Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа
Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.
Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________
«Признание»
как показатель
Проявление показателя
«признание» на высоком уровне: ребенок
правильно отвечает на вопросы, соотносит
человека, изображенного на карточке
по внешнему облику, по совокупности анатомических,
функциональных и социальных признаков,
доступных конкретно-
Проявление показателя «признание» на среднем уровне: ребенок отвечает на вопросы, но по источникам визуальной информации неверно соотносит человека с представителем соответствующей социальной группой, социальной категорией, определяет лишь половую принадлежность субъекта.
Проявление показателя «признание» на низком уровне: ребенок не может опознать человека, изображенного на карточке, на вопрос отвечает «Не знаю».
«Понимание» как показатель профессиональной толерантности – это выявление, определение у человека индивидуального своеобразия, отличительности проявляемых социально-культурных признаков, интерпретация их природы возникновения и применения (воспроизведения), и обнаружение, познанию, приписывание им определенного социально-ценного, функционально-ролевого смысла, значения, постижение и порождение смысловой нагрузки существования «Другого». Показателю «понимание» соответствуют вопросы: «Чем этот человек занимается?», «Чем он увлечен?», «Что он делает сейчас?», «Что он делает обычно?». Уровень проявления показателя «понимание» выявляется относительно профессиональных и спортивных групп. Выявляется высокий и низкий уровни проявления данного компонента.
Проявление показателя
«понимание» на высоком уровне: ребенок
правильно отвечает на вопросы, способен
обнаружить, определить по знаковым системам
внешнего облика человека, изображенного
на карточке, его функционально-ролевое
предназначение, интерпретировать социально-ценный
смысл, общественное значения. Если ребенок
проявляет высокий уровень
Проявление показателя «понимание» на низком уровне: ребенок не отвечает на вопрос.
Исследование эмоционального компонента профессиональной толерантности у детей осуществляется по показателям: «интерпретация чувств», «эмоции».
«Интерпретация чувств» как показатель профессиональной толерантности – это активизация связей внешне наблюдаемых признаков внешнего облика человека с психологическими качествами личности. В процессе интерпретации особенности внешних проявлений (внешность, выразительные движения, поведение, деятельность человека) воспринимаются как признаки психологических качеств личности, которые не даны непосредственному восприятию, а конструируются сознанием ребенка. Основанием для интерпретации служит внешний облик человека (А.А.Бодалев, 1965, В.Н.Панферов, 1969), невербальное поведение (В.А.Лабунская, 1986), невербальный текст общения (Е.А. Петрова, 1999) и др. Показателю «интерпретация чувств» соответствуют вопросы: «Какой это человек, изображенный на картинке?», «Он добрый, злой, хороший или плохой?», «Почему?». Выявляется высокий, средний и низкий уровни проявления данного компонента.
Проявление показателя «интерпретация чувств» на высоком уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному на карточке положительные качества, воспринимает его как доброго и хорошего человека.
Проявление показателя «интерпретация чувств» на среднем уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному на карточке и положительные и отрицательные качества.
Проявление показателя «интерпретация чувств» на низком уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному на карточке отрицательные качества, воспринимает его как злого и плохого человека.
Для выявления показателя профессиональной толерантности «эмоции» ребенку дается задание: «Выбери для человека, изображенного на картинке, подходящую эмоцию». Психолог предлагает ребенку карточки с различными эмоциями (в виде «смайликов»). Выявляется высокий, средний и низкий уровни проявления данного компонента.
Проявление показателя «эмоции» на высоком уровне: ребенок выбирает человеку, изображенному на картинке, эмоции «смех», «радость», «улыбка».
Проявление показателя «эмоции» на среднем уровне: ребенок выбирает человеку, изображенному на картинке, разные эмоции «смех», «радость», «улыбка», «грусть», «страх», «злость».
Проявление показателя «эмоции» на низком уровне: ребенок выбирает человеку, изображенному на картинке, эмоции «злость», «страх», «грусть».
Выявленные в ходе исследования толерантные установки, потребности, интересы, отношения позволяют экспериментатору определить перспективные направления взаимодействия детей с различными «Другими».
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников.
Результаты исследования когнитивного компонента профессиональной толерантности у младших школьников.
Одним из социально-психологических механизмов профессиональной толерантности является процесс идентификации, при этом профессиональная толерантность и идентификация рассматриваются как взаимосвязанные процессы. Поэтому прежде чем перейти к анализу результатов исследования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста, необходимо выявить, с какой группой «Других» они себя идентифицируют.
Было выявлено, что дети младшего школьного возраста идентифицируют себя только с профессиями, то есть они проявляют неосознаваемое уподобление, отождествление себя лишь с представителями профессиональной группы. Следует учесть тот факт, что девочки и мальчики выбирали карточки с изображением человека того же пола. Это может свидетельствовать скорее даже о половой идентификации, чем профессиональной.
Мальчики идентифицируют
себя с милиционером, художником, поваром,
а девочки – с учителем и
балериной. В ответах девочек
имеются высказывания о том, что
балерина «красивая», «хочу быть такой
же красивой» и т.д. Высокий уровень
идентификации девочек с данной
профессией и, вместе с тем, высокий
уровень проявления всех уровней
социальной толерантности у девочек
младшего школьного возраста, эмпирически
показывают, подтверждают теоретические
предположения разных авторов о
том, что процессы идентификации
и толерантности тесно
Когнитивный компонент профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста изучался нами при помощи методики «Дерево и люди» по показателям «признание» и «понимание». При этом нами рассматривались особенности проявления данных показателей по профессиональной толерантности.
Рассмотрим результаты исследования проявления профессиональной толерантности по показателям «признание» и «понимание» у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования проявления показателя профессиональной толерантности «признание» у младших школьников представлены на Рисунке 1.
Из рисунка 1 наглядно видно, что профессиональная толерантность по показателю «признание» детей младшего школьного возраста по отношению ко всем типам профессий проявляется на высоком уровне: «повар» (80% детей), «учитель» (75% детей), «милиционер» (100% детей), «врач» (95% детей), «художник» (80% детей), «балерина» (100% детей).
Рисунок 1. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности «признание» удетей младшего школьного возраста (в %)
Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети проявляют высокую способность соотносить людей, изображенных на карточке по внешнему виду (специальная одежда, форма, наличие специальных орудий труда, атрибутов) и действию с представителем профессиональной группы.
20% детей младшего
школьного возраста
20-25% детей младшего
школьного возраста
Далее нами были проанализированы результаты исследования проявления профессиональной толерантности по показателю «понимание» у младших школьников, которые наглядно отображены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности «понимание» у детей младшего школьного возраста(в %)
Анализируя рисунок 2 можно сказать, что у детей показатель профессиональной толерантности «понимание» проявляется на высоком уровне. Практически все дети правильно описали действия людей разных профессий, изображенных на карточках, у младших школьников сформировано представление о функциональном предназначении этих профессий.
Таким образом, когнитивный компонент профессиональной толерантности у младших школьников проявляется на высоком уровне.
Также нами
были получены результаты
Рисунок 3. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности «интерпретация чувств» у детей младшего школьного возраста (в %)
Из Рисунка 3 наглядно
видно, что у детей младшего школьного
возраста по отношению к социальной
группе «профессии» проявляется
высокий уровень
Эмоциональный компонент социальной толерантности у младших школьников исследовался нами по показателю «эмоции». Детям предлагались карточки с различными эмоциями и для каждого человека, изображенного на картинках, необходимо было подобрать подходящую эмоцию. Результаты отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Выбор эмоций детьми младшего школьного возраста (в %)
Эмоции |
Частота выборов (%) | |||||||
«Художник» |
«Врач» |
«Учитель» |
«Балерина» |
«Повар» |
«Милиционер» | |||
Названия |
Баллы | |||||||
Злость |
1 |
5 |
0 |
10 |
0 |
0 |
20 | |
Страх |
2 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 | |
Грусть |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Улыбка |
4 |
25 |
50 |
35 |
35 |
20 |
45 | |
Радость |
5 |
35 |
40 |
45 |
30 |
55 |
10 | |
Смех |
6 |
30 |
10 |
10 |
30 |
25 |
25 |
Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников