Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом
Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения проблемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и будущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречаются при формулировании проблемы:
- слишком глобальная
с ней работать («Так жить нельзя»);
- непонимание клиентом важных аспектов проблемы;
- клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;
- ограничение во времени;
- акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке новых поведенческих стереотипов и т. д.
Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.
Этап 3. Альтернативы и решения
Не всякая проблема может быть решена в соответствии с желаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не готовым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травмирует человека: разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нарушения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыть все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызывали стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно выслушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.
Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в общем виде включает в себя следующие этапы:
-установление контакта с клиентом;
-выяснение причин, побудивших
обратиться за помощью к
-анализ, оценку и диагностику
проблемы насилия с точки
-совместное формулирование проблемы и определение целей консультирования ;
-установление стратегии и плана действий (альтернативы и решения);
-оценку результатов
Результат консультирования во многом зависит от достижения вза¬имопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
1. во-первых, необходимо, чтобы
позиция консультанта не проти¬
2.во-вторых, необходимо наглядно
показать клиенту, что действия,
которые от него ожидаются, будут
способствовать и соответство¬
3. в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по¬зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по¬ложительное отношение, и отвергают, не принимают позициютого, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Проведение консультирования предполагает обязательное соблю¬дение следующих базовых принципов:
1. принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна¬
ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти¬
рования в рамках конкретного научного подхода или научной
школы;
2. принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли¬
ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
манере понимать и интерпретировать ситуацию;
3. принцип психологической безопасности, предписывающий кон¬
сультанту действия по созданию психологически комфортной
ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас¬
ности;
4. принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю¬
щий конкретность решения четко обозначенных проблем;
5. принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
с проблемой;
6. принцип профессиональной мотивации и компетентности
86. Понятие «зависимость», «психологическая зависимость» и «созависимость». Особенности личности созависимых членов семьи.
Зависимость – это болезненное пристрастие к чему-либо, к кому-либо, либо к какому-то действию.
Психологическая зависимость – э то неконтролируемая тяга к чему-либо: к употреблению алкоголя или пищи, к просмотру телевидения или интернет сайтов. Также к психологическим зависимостям можно отнести постоянную потребность в труде (трудоголизм), игроманию, зависимость от общения с другим человеком и др.
Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими.
Особенности личности созависимых членов семьи.
Низкая самооценка — это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.
Они говорят себе, что ничего не могут делать как следует из-за боязни сделать ошибку. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные "я должна", "ты должен", "как я должна вести себя с моим мужем?" Созависимые стыдятся пьянства мужа, но также стыдятся и самих себя.
Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми.
Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые жены, матери, сестры больных с зависимостью — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю. Думая, что могут сдерживать пьянство близкого, контролировать восприятие других через производимое впечатление, им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают. Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны себя вести другие члены. Созависимые пытаются не позволять другим быть самими собой и протекать событиям естественным путем. Для контроля над другими созависимые используют разные средства — угрозы, уговоры, принуждение, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих ("муж без меня пропадет").
Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события часто приводит к депрессиям.
Другим исходом контролируемого поведения созависимых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных химической зависимостью.
Желание заботиться о других, спасать других. Кто работает в области наркологии, наверное, слышал от жен больных химической зависимостью: "Хочу спасти мужа". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).
87. Подходы к
пониманию природы
ü Медицинский подход (созависимость- наследственное заболевание, вызванное неизвестными причинами, либо болезнью)Созависимость- неизлечимая болезнь и прогрессирующая.
ü Психиатрический ( созависимость- симптом скрытого психиатрического нарушения)Человек может быть излечим.
ü Поведенческий подход (зависимость- приобретенная, деструктивная система поведения)
ü Микросоциальный подход (созависимость- симптом нарушения межличностных отношений)
ü Эволюционный (созависимость - приобретенное расстройство, развитие останавливается. Излечение возможно.
Эволюционный подход: механизмы и причины возникновения созависимости.
Созависимость возникает вследствие незавершенности определенных критических стадий развития в течение первых шести лет жизни, в частности, стадий соединения и отделения.
Если что-то нарушает завершение любой из этих стадий, то в течение всей жизни человека будут повторяться процессы, ведущие к завершению стадий психологического развития. Результат незаконченного соединения и/или отделения — это созависимость. Созависимый человек будет: “прилипать” (1), пытаясь завершить свое соединение и становясь очень привязанным или зависимым, или (2) пытаться завершить отделение или автономию, становясь очень обособленным, то есть противозависимым, или (3) будет ходить по кругу между тем и другим. Необходимо произвести переоценку всех исследований раннего развития ребенка, так как они сфокусированы в основном исключительно на отношениях мать/ребенок.
При эволюционном подходе болезненные и вызывающие тревогу события рассматриваются как кризисы развития, а не как эмоциональные расстройства или психические заболевания. В этом подходе используется ряд ключевых принципов, помогающих понять причины созависимости:
_ Развитие человека
_ Любая задача развития,
с которой не удалось
_ Незавершенные стадии
развития будут подталкиваться
к завершению, как только возникнет
такая возможность. Любая ситуация,
напоминающая ситуацию, происходившую
в жизни человека раньше, и
обусловленная незавершенной
чувствами или памятью о прошлом. Они чувствуют, что “резиновой лентой” привязаны к первоначальному эмоциональному опыту, когда впервые пытались завершить эту стадию.
Когда люди отдают себе отчет в том, что незавершенные стадии развития являются причиной их чрезмерных реакций на определенных людей или ситуации, они способны обучиться новым, более эффективным ответным реакциям. Благодаря возросшей осведомленности о причинах своих проблем и накопленному опыту общения человек может довести до завершения ранее не завершенные стадии развития.
Основные положения:
Мы растим своих клиентов.
1. Созависимость – это расстройство вследствии незавершённости важных стадий развития в раннем детстве. К 2-3 годам ребёнок не отделяется психологически от родительской фигуры, остаётся психологически зависим. Такому человеку неоюходима более зрелая личность рядом.
2. Это более широкое явление нежели расстройство одного человека. Это явление культуры.
3. Модели созависимости имеют свойства возобновляться.
4. Прогрессирующий процесс излечения. Созависимость – как способ приспособиться и выжить, в ситуации развития далёкой от номральной.
5. Для освобождения от созависимости необходимы определённые средства и понимание других людей.
6. Для освобождения необходим комплексный, систематический подход. Комплекс мероприятий.