Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
2) практическое (эмпирическое) - один из видов мышления, обычно сравниваемый с мышлением теоретическим: мышление, в коем решение проблем реализуется во внешней практической деятельности; связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов и часто развертывается при дефиците времени, что порой делает его еще сложнее, чем мышление теоретическое;
3) логическое (аналитическое) - развернутого времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека;
4) интуитивное - храктеренобыстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью;
5) реалистическое - направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами;
6) аутистическое - связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека;
7) продуктивное (творческое)- один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию; эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов;
8) репродуктивное - процесс применения готовых знаний и умений;
9) непроизвольное - непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач;
10) произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач.
В психологической
науке различают такие
1) понятия - одна из
логических форм мышления, высший
уровень обобщения,
2) суждения - одна из логических
форм мышления, отражающая связь
между двумя понятиями —
3) умозаключения - одна
из логических форм мышления,
характерная выводом на базе
правил логических заключения
или следствия из нескольких
суждений (посылок); реализуется в
словесной форме, за счет чего
оказывается возможен выход из-
36. Виды и формы мышления.
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим
(логическим) мышлением. Обычно
используются три признака: временной
(время протекания процесса), структурный
(членение на этапы), уровень протекания
(осознанность или
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
37.Направленность личности.
Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
Структура направленности личности.
ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ — ее интегральное и генерализованное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.
В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знание действительности, и признание их правильными (неправильными) и субъективно важными (никчемными) для деятельности. Идейная убежденность — это синтез знаний, а также интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.
Формирование направленности личности.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
Динамические тенденции в конкретной форме впервые были рассмотрены в современной психологии З.Фрейдом под видом влечения. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено, поэтому объект представляется несущественным, а сама направленность влечения выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном понимании мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.
Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту.
Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а потому, что я этого хочу – иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, поскольку осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений. В возможности обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют.
38.Установки человека.
Понятие установки (Д.Н.Узнадзе).
В советской психологии проблема Б. разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе.
Узнадзе понимал соц. установку
как, целостное динамическое состояние
субъекта, состояние готовности к
определенной активности, состоянием,
которое обуславливается двумя
факторами: потребностью субъекта и
соответствующей объективной
Психологическая установка: сущность и значение.
У. может также влиять на поведение при решении задач. Др. проявление феномена У. встречается в тех случаях, когда субъект воспринимает стимулы в соответствии с ожиданиями и контекстом, а не на основе чисто физ. воздействия внешней среды. Последний вид У., к-рый мы рассмотрим, вызывается привычными предметами или способами действия. Она известна как функциональная фиксированность. Этот тип установки часто играет роль блока для творческого мышления и решения задач.
Практически всеми подчеркивается мотивирующая и регулятивная функции этого образования, его трехкомпонентная внутренняя структура. В отечественной психологии существует традиция более глубокого понимания социальной установки как конкретного вида фундаментального психического механизма, регулирующего взаимоотношения субъекта и среды.
Уровни и виды установок у человека.
Установки смысловые выражают проявляемое в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. По происхождению они производны от установок социальных. Они содержат: 1) информационную компоненту — взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится; 2) компоненту эмоционально-оценочную — антипатии и симпатии к значимым объектам; 3) компоненту поведенческую — готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный. Функции установок смысловых таковы: 1) функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной среды социальной; 2) функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях; 3) функция ценностно-экспрессивная функция: они способствуют самоутверждению личности; 4) функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностные знаний, норм или ценностей.
Установки целевые вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (-> эффект действия незавершенного).
Установки операциональные появляются в ходе решения задачи на базе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях.
Следовательно, хотя психич. У. может делать решение задач более типовым и менее напряженным, признаком креативности часто яв-ся способность «ломать установку».
Установки могут быть осознанными, однако наибольший интерес представляют проявления установок неосознаваемых.
УСТАНОВКА НЕОСОЗНАВАЕМАЯ (иллюзия установки) — для них характерны проявления двух иллюзий: 1) иллюзии контрастной; 2) иллюзии ассимилятивной.
39.Виды и функции речи.
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком. Типы речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя, 2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)
Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий, (3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи. Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.
Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи. Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это «речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от контекста. По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%). Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция - ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает, но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью. Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога (когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая речь резко снижалась.