Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).

 

Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.

Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

Встречается несколько вариантов психологического заключения.

Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то "Готовность к школе".

Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования.

В контексте дошкольной психологической службы :

Психологическое заключение формы А - фиксирует данные диагностического обследования детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы В - фиксирует данные диагностического обследования детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст).

Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст).

Коррекционная карта представляет собой развернутую "картину" психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:

- исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

- исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений  психического развития ребенка), дифференцируется на основании  психологического заключения (типологического  диагноза);

- тип и форма коррекционных  воздействий (индивидуальные и групповые  формы психотерапии либо психокоррекции);

- средства коррекционных  воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д);

- сроки коррекционных  воздействий с дифференциацией  на этапы (количество занятий  в цикле);

- рекомендации педагогам  и родителям по организации  режима жизнедеятельности ребенка  на протяжении коррекционных  воздействий;

- динамика психологических  изменений в ходе коррекционных  воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;

- выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. рассматриваются как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком - взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. ю

Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.

Иногда психологи используют диктофон -это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2).

Карта (история) развития - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений - все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.

Оформляется совместно с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации об (пре)антенатальном и постнатальном развитии,

Кроме того, в карту развития включаются особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и характеристики его взаимодействий со сверстниками.

Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен в виде таблицы либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах.

Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация

Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении (совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из видов психологической деятельности); график работы практического психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

 

 

8.  Особенности психического развития  в дошкольном возрасте

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом.

Л.С. Выготский, отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста ,и связывал это с появлением высших психических функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким бразом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания,».

При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью т.е. у них формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких психических процессов, как логическое мышление, воля, речь,

Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о важности роли ориентировки в этом процессе. В его экспериментах оказалось, что практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо допрыгнуть. В исследованиях он установил, что ориентировка проходит несколько этапов — от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризованной.

Ж. Пиаже, установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения.), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.

Исследуя эгоцентризм, Пиаже задавал детям простые вопросы, отвечая на которые детям надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, (вопрос о братьях и макет три горы) На основании этого Пиаже сделал вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей. Исследования М. Дональдсон, Дж. Брунера и других  показали, что в знакомых и понятных для детей ситуациях познавательный эгоцентризм преодолевается уже к 5 годам. В этом возрасте многие дети способны понять чужую позицию, увидеть мир глазами другого человека, Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание изучения мыслительных операций детей, тогда как Л.С. Выготский, В. Штерн, К. Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

Характеризуя понятие «обратимости мыслительных операций», Пиаже приводил в качестве примера арифметические действия  5+3=8, 14:2=7  8-3=5, 7X2=14,которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, т.е. эти операции обратимы.               

, Пиаже исследовал способность  понимать сохранение массы, количества  и объема предметов.(н-ер количество кубиков в дух рядах расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга; сохранения массы в круглом и сплющенном кусочке пластилина и объема воды, когда она переливалась в сосуды с широким и узким донышком ) Дети 3-4 лет, как правило, отвечали, что произошли изменения и только к концу дошкольного возраста дети начинали понимать, что масса пластилина, количество кубиков и объем воды не изменились.

В эксперименте с использованием рисунка , на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три белых кружка  Пиаже доказал разницу между образным и логическим планом в мышлении.. (Детей спрашивали, каких кружков больше - белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда их спрашивали, чего больше - кружков или красных кружков, и они отвечали, что красных кружков больше. На вопрос экспериментатора, до какого предмета мишке дальше идти - до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола дальше, показывая это расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос о том, чего больше - кружков или красных кружков, дети снова повторяли, что красных.)

Вывод: до 7 лет внутренние мыслительные операции, еще несовершенны, необратимы. Только к 7 годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, в то время как формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту у детей формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Л.А. Венгераи исследования взаимосвязь между восприятием и мышлением пришел к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим мышлением. Разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации и т.п. на образном материале, доступном для детей этого возраста. Показал, что существуют определенные виды деятельности, к которым сенситивно восприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование.

Однако эта возможность существует у детей только в том случае, если предметы присутствуют во внешнем плане, в виде схем или моделей, которые и помогают детям отделить главные признаки от второстепенных. В том же случае, если дети могут вывести понятие уже на основании словесного описания предмета или ситуации, т.е. процесс мышления проходит "во внутреннем плане" и дети даже без опоры на внешнюю схему правильно систематизируют предметы, речь идет уже о словесно-логическом мышлении.

В старшем дошкольном возрасте присутствуют в более или менее развитом виде все виды мышления, что делает особенно сложным его диагностику. При проведении диагностики уровня развития мышления и восприятия необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком. восприятия не интериоризованы, т.е. дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным.

Если дети не видят разницы между мячиком или воздушным шариком, которые могут быть и овальной и круглой формы, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру  - это говорит об отклонения в развитии сенсорных эталонов . Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит), может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должно появиться уже к 5 годам.

Таким образом, при диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

В процессе общения со сверстниками самооценка детей, становится более адекватной., ребенок более точно представляет себе  свои возможности по которым его оценивают окружающие.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"