В связи с этим очевидно, что
успешному руководителю необходимы следующие
черты личности.
Доминантность – честолюбие, умение влиять
на подчинённых. Под воздействием традиционных
методов руководства большинство подчинённых
используют в деятельности лишь 60 – 65
% своих возможностей, и только дополнительное
влияние признанного лидера способствует
полной отдаче в деятельности.
Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать
себя сильнее благодаря мобилизации физических
и духовных сил; чаще добиваться достижения
поставленных целей; снижать психологическую
напряжённость и повышать стрессоустойчивость;
улучшать отношения с другими людьми;
вырабатывать оптимальные управленческие
решения за счёт улучшения взаимодействия
в коллективе и создания духа единой команды.
Эмоциональная уравновешенность
и стрессоустойчивость формируется как следствие
развития самоконтроля и обогащения опыта
преодоления экстремальных ситуаций.
Креативность как способность к творческому
решению задач, к внесению новшеств и видению
элементов творчества в деятельности
подчинённых важна в инновационной деятельности.
Стремление к достижению,
предприимчивость способствует принятию на себя
ответственности, разумному и предсказуемому
риску, обеспечивает учёт обратной связи,
информирующей о том, насколько успешно
человек справляется с заданием.
Ответственность
и надёжность.
Независимость предполагает наличие собственной
точки зрения на проблему, проявление
индивидуальности в сфере личных и деловых
отношений. Однако независимость руководителя
не должна выступать как волюнтаризм,
самодурство.
Общительность. 75 % времени менеджер затрачивает
на общение. По мнению Ли Якокки, способным
менеджерам не удаётся карьера, если они
плохо взаимодействуют с подчинёнными.
Перечисленные выше черты личности
руководителя представляют собой сплав
природных особенностей и воспитания.
У руководителя должно быть стремление
развиваться, иначе происходит разрушение
уже сформированных психологических характеристик.
Многое в становлении эффективного руководителя
зависит от «самоменеджмента», т.е. его
желания и умения развиваться. Кроме перечисленных
выше черт, каждый менеджер обладает индивидуальными
качествами.
Власть
и её виды. Авторитет руководителя и его
составляющие
Власть – возможность влиять на поведение
и деятельность других людей. Она характеризуется
её пределом (степенью
зависимости подчинённого от руководителя,
его возможностей и используемых инструментов
влияния) и объёмом (количеством
объектов влияния).
Существует несколько типов
власти:
- вознаграждающая;
- принуждающая;
- легитимная (законная);
- референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении);
- экспертная (основана на превосходстве
в компетентности, специальных знаниях);
- эталонная (власть примера,
основана на уважении).
Сохраняя личную власть, руководитель
отстаивает своё направление в работе,
защищает подчинённых, прилагает усилия
для взаимодействия с клиентами или партнёрами.
Власть позволяет ему реализовать свои
цели, идеи и проекты.
Власть руководителя связана
не только с объёмом его полномочий, но
и с его авторитетом. Авторитет руководителя
– важный фактор надёжности управления,
его признаками являются доверие, согласие
и уважение со стороны подчинённых.
Согласно Ю.П. Стёпкину, авторитет –
влияние руководителя на подчинённых.
Выделяют три формы авторитета руководителя:
- Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния.
- Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя.
- Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя и его деловых качеств, отношения к своей профессиональной деятельности. В научных коллективах это ведущий вид авторитета.
Моральный и функциональный
авторитет составляют психологический
автопортрет руководителя, который выступает
как результирующая его жизненных проявлений,
отражает его сущность и является важным
условием эффективности его работы. Профессионально
несостоятельный руководитель агрессивен,
особенно в отношении низкостатусных
подчинённых. Низкий нравственный уровень
руководителя позволяет ему распространять
сплетни, манипулировать подчинёнными
и запугивать их, работать ради собственного
блага, не думая о благе организации.
32. Понятие общения.
Виды и средства общения. Структура
общения.
Общение – сложный многоплановый процесс
развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности
и включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятие и понимание другого человека.
Исходя из определения, в общении
можно выделить три стороны:
коммуникация (обмен информацией);
интеракция (организация взаимодействия
и совместной деятельности);
социальная перцепция
(восприятие и познание партнерами друг
друга).
В общении выделяют
содержание, цель и средства. Средства общения
– способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации
(например, через органы чувств, тактильные,
знаковые контакты).
Виды общения:
по содержанию:
- материальное (обмен предметами
и продуктами деятельности);
- когнитивное (обмен информацией,
знаниями);
- кондиционное (влияние на
физическое или психическое состояние
друг друга);
- мотивационное (обмен побуждениями,
целями, интересами, мотивами, потребностями);
- деятельностное (обмен действиями,
операциями, умениями, навыками).
2) по целям: биологическое
(необходимо для поддержания, сохранения
и развития организма) и социальное (развитие
межличностных отношений, личностный
рост участников общения);
3) по средствам:
- непосредственное (с помощью
естественных органов человека);
- опосредованное (с использованием
специальных орудий и средств);
- прямое (непосредственные
личные контакты);
- косвенное (осуществляется
через посредников).
33. Общение как
коммуникативный процесс. Коммуникативные
барьеры
Коммуникация не сводится только
к передаче информации: информация в условиях
человеческого общения не только передается,
но и формируется, уточняется, развивается.
Во-первых, общение нельзя понимать
лишь как отправление информации какой-то
передающей системе и ее прием другой
системой, так как в отличие от простого
движения информации мы имеем дело с отношением
двух активных индивидов, и взаимное информирование
их предполагает налаживание совместной
деятельности. Направляя информацию другому
участнику, необходимо ориентироваться
на него, т. е. учитывать его мотивы, цели,
установки, обращаться к нему. Нужно также
предполагать, что в ответ на посланную
информацию будет получена новая информация,
исходящая от другого партнера.
В коммуникационном процессе
происходит активный обмен информацией.
Особую роль для каждого участника общения
играет значимость информации: ведь люди
не просто обмениваются знаниями, но и
стремятся выработать общий смысл. Это
возможно лишь тогда, если информация
не просто принята, но и понята, осмыслена,
когда происходит не просто информирование,
а совместное постижение предмета. Поэтому
в каждом процессе коммуникации представлены
в единстве общение, деятельность и познание.
Во-вторых, обмен информацией
предполагает воздействие на поведение
партнера. Эффективность коммуникации
измеряется тем, насколько удалось это
воздействие. При обмене информацией происходит
изменение самого типа отношений, который
сложился между участниками коммуникации.
В-третьих, коммуникативное
влияние возможно лишь тогда, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор),
и человек, принимающий ее (реципиент), обладают
единой или сходной системой кодификации
(все должны говорить «на одном языке»).
Следует иметь в виду, что даже значение
одних и тех же слов люди не всегда понимают
одинаково.
Обмен информацией возможен
лишь тогда, когда знаки и, главное, закрепленные
за ними значения, известны всем участникам
коммуникативного процесса (тогда они
смогут понять друг друга). Тезаурус – общая
система значений, понимаемых всеми членами
группы. Причиной неодинакового понимания
одних и тех же слов, приписывания им различных
значений могут быть социальные, политические,
возрастные особенности людей.
Партнёрам по общению необходимо
также одинаковое понимание ситуации
общения (это возможно лишь в случае включения
коммуникации в некую общую систему деятельности).
В-четвертых, в условиях человеческой
коммуникации могут возникать специфические коммуникативные
барьеры. Они подразделяются на три
группы.
I. Барьеры понимания:
1) фонетический (речь-скороговорка,
много слов-паразитов)1;
2) семантический (различие в
системах значений участников общения);
3) стилистический (несоответствие
стилей общения);
4) логический (логика коммуникатора
либо сложна, либо неверна, либо противоречит
присущей реципиенту манере доказательства).
II. Барьеры социально-культурных
различий вызываются социальными,
возрастными, культурными, профессиональными
различиями между людьми.
III. Барьер отношения: неприязнь,
недоверие к коммуникатору распространяется
на передаваемую им информацию.
34. Интерактивная
сторона общения. Типы и стили взаимодействия
Общение всегда предполагает
некоторый результат – изменение поведения
и деятельности других людей. В ходе совместной
деятельности для ее участников важно
не только обменяться информацией, но
и организовать «обмен действиями», спланировать
совместное действие.
Интерактивная сторона
общения – это условный термин, обозначающий
характеристику тех компонентов общения,
которые связаны с взаимодействием людей,
с их непосредственной организацией совместной
деятельности. Это та сторона общения,
которая фиксирует организацию совместных
действий, позволяющих партнерам реализовать
некую общую для них деятельность.
Для эффективного взаимодействия
важны адекватное понимание ситуации
и адекватный стиль действия в ней. Каждая
ситуация диктует свой стиль поведения
и действий, в каждой из них человек по-разному
подает себя, и если эта самоподача неадекватна,
взаимодействие затруднено. Различают
три основных стиля взаимодействия: ритуальный,
манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль
обычно задан некоторой культурой (стиль
приветствий, вопросов при встрече, любые
ритуализированные ситуации: день рождения,
свадьба, юбилей), его целью является поддержание
связей с социумом, представления о себе
как о члене общества. Человек, использующий манипулятивный
стиль, стремится контролировать других
людей или использовать их в качестве
«средств» для достижения своих целей.
Общение при гуманистическом
стиле предполагает честность, терпимость,
доверие, осознание себя и окружающих.
Выделяют следующие типы взаимодействия
1. Кооперация –
координация единичных сил участников.
Кооперация – необходимый элемент совместной
деятельности. А.Н. Леонтьев приводит следующие
основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса
деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого,
так как результат деятельности каждого
не приводит к удовлетворению его потребности.
Важным показателем тесного
«кооперативного» взаимодействия является
включенность в него всех участников процесса.
2. В случае конкуренции
наблюдаются взаимодействия, расшатывающие
совместную деятельность, представляющие
препятствия для нее. Наиболее яркое проявление
– конфликт.
При анализе различных типов
взаимодействия важна проблема содержания
деятельности, в рамках которой даны те
или иные типы взаимодействия. При исследовании
как кооперативных, так и конкурентных
форм взаимодействия нельзя рассматривать
их вне общего контекста деятельности,
вне содержания деятельности.
Конкретным содержанием различных
форм совместной деятельности является
определенное соотношение индивидуальных
«вкладов», которые делаются участниками.
Здесь можно выделить три модели: 1) когда
каждый участник делает свою часть общей
работы независимо от других – «совместно-индивидуальная
деятельность» (производственная бригада,
у каждого члена – свое задание); 2) когда
общая задача выполняется последовательно
каждым участником – «совместно-последовательная
деятельность» (конвейер); 3) одновременное
взаимодействие каждого участника со
всеми остальными – «совместно-взаимодействующая
деятельность» (спортивная команда, научные
коллективы, конструкторские бюро).
35. Перцептивная сторона
общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать
взаимопонимание между партнерами. Для
установления взаимопонимания важно,
как воспринимается партнер по общению.
Процесс восприятия одним человеком другого
может быть условно назван перцептивной стороной
общения.