Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из т.н. "организмического взгляда на мир". Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б). Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Целое больше, чем сумма его частей в системной теории составляет основу принципа тотальности или нонсуммарности. Законы функционирования системы не сводятся к сумме законов функционирования ее подсистем (элементов, объектов). Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, целесообразным представляется работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.
Целый ряд основополагающих идей и принципов системной семейной психотерапии (ССТ) представлены современной теорией коммуникации.Бейтсон. 1) Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация. 2). Все коммуникационные взаимообмены или симметричны, или комплиментраны в зависимости от того, основаны они на сходстве или на различии. 3). Коммуникационный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. 4). Каждое сообщение участника коммуникации может быть рассмотрено как имеющее передающий и командный аспекты. Другими словами, каждое сообщение в этой логике может быть рассмотрено как передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом общении, в котором оно передается (метакоммуникация).
№29Симптом и его функции в семейной системе (стратегическая семейная психотерапия)
Сторонники стратегического направления считают, что симптомы характеризуют не столько отдельного индивида – носителя симптомов, сколько способы взаимодействия членов семьи между собой. Симптом представляет собой коммуникативный акт, посредством которого передается сообщение, своего рода контракт между двумя и более членами семьи, выполняющий определенные функции в рамках данных межличностных отношений. Это обозначение совокупности поведенческих стереотипов в рамках той или иной социальной структуры. Симптом обычно появляется в том случае, когда человек застревает на какой-то определенной ситуации и не может иным способом выйти из нее.
Симптом зачастую служит метафорическим выражением проблемы. Сообщение-метафора обычно включает явный элемент (например, У меня болит голова), а также скрытый подтекст (например, Я нуждаюсь во внимании или Я несчастлив). Маданес считает, что симптоматическое поведение может иметь метафорическое значение по многим обстоятельствам:
- Симптом может отражать
одно внутреннее состояние и
одновременно служить
- Симптом может отражать
внутреннее состояние, а также
служить аналогией или
Семейное взаимодействие вокруг симптома у одного из членов семьи может служить метафорическим выражением взаимодействия вокруг совершенно иной семейной проблемы или заменять его. Мать, отец, братья и сестры могут охотно переключиться на проблему ребенка, аналогично тому, как они до этого занимались проблемой отца. Внимание к проблеме ребенка препятствует концентрации на проблеме отца.
Сторонники стратегического направления склонны рассматривать симптомы как метафоры. Хейли описывает случай, когда пациент обратился к врачу с жалобами на боли в сердце. Проведенное тщательное обследование не позволило выявить органической причины боли. Тем не менее, мужчина продолжал жаловаться на боль, и считал, что может умереть в любую минуту. Когда очередной врач констатировал отсутствие заболеваний сердца, пациент обращался к следующему в надежде найти подтверждение своим жалобам. Если допустить, что сердце пациента и в самом деле работало нормально, вероятно, его жалобы служили метафорическим выражением чего-то другого. Например, жалобы на боль в сердце помогали пациенту управлять поведением детей, которым следовало вести себя тихо и не беспокоить отца, способствовали устранению конфликта или служили оправданием отказа от сексуальной близости с женой.
№ 30 Генограмма
Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.
Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом — с помощью специальных знаков — записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.
Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.
Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории.
На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.
Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги— даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.
В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.
Основные обозначения генограммы семьи
Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)
— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)
— Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена—единственный ребенок в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо
По мнению А. В.Черникова, интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:
1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?
2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.
3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации?
5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.
6. Реакции семьи на
важные события семейной
7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки?
8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.
9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего?
10. Семейные ролы. Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям?
11. Трудные для семьи
темы. Имеет ли кто-нибудь из
членов вашей семьи серьезные
медицинские или
31. Понятие о циркулярном интервью. Виды вопросов в семейной психотерапии.
Автор: представители миланской школы семейной терапии М. Сельвини Палазолли, Л. Босколо, Д. Чекин, Дж. Прата. Следует отметить, что С. Минухин не является автором этой техники, но, по сути, действовал в рамках циркулярного интервью.
Циркулярное интервью
– техника, суть которой состоит
в том, что консультант спрашивает
одного из членов семьи, как
относится друг к другу двое
других. В отличие от прямых
вопросов о внутрисемейных
Например:
- Если бы здесь был твой брат, что бы он сказал, какие проблемы есть в вашей семье?
- Ваша жена сказала, что произошёл сдвиг. Как вы думаете, что она имела ввиду?
- Как тебе кажется, после смерти бабушки родители стали жить дружнее или нет?
Цель: прослеживание коммуникаций, получение более точной информации об особенностях взаимодействия, вследствие проективного характера информирование семьи о способах коммуникации.
Задачи:
1. Получение информации.2.
Обеспечение коммуникаций. 3. Обнаружение
сопротивления и работа с ним.
4. Процессуальное видение
6. Вовлечение в процесс
на вербальном и невербальном
уровне. 7. Обнаружение круговых
Область применения: этап сбора информации в семьях любого типа, проведение заключительной интервенции.
Алгоритм проведения: Циркулярное интервью предполагает постановку особого типа вопросов – циркулярных, когда одному члену семьи задают вопрос о том, как относятся друг к другу двое других.
С точки зрения Matteo Selvini циркулярное интервью меняет атмосферу встречи, уменьшая настрой на борьбу и конкуренцию. Но следует помнить, что в ряде случаев циркулярная постановка вопроса вызывает недоумение, непонимание, раздражение, протест и усиливает сопротивление. Типичным ответом тогда являются слова: «Откуда я знаю, что она думает? Её и спросите».
Чтобы этого избежать
следует напомнить, что циркулярное
интервью – определённая
Циркулярные вопросы, адресованные детям, имеют свои особенности. По возможности они должны быть образными.
Линейные вопросы. Задаются терапевтом, чтобы сориентироваться в ситуации клиента и базируются на линейных предположениях о природе феномена мышления. Скрытое в них намерение - в основном расследование. В большинстве своем вначале все интервью строятся хотя бы с нескольких линейных вопросов. Это обычно необходимо, чтобы "присоединиться" к с членам семьи через их обычные линейные взгляды на проблемную ситуацию. Спрашивая, терапевт стремиться внести изменения в редукционистскую позицию, пытаясь определить специфику проблемы. Усилия направлены на то, чтобы прояснить подробности, так чтобы происхождение проблемы стало ясно нелинейным. Например, терапевт может начать сессию с серии линейных вопросов: "Какие проблемы сегодня привели Вас ко мне?? (В основном депрессия) " Депрессия у кого?" (Моего мужа) " А у вас, почему депрессия?" ( Не знаю.) "Вам сложно заснуть?" (Нет) " Вы потеряли или набрали вес?" и т.д.
Циркулярные вопросы. Задаются терапевтом, чтобы сориентироваться в ситуации клиента, и исходят из циркулярных предположений о природе феномена мышления. Основное намерение - изучение. Терапевт действует в основном как исследователь, или ученый, который собирается сделать открытие. Основой для вопросов являются системные и интерактивные предположения. Предполагается, что все каким-нибудь образом связано с чем-то еще. Вопросы ставятся так, чтобы обнаружить эти связки в рекуррентных или кибернетических циклах между людьми, объектами, действиями, представлениями, контекстами и т.д. Так системный терапевт может начать интервью по-другому: "Как случилось, что мы сегодня с Вами разговариваем? ( Я позвонила, поскольку озабочена депрессией моего мужа) "А кто еще обеспокоен?" (Дети) "А кто больше всего волнуется?" (Она) "А кто меньше всего?" ( Похоже, что я) "А что она делает, когда волнуется?" (Она все время недовольна, в основном из-за денег и счетов) "А что Вы делаете, когда она показывает, что недовольна?" ( Я не надоедаю ей, просто стараюсь сохранять спокойствие) "А кто больше всех замечает, что ваша жена беспокоится?" и.т.д.