Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

24-46.docx

— 192.98 Кб (Скачать файл)

Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из т.н. "организмического взгляда на мир". Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б). Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Целое больше, чем сумма его частей в системной теории составляет основу принципа тотальности или нонсуммарности. Законы функционирования системы не сводятся к сумме законов функционирования ее подсистем (элементов, объектов). Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, целесообразным представляется работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Целый ряд основополагающих идей и принципов системной семейной психотерапии (ССТ) представлены современной теорией коммуникации.Бейтсон. 1) Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация. 2). Все коммуникационные взаимообмены или симметричны, или комплиментраны в зависимости от того, основаны они на сходстве или на различии. 3). Коммуникационный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. 4). Каждое сообщение участника коммуникации может быть рассмотрено как имеющее передающий и командный аспекты. Другими словами, каждое сообщение в этой логике может быть рассмотрено как передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом общении, в котором оно передается (метакоммуникация). 

 

№29Симптом и его функции в семейной системе (стратегическая семейная психотерапия)

 

Сторонники стратегического направления считают, что симптомы характеризуют не столько отдельного индивида – носителя симптомов, сколько способы взаимодействия членов семьи между собой. Симптом представляет собой коммуникативный акт, посредством которого передается сообщение, своего рода контракт между двумя и более членами семьи, выполняющий определенные функции в рамках данных межличностных отношений. Это обозначение совокупности поведенческих стереотипов в рамках той или иной социальной структуры. Симптом обычно появляется в том случае, когда человек застревает на какой-то определенной ситуации и не может иным способом выйти из нее.

Симптом зачастую служит метафорическим выражением проблемы. Сообщение-метафора обычно включает явный элемент (например, У меня болит голова), а также скрытый подтекст (например, Я нуждаюсь во внимании или Я несчастлив). Маданес считает, что симптоматическое поведение может иметь метафорическое значение по многим обстоятельствам:

- Симптом может отражать  одно внутреннее состояние и  одновременно служить метафорическим  выражением другого. Например, головная  боль у ребенка может соответствовать  более чем одному виду боли.

- Симптом может отражать  внутреннее состояние, а также  служить аналогией или метафорой  для симптомов или внутреннего  состояния другого человека. Так, отказ ребенка идти в школу  может выражать как его собственные  страхи, так и опасения его  матери. В этом смысле страх  ребенка аналогичен страху матери (поскольку символизирует и выражает  материнский страх).

Семейное взаимодействие вокруг симптома у одного из членов семьи может служить метафорическим выражением взаимодействия вокруг совершенно иной семейной проблемы или заменять его. Мать, отец, братья и сестры могут охотно переключиться на проблему ребенка, аналогично тому, как они до этого занимались проблемой отца. Внимание к проблеме ребенка препятствует концентрации на проблеме отца.

Сторонники стратегического направления склонны рассматривать симптомы как метафоры. Хейли  описывает случай, когда пациент обратился к врачу с жалобами на боли в сердце. Проведенное тщательное обследование не позволило выявить органической причины боли. Тем не менее, мужчина продолжал жаловаться на боль, и считал, что может умереть в любую минуту. Когда очередной врач констатировал отсутствие заболеваний сердца, пациент обращался к следующему в надежде найти подтверждение своим жалобам. Если допустить, что сердце пациента и в самом деле работало нормально, вероятно, его жалобы служили метафорическим выражением чего-то другого. Например, жалобы на боль в сердце помогали пациенту управлять поведением детей, которым следовало вести себя тихо и не беспокоить отца, способствовали устранению конфликта или служили оправданием отказа от сексуальной близости с женой.

 

№ 30 Генограмма

 

Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.

Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории.

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги— даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.

 Основные обозначения  генограммы семьи

Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)

— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

— Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена—единственный ребенок в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо

По мнению А. В.Черникова, интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:

1. Состав семьи. Кто живет  вместе с вами? В каких они  родственных отношениях? Были ли  у супругов другие браки? Есть  ли от них дети? Где живут  остальные члены семьи?

2. Демографическая информация  о семье: имена, пол, возраст, стаж  брака, род занятий и образование  членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние  проблемы. Кто из членов семьи  знает о проблеме? Как каждый  из них видит ее и как  реагирует на нее? Имеет ли  кто-нибудь в семье подобные  проблемы?

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто  ее заметил первым? Какие попытки  решений были предприняты, кем  и в этих ситуациях? Обращалась  ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации?

5. Недавние события и  переходы в жизненном цикле  семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни  членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на  важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда  родился определенный ребенок? В  честь кого он был назван? Когда  и почему семья переехала в  этот город?

7. Родительские семьи  каждого из супругов. Живы ли  родители клиента? Если умерли, то  когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки?

8. Другие значимые для  семьи люди: друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо  ее члены, прервавшие взаимоотношения  друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном  конфликте? Какие члены семьи  очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек  доверяет больше всего?

10. Семейные ролы. Кто из  членов семьи любит проявлять  о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым  человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен  родителям?

11. Трудные для семьи  темы. Имеет ли кто-нибудь из  членов вашей семьи серьезные  медицинские или психиатрические  проблемы? Проблемы с физическим  или сексуальным насилием? Употребляют  ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо  арестовывались? За что? Каков их  статус сейчас? И т.д.

31. Понятие о циркулярном  интервью. Виды вопросов в семейной  психотерапии.

Автор: представители миланской школы семейной терапии М. Сельвини Палазолли, Л. Босколо, Д. Чекин, Дж. Прата. Следует отметить, что С. Минухин не является автором этой техники, но, по сути, действовал в рамках циркулярного интервью.

 Циркулярное интервью  – техника, суть которой состоит  в том, что консультант спрашивает  одного из членов семьи, как  относится друг к другу двое  других. В отличие от прямых  вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях  такая техника, вследствие своего  проективного характера, дает более  существенную информацию, как консультанту, так и семье. Такой тип опроса  позволяет легче вовлечь в  беседу всех членов семьи, начать  разговор об отношениях в семье.

 Например:

- Если бы здесь был  твой брат, что бы он сказал, какие проблемы есть в вашей  семье?

- Ваша жена сказала, что  произошёл сдвиг. Как вы думаете, что она имела ввиду?

- Как тебе кажется, после  смерти бабушки родители стали  жить дружнее или нет?

Цель: прослеживание коммуникаций, получение более точной информации об особенностях взаимодействия, вследствие проективного характера информирование семьи о способах коммуникации.

Задачи:

1. Получение информации.2. Обеспечение коммуникаций. 3. Обнаружение  сопротивления и работа с ним. 4. Процессуальное видение происходящего. 5. Стимуляция ассоциативного процесса.

6. Вовлечение в процесс  на вербальном и невербальном  уровне. 7. Обнаружение круговых взаимодействий  и взаимозависимостей.8. Проведение  прямой интервенции.

Область применения: этап сбора информации в семьях любого типа, проведение заключительной интервенции.

Алгоритм проведения: Циркулярное интервью предполагает постановку особого типа вопросов – циркулярных, когда одному члену семьи задают вопрос о том, как относятся друг к другу двое других.

 С точки зрения Matteo Selvini циркулярное интервью меняет атмосферу встречи, уменьшая настрой на борьбу и конкуренцию. Но следует помнить, что в ряде случаев циркулярная постановка вопроса вызывает недоумение, непонимание, раздражение, протест и усиливает сопротивление. Типичным ответом тогда являются слова: «Откуда я знаю, что она думает? Её и спросите».

 Чтобы этого избежать  следует напомнить, что циркулярное  интервью – определённая техника, а не стиль общения в данном  подходе. Циркулярные вопросы должны  задаваться к месту, ко времени, конкретно и коротко. Использующему  эту технику необходимо учитывать  возраст, интеллектуальные способности, исходный уровень сопротивления  и другие особенности членов  семьи и системы в целом.

 Циркулярные вопросы, адресованные детям, имеют свои  особенности. По возможности они  должны быть образными.

Линейные вопросы. Задаются терапевтом, чтобы сориентироваться  в ситуации клиента и базируются на линейных предположениях о природе феномена мышления.  Скрытое в них намерение -  в основном расследование. В большинстве своем  вначале  все интервью строятся  хотя бы  с нескольких линейных вопросов. Это обычно необходимо, чтобы "присоединиться" к с членам семьи через их обычные линейные взгляды на проблемную ситуацию. Спрашивая, терапевт стремиться   внести изменения  в редукционистскую позицию, пытаясь  определить  специфику проблемы. Усилия направлены на то, чтобы  прояснить подробности, так чтобы происхождение проблемы стало ясно нелинейным.  Например, терапевт  может начать сессию с серии линейных вопросов: "Какие проблемы сегодня привели Вас ко мне?? (В основном депрессия) " Депрессия у кого?" (Моего мужа) " А у вас, почему депрессия?" ( Не знаю.) "Вам сложно заснуть?" (Нет) " Вы потеряли или набрали вес?" и т.д.

Циркулярные вопросы. Задаются терапевтом, чтобы сориентироваться в ситуации клиента, и исходят из циркулярных предположений о природе феномена мышления. Основное намерение - изучение. Терапевт действует в основном как исследователь, или ученый, который собирается сделать открытие. Основой для вопросов являются системные и интерактивные предположения. Предполагается, что все каким-нибудь образом  связано  с чем-то еще. Вопросы  ставятся так, чтобы обнаружить эти связки  в рекуррентных или кибернетических циклах между людьми, объектами, действиями, представлениями, контекстами и т.д. Так системный терапевт может начать интервью по-другому: "Как случилось, что мы сегодня с Вами разговариваем? ( Я позвонила, поскольку озабочена депрессией моего мужа) "А кто еще обеспокоен?" (Дети) "А кто больше всего волнуется?" (Она) "А кто меньше всего?" ( Похоже,  что я)  "А что она делает, когда волнуется?" (Она  все время недовольна, в основном из-за денег и счетов) "А что Вы делаете, когда она показывает, что недовольна?" ( Я не надоедаю ей, просто  стараюсь сохранять спокойствие) "А кто больше всех замечает, что ваша жена беспокоится?" и.т.д.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"