты, л-стные опросники, психофизиол., физиол. и биохим. методы).

Котелова разделяет  все разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А подразделяется на 3 блока.

I. Метод наблюдения

- Метод непоср-венного  наблюдения проф. д-сти;

- Трудовой метод –  участие самого психолога в  конкр. виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

- Измерения разл. пар-тров  процесса труда;

- Алгоритмический способ  описания труд. д-сти;

- Анализ продуктов  труд. д-сти;

- Анализ ошибочных  д-вий, несчастных случаев и  аварий;

- Экспериментально-психол. и физиол. пробы в ходе протекания проф. д-сти.

II. Метод опроса

- Беседа;

- Устный опрос (интервью);

- Письменный опрос  (анкета);

- Биографические и  автобиографические данные (психол. анализ);

- Метод обобщения независимых  хар-ик

Третий блок методик  раздела А – это анализ разл. произв-венной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Раздел Б содержит виды экспериментальных методик.

I. Лабораторный эксперимент

- Абстрактный;

- Модель отдельных  эл-тов труд. процесса;

- Модели проф. д-сти  в целом;

- Реальная труд. д-сть  в условиях лаборатории;

- Метод тестов.

II. Производственный эксперимент

- Внесение разнообразных  изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы.

- Метод искусственной  деавтоматизации.

К разделу В относ-ся разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Климов в своей классификации  методов психологии труда добавляет:

Методы построения теории

- Методы построения  простых и сложных теоретических  объектов;

- Методы интерпретации;

- Номологизации;

- Определения;

- Верификации;

- Доказательства;

- Объяснения.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

- методы обучения, разв-ия  субъекта труда, разв-ия проф.-важных  св-в (тренажеры, деловые игры);

- консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений чел-ка о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определ. группой или несколькими группами профессий;

- методы коррекции  поведения, состояния субъекта  труда;

- методы реконструкции  – преобразования рабочего простр-ва, органов управления и ср-в индикации,  режима труда и отдыха, способов  планирования труда, нормирования  и контроля.

Психологические классификации профессий и их использование в целях профориентации.

Климов определяет 5 схем проф. д-сти:

1. «Человек - живая природа» (П). Представители имеют дело  с растительными и животными  организмами, микроорг-змами и  условиями их существования (мастер-плодоовощевод,  агроном, зоотехник, ветеринар,  микробиолог).

2. «Человек - человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования явл-ся соц. системы, население, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер произв-ва, врач, учитель, соц. работник).

3. «Человек - техника» (Т)  и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь, техник, механик, электрослесарь, инженер-электрик).

4. «Человек - знаковая  система» (3). Естественные и искусственный  языки, условные знаки, символы,  цифры, формулы (оператор, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).

5. «Человек - художественный  образ» ( X ). Явления, факты художественного  отображения действит-сти (художник, декоратор, реставратор, настройщик  муз. инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):

- гностические профессии  (Г);

- преобразующие (П);

- изыскательные (И).

По признаку основных орудий, ср-в труда в рамках каждого класса выделяют 4 отдела (третий ярус):

- профессии ручного  труда (Р);

- профессии машинного  труда (машины с ручным управлением  используются для обработки, перемещения,  преобразования предметов труда,  поэтому типичными профессиями  в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

- профессии, связанные  с применением автоматизированных  и автоматических систем (А);

- профессии, связанные  с преобладанием функциональных  средств труда (Ф).

По условиям труда  профессии можно разделить на 4 группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

- работа с условиями  микроклимата, близкими к бытовым,  «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ; 

- работа, необходимо связанная  с пребыванием на открытом  воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

- работа в необычных  условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и  пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз машинист горного комбайна, пожарный);

- работа в условиях  повышенной моральной ответственности  за жизнь и здоровье людей  - взрослых или детей, большие  материальные ценности (М) (воспитатель  детского сада, учитель, врач, следователь).

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Климов наметил четыре их группы:

- Двигательные (д-вия  перемещения, расположения, поворота  и т.д.).

- Познавательные (гностические) д-вия, д-вия восприятия, воображения  и логические д-вия. 

- Д-вия межличностного  общения; диагностирующие, действие-требование, д-вие по инф-ционному управлению партнером.

- Д-вие по согласованию  усилий.

Климов намечает 8 осн. факторов, определяющих проф. выбор:

1) позиция старших,  семьи; 

2) позиция сверстников; 

3) позиция школьного  пед. коллектива;

4) личные проф. и жизненные планы;

5) способности и их  проявления;

6) притязание на общественное  признание; 

7) информированность  о той или иной проф. д-сти; 

8) склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы; способности; темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также соц. хар-ки: соц. окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

1. профессии, где каждый  здоровый чел-к может достичь  общественно приемлемой эффективности  д-сти; 

2. профессии, в кот.  далеко не каждый чел-к может добиться нужной эффективности;

3. профессии, кот. по  своей сущности требуют достижения  высших степеней мастерства, они  предъявляют специфические требования  к индивид. особ-стям чел-ка (требующие  абсолютной проф. пригодности).

Каждый тип профессии предъявляет определ. требования к тем или иным способ-стям и кач-вам чел-ка.

Для профконсультации и  профориентации школьников и взрослых Гусейнова-Пчелинова разработала программу анализа профессий, кот. содержит подробные перечни признаков, упорядоченные в 10 групп по след. критериям: 1) предмет труда; 2) преобладающие цели проф. д-вий; 3) хар-р задач по степени интеллектуальной сложности; 4) факторы сложности труда, источники проф. стресса; 5) используемые ср-ва труда; 6) индивидуальность - совместность труда; 7) преобладание исполнительских или организаторских ф-ций; 8) тип проф. общения; 9) виды риска и ответственности в труде; 10) физич. условия труда (микроклимат).

Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда.

1. Социономические профессии:

- Мед. обслуживание

- Воспитание и обучение

- Бытовое обслуживание

- Инф-ционное обслуживание

- Защита общества и  гос-ва 

2 Технономические профессии:

- Создание, монтаж, сборка  технич. устр-в

- Эксплуатация технич. ср-в

- Ремонт технич. устройств.

3 Биономические профессии:

- Изучение, исследование  и анализ состояния и условий  жизни растений и животных

- Уход за растениями  и животными (их выращивание,  воспроизводство)

- Профилактика заболеваний  растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболевших

4 Сигнономические профессии:

- Тексты на родном  и иностранных языках

- Цифры, формулы, таблицы

- Чертежи, карты, схемы

- Звуковые сигналы

5 Артономические профессии:

- Создание, проектирование, моделирование художественных произведений

- Воспроизведение, изготовление  разл. изделий по эскизу, образцу  в единственном экземпляре

- Воспроизведение, копирование,  размножение художественных произведений  в массовом производстве.

Классификация видов труда.

Труд в психол. понимании  – это д-сть, рез-том кот. явл-ся соц.-ценный продукт. В отличие от игры, учения, общения труд обладает след. признаками (Климов):

- Труд ориентирован  на заданный соц.-ценный рез-т;

- Труд регламентирован  соц. нормами, правилами, традициями;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"