Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Хар-ризуя
диагностический метод, недостаточно
ограничиться указанием на его измерительно-
Особ-сти ПД. методик:
1. позволяет собрать
необходимую инф-цию в
2. представляют инф-цию не вообще о чел-ке, а о тех или иных его особ-стях
3. инф-ция поступает
в виде, позволяющем дать кач-венное
или кол-венное сравнение
4. инф-ция, получаемая
с их помощью полезна с т.зр.
выбора ср-в вмешательства,
Принципы разработки
ПД ср-в и их конкр. воплощение в
диагностических методиках
Особенности ПД методик, нормативные предписания разработчикам разработчикам и пользователям ПД методик.
№10. Психометрические основы диагностики.
Валидность теста. Виды валидности. Методы проверки валидности теста.
Валидность – действенность, эффективность и реальное отношение к чему-то. Мессик, 1994 валидность – обобщенное, оценочное суждение о том, на сколько адекватными и приемлемыми (на эмпирич. и теоретич. уровнях) явл-ся д-вия и выводы, основанные на инф-ции из тестовых показателей. В историч. плане сформировались 2 подхода к валидизации тестов:
1. прогностический. Составляя те или иные прогнозы, на основе измеряемого признака, нужно учитывать, что они могут сбыться, но в разл. степени. 2. экспертный. В случае, когда рез-ты теста указывают на сходную тенденцию между подходами (данные по тесту коррелируют с данными экспертизы), то счит-ся, что тест валидный и его можно применять в др. подобных ситуациях.
Валидность (обоснованность)
всякой процедуры измерения состоит
в однозначности или устойчивос
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности: Поведенческие показатели – р-ции, д-вия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в разл. видах д-сти: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении разл. контрольных проб и заданий. Данные, полученные от других методик, валидность кот. или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Анастази, Бурлачук и Морозов, Гуревич, Кулагина выделяют виды валидности, обусловленные особ-стями диагностич. методик:
- валидность по содержанию. Ответы на вопросы и задания сопоставл-ся с экспертными оценками. Если корреляция высокая, то методика валидна.
- валидность по одновременности (текущая). Определ-ся с помощью внешнего критерия (собир-ся данные, относящиеся к наст. времени и с ними коррелируют рез-ты успешности по тесту).
- прогностическая валидность. Инф-ция по диагностирующему критерию собир-ся некот. время спустя после испытания. Точность прогноза наход-ся в обратной зависимости от времени заданного для такого прогнозирования.
- ретроспективная валидность. Определ-ся на основе критерия, отражающего события или состояния кач-ва в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.
Виды валидности: (Бодалев, Столин) 1) содержательная – оценка теста производится за счет экспертов, устанавливающих соотв-вие заданий теста содержанию предмета измерения. 2) эмпирическая – всегда измеряется с помощью статистического коррелирования. Подсчитывается корреляция 2 или более рядов значений (баллов и показателей по внешнему параметру, избранному в кач-ве критерия). Эти критерии явл-ся показателями, обладающие непоср-венной ценностью для определ. областей практики, а практика всегда стремится повысить или понизить эти показатели. 3) конструктная – это подтверждение гипотез, выдвинутых на основе теор. представлений об измеренном св-ве.
Т.о. в методике д/б указано какой вид валидности был применен, желательно сообщить сведения о численности и особ-стях индивидов, на кот. проводилась валидизация. Такая инф-ция позволяет пользователю решить на сколько валиден этот прием для той группы, в кот. он собирается применять методику. Если же выборка существенно отличается от той, на кот. проводилась проверка валидностей – провести ее заново.
Порядок работы психолога при проверке валидности ПД методик.
Универсальный алгоритм проверки валидности достаточно сложен, потому что существуют различия в теоретико-методологическом определении предмета изучения разных психол. школ. Для прагматически ориентированных тестологов пункты в тесте подбираются автоматически, также возможен корреляционный анализ рез-тов. Современные методологи отечеств. ПД признают рационально-эмпирическую стратегию конструирования теста.
Проверка валидности:
1) провести теоретич.
анализ диагностического
2) выделение составных
частей диагностического
3) формулирование соц.-
4) планирование и проведение корреляционного исследования (или квазиэксперимента). Исследование проводится на специально подобранной выборке, для кот. известно значение или будет известно значение критериального показателя, а также рез-ты по родственным психол. тестам. При необходимости на этой выборке проводится дополнительные тесты, с целью получить возможность корреляционной проверки валидности теста (если не было экспертной оценки).
5) исследование достоверности
рез-тов, если используется
6) отсев пунктов не удовлетворяющих критериям валидности и достоверности. Если показатель оказывается высоким, то психодиагност возвращается к 1-му этапу, т.е. уточняет теоретич. представления.
Надежность теста. Виды надежности. Процедуры проверки надежности.
В ПД понятие надежность относится к хар-ке тестов, процедур и способов оценивания. Исходное положение концепции надежности состоит в том, что при оценивании разл. феноменов (биологических, физиологич., психол.) неизбежны ошибки измерения, т.е. при повторном измерении этого феномена никогда не будут получены те же баллы или таже сумма баллов, что и в первом измерении.
В 1971 Станлей, рассматривая надежность – это повторяемость рез-тов измерения или согласованность рез-тов измерения. Т.о. понятие надежность показывает степень свободы рез-тов тестирования от ошибки измерения, а также степень согласованности и повторяемости полученных рез-тов. (Шмелев) надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его рез-та от д-вия всевозможных случайных факторов. К ним он относит:
- разнообразие внешних
материальных условий
- динамичные внутренние
факторы, по разному
- информационно-соц.
ВИДЫ НАДЕЖНОСТИ. Гуревич 1979г. выделил:
1. Надежность самого
измерительного инструмента (
2. Стабильность изучаемого
признака (коэффициент стабильности).
Грубая ошибка – считать
3. Константность, т.е.
относительная независимость
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ. Можно использовать один из двух методов:
1) применяется для оценки надежности тестов, предназначенных для измерения стабильных, устойчивых психол. кач-в (темперамент, IQ, ригидность). Процедура этого метода предполагает повторное тестирование той же выборки ч/з 2 недели после 1-го тестирования. Для интервальных шкал – коэфф Пирсона, для шкал порядка – Спирмена. Коэф. корреляции должен быть не ниже 0,8.
2) применяется для оценки надежности тестов, предназначенных для измерения нестабильных, динамичных психол. кач-в (эмоц. настрой). Используется метод расщепления (четные, нечетные числа). Для нахождения надежности целого теста польз-ся формулой Спирмена-Брауна.
Чтобы повысить надежность теста в целом, нужно отобрать из исходного набора пунктов такие пункты, на кот. испытуемые дают устойчивые ответы при первом и втором тестировании. Надежность измер-ся с использованием коэф-та y корреляции.
Если тест предназначен для измерения динамичных, быстро меняющихся психол. кач-в для того, чтобы повысить надежность следует из исходной пилотажной батареи отбросить те, кот. плохо согласованы с остальными. Надежность каждого пункта рассчитыв-ся через коэф-т бисериальной корреляции с рез-тами по всему тесту.
Т.о. пункты, получившие высокие коэф. корреляции рассматрив-ся как надежные, остальные либо переформулир-ся, либо исключ-ся из теста.
Последовательность действий психолога при проведении надежности теста.
Надежность – повторяемость
рез-тов измерения или
(Шмелев) надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его рез-та от д-вия всевозможных случайных факторов. К ним он относит:
- разнообразие внешних
материальных условий
- динамичные внутренние
факторы, по разному действующи
- информационно-соц.
Последоват-сть д-вий при проверке надежности:
1. Узнать существуют ли данные о надежности теста. На какой популяции и в какой диагностической ситуации проводилась проверка, если проверки не было или признаки новой популяции/ситуации явно специфичны – заново провести проверку надежности с учетом указанных возможностей.
2. Если возможности
обследования испытуемых
3. Если возможности
ограничены – произвести
Факторы, влияющие на достоверность данных самоотчета испытуемого. Приемы, повышающие достоверность данных.
К стандартизированным самоотчетам помимо тестов-опросников можно отнести карты Стотта – техники шкалирования. Вербальная форма подачи мат-ла порождает у испытуемого определ. встречные гипотезы о цели тестирования. Если цель тестирования не назыв-ся, то очень часто можно столкнуться с фальсификацией ответов. Выделение специфических проблем валидности определ-ся через проблему обеспечения достоверности рез-тов исследования. Психологич. факторы, от кот. зависит достоверность данных самоотчета можно сгруппировать в след. классы:
1.фактор знания. У испытуемого м/б четкое представление о следующем: а) св-венно ли ему в действит-сти или нет тестируемое явление б) что за личностное св-во скрывается у психолога за тем или иным конкр. поведением в описываемом вопросе в) как это св-во соотносится с общепринятыми моральными нормами.