Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
3) предметность.
Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию — «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания — смыслы и языковые значения.
Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.
Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.
Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.
11.Проблема бессознательного в психологии и психоанализе.
Проблема бессознательного в психологии.
Бессознательное
Б. — гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения, таких как диссоциация и «месмеризм» или легкий транс. Начало использованию формального термина «Б.» положил Фрейд. Впоследствии Милтон Эриксон и Эрнст Л. Росси уточнили содержание этого понятия, опираясь на эриксонианскую гипнотерапию, а тж на исслед. систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения.
Известно множество различных т. зр. на понятие Б. и большое количество его определений, зависящих от теорет. платформы их авторов. Определить Б. нелегко, и известно, напр., что Инглиш и Инглиш выявили 39 разных значений, вкладываемых в это слово.
Сознание и бессознательное
Согласно Джону Локку, С. — это рефлексия, включенная в различные умственные акты, такие как восприятие, мышление, сомнение, верование, воление и т. д. С. представляет собой внутренний, незамутненный взор ума, от к-рого практически ничто не м. б. скрыто. Представления Локка о С. оказали настолько сильное влияние на психол. науку, что до появления фрейдовского психоан. понятие бессознательного мышления или восприятия считалось внутренне противоречивым. З. Фрейд показал, насколько сложными м. б. мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом бессознательная сфера чел. может содержать в себе представления, желания и чувства, в к-рых он не отдает себе отчета.
Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.
К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным. Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».
Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.
Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness) тж свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из 30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.
Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение, вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось.
Как только исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания (awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С. (consciousness) становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В действительности это качество может оказаться всего лишь определенными корковыми процессами, так как их нарушение приводит к утрате интроспективного сознавания (awareness). Тем не менее обычно признается, что С. как определяющая характеристика психич. явлений включает нечто большее, нежели просто интроспективное сознавание
12.Принцип
единства сознания и
Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).
Рубинштейном в 1934 году были сформированы два методологических принципа психологии:
1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход).
Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.
2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:
Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.
Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там.
Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека
Принцип
единства сознания и деятельности — один из основных принципов
деятельностного подхода в психологии,
сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е
гг. В его контексте деятельность и сознание
рассматриваются не как две формы проявления
чего–то единого, различающиеся по средствам
эмпирического анализа, а как две инстанции,
образующие нерасторжимое единство.
12. ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
- основополагающий
принцип деятельностного
Данный принцип
разрабатывался эмпирически в обоих
вариантах деятельностного
13.
Психологическая структура
А. Н. Леонтьев, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом.
Деятельность производится
на базе психофизиологических механизмов,
изученных в русле физиологии
активности (-> концепция уровней
построения движений), теории систем функциональных
(-> акцептор результатов действия)
и представлений о системной
организации функций
Основные концепции деятельности в современной психологии.
Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:
1) положение о единстве
психики и деятельности, противопоставляющее
отечественную психологию как
различным вариантам
2) введение принципов
развития и историзмав которых
предполагает обращение к
Предметность, инструментальность и субъектность деятельности.
Основные характеристики
деятельности — предметность и субъектность.
Специфика предметной определенности
деятельности — в том, что объекты
внешнего мира не воздействуют на субъекта
непосредственно, но лишь будучи преобразованы
в ходе деятельности, благодаря чему
достигается большая
Пpи анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение опыта. пyтем Д. Пеpехода внешней Д. во внyтpеннюю.
б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа Д. "по единицам" (Выготский) Пpи котоpом та или иная pеальность pазлогается на единицы, содеpажащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy.
в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой Д. - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие Д.
Строение деятельности. Внутри различных типов деятелности можно выделить отдельные деятельности. Предмет деятельности является тем, что побуждает ее = мотивом. Он переживается в виде желаний .... Эти формы переживаний - форма отражения отношения субъекта к мотиву, формы переживания смысла деятельности. По характеру мотивации деятельности можно выделить: 1)идеально-мотивированные деятельности (высшие потребности) и 2)витально-мотивированные.