Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Приоритетные формальные составляющие — линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. К примеру, отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, штриха, освещения (Р.Б. Хайкин и др.); формально-стилевые особенности изображения (М.Е. Бурно и др.), учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д. Особой популярностью они пользуются при работе с детьми, так как : дети любят рисовать, рисуя они более «раскованны» чем допустим в разговоре. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методики и модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи.
Проективная методика «Рисунок семьи»
Методика «Рисунок семьи» предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию.
Проективная методика «кинетический рисунок семьи»
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
§ кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
§ где работают или учатся члены семьи;
§ как в семье распределяются домашние обязанности,
§ каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
Проективная методика «три дерева».
Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”.
Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи. После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы.
Ребенка просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
74. Применение
проективных методик в
Проективная методика «Сказки Дюсс»: Названная методика включает в себя 10 коротких историй. Ребенок продолжает эти истории в зависимости от своего аффективного состояния и, тем самым, «обнажает» наличие эмоциональных конфликтов или комплексов. Исследовательский материал, полученный с помощью методики позволил нам определить уровень автономии ребенка, его привязанности к одному из родителей, а также характер ожиданий ребенка от матери, его желания и страхи. Тест исследования межличностных отношений между детьми в семье, особенности отношений родитель и ребенок.
Истории-сказки рассказываются испытуемому в определенном порядке, одновременно предъявляются иллюстрации. Испытуемый должен ответить на вопрос в конце каждой истории-сказки. Все ответы фиксируются в протоколе.
Проективная методика «САТ»: Детский апперцептивный тес разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:
-ведущие потребности и мотивы
-особенности восприятия
и отношения ребенка к
-особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами
-содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации
-особенности защитных
механизмов как способов
-агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации
-динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT.
Процедура проведения
Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: " Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу. Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке.
Проективная методика «BlackyPictures» (Блум Дж., 1950): цели и области применения, описание стимульного материала, теоретическое обоснование.
Цель: выявление особенностей прохождения ребёнком стадий психосексуального развития.
Область применения: применяется в психоаналитическом подходе для выявления особенностей прохождения стадий психосексуального развития, типов действующих защитных механизмов и форм межличностных отношений. Для детей от 3 до 10 лет.
Стимульный материал: 12 таблиц (картинок), на которых изображён пёс Блэки (пол соответствует полу испытуемого), попадающий в жизненные ситуации, отображающие - и потому позволяющие Есть также ознакомительная картинка, на которой изображены все действующие герои: гл. герой Блэки, сиблингТиппи, мать, отец.
Все таблицы предъявляются в определённой последовательности. Задачей тестируемого является сначала составить живую историю по каждой из картинок, а затем ответить на серию вопросов к ней в формате множественного выбора и односложных ответов.
Проективная методика «LeTestPatteNoire» (Корман Л., 1961): цели и области применения, описание стимульного материала, теоретическое обоснование.
Цель: *анализ доминирующих бессознательных тенденций в соответствии с определённым возрастным, эволюционным периодом.
*анализ семейной динамики.
*особенности интерпсихического функционирования.
Область применения: разработана в рамках психоаналитической матрицы и применяется для детей от 4 до 12 лет.
Стимульный материал: методика состоит из 16 ч/б таблиц, на которых главным героем изображён поросёнок *Чёрная Лапка* (протогонист ребёнка). + 1одна дополнительная таблица *Фея*.
Совместный тест Роршаха.
Диагностика коммуникативных процессов модифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием гомеостата: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной или нескольких таблиц. Тест Роршаха отличается тем, что все «решения» партнеров равноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. СТР (совместный тест Роршаха) сделает очевидны неосознаваемый индивидуально-стилистический (личностный) аспект коммуникации, а именно то, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие стратегии взаимодействия изберут, какие чувства испытают. Диагностический аспект в работе с супружеской пары исследует степень согласованности, потребностей, ожиданий, установок партнёров; степень согласованности мотивационной сферы. Если на консультации присутствует 2 партнёра, то им следует прийти к согласию что они должны определиться с общей историей. Предоставлять одну общую историю и показывать только общие таблицы.
В процессе обсуждения совместной версии ответа супружеское взаимодействие развивалось как последовательность следующих фаз:
1) ориентировка партнеров в отношении общей задачи (обмен информацией);
2) оценка супругами хода
выполнения задачи (взаимное оценивание
друг друга и внешней
3) контроль (попытка супругов оказывать влияние друг на друга);
4) фаза принятия совместного решения;
5) ослабление внутриличностного и межличностного напряжений;
6) развитие взаимопомощи и поддержки между партнерами (групповая интеграция).
75. Определение сексуального здоровья. Показатели сексуального здоровья.
Полное определение понятия «здоровье» включает 3 уровня:
1) биологический (соматический); 2) психологический»; 3)социальный.
Поэтому определить понятие «здоровье» можно как полное биологическое, психологическое и социальное благополучие.
Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность и способность к любви.
Показатели сексуального здоровья в современной сексологии (по Либиху):
ü Одним из показателей сексуального здоровья человека является хороший уровень полового влечения. Половое влечение обеспечивается сочетанной деятельностью многих отделов центральной нервной системы и многоэтажной регуляцией эндокринного характера. Между тем существует много мотивов полового сближения, которые не соответствуют наличию того или другого уровня полового влечения, а именно: половой акт может совершаться в каких-то социальных целях, точнее — в антисоциальных целях (для карьеры, для извлечения какой-то материальной выгоды, для самоутверждения, из соревнования с каким-то другим человеком, из ревности). Все эти мотивы относятся в известной степени к отрицательным факторам, потому что они не соответствуют истинному уровню гормональной обеспеченности данного человека, истинному состоянию его половой конституции.
ü Важным качественным показателем сексуального здоровья является сексуальная удовлетворенность как мужчины, так и женщины. В первую очередь следует обратить внимание на сексуальную удовлетворенность женщины, так как нарушение ее встречается более часто. Отсутствие оргазма у женщины, так называемая аноргазмия (оргазмическая дисфункция) возникает, с одной стороны, в результате психологических причин или психогенных факторов, а с другой стороны, под влиянием каких-то личностных переживаний, личностных конфликтов у данной женщины или из-за дефектов техники половой жизни.
ü Следующим качественным показателем сексуального здоровья является общение сексуальных партнеров. Модели общения, формы общения, образцы общения закладываются в детстве, именно тогда, когда формируется ролевое поведение, то есть когда ребенок из своей собственной, так называемой ядерной, или нуклеарной, семьи начинает выходить в более широкий круг общения (в детском дошкольном учреждении, с друзьями, приятелями, соседями по квартире). В этот период нормальный ребенок формирует определенное ролевое поведение, которое обеспечивает ему адаптацию в процессе этого общения. Следовательно, эти роли, которые ребенок усваивает себе еще в дошкольном периоде, затем проявляются в виде, в частности, сексуальных ролей.