Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
Методологическая основа исслсдовапия: Общей методологической основой исследования проблем этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры явилась марксистская идея о развитии личности путем «присвоения
сое нгпиого.-гп!
Т) С.Пет?рС; рг МТС'.;
материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, в нашем исследовании речь идет о присвоении традиционных ценностей и новых аккультурационных идей в процессе социализации личности. В процессе социализации индивид присваивает этнические характеристики присущие своему этносу, в том числе этническое самосознание.
Особенности этнического
самосознания мы рассматриваем через
принятую нами концепцию развития и
бытия личности B.C. Мухиной. Мы разделяем
эту позицию и понимаем самосознание
личности как универсальную, исторически
сложившуюся и социально
Акцент на психологию личности является органичной позицией нашего исследования -ведь, исследуя особенности этнического самосознания, мы имеем дело с индивидульно, личностно представленными носителями.
В период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе, наряду о идеями уникальной личности, этнического возрождения, утверждается идея интернационализации всей общественной жизни. Сегодня уникальной личности следует найти место не только в рамках своего этноса и государства, но и в условиях всею человечества, в условиях глобальной аккультурации. Именно новые условия изменяющегося мира следует иметь в виду,
' По данным переписи 2002 года в России проживало более 2,5 миллионов армян, из них около 700 ООО в Москве, Госкомстат России, Всероссийская перепись населения 2002 г.. 2003
когда мы ищем ориентиры для методологических и теоретических основ исследования этнического самосознания отдельной личности в целом в условиях интенсивно развивающихся глобальных идей и практики всепоглощающей интеграции ценностей наиболее «развитых» цивилизаций.
Цель исследования: изучение психологических особенностей этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.
Объект исследования: армянская молодежь в условиях титульного этноса и диаспоры.
Предмет исследования:
психологические особенности
Исследование проводилось с 2001 по 2003 гг. Обследовалась армянская учащаяся молодежь в условиях проживания титульного этноса в Армении (г. Ереван, г. Степанакерт) и в России -в диаспорах (г. Москва, г. Пятигорск).
Гипотезы исследования: Основанием для построения гипотез послужили: анализ этнологических, этнографических, психологических, политологических и исторических источников; долговременный опыт проживания на территории титульного этноса - в Армении и в условиях диаспоры; практическая работа с армянской молодежью в разных условиях и др. В результате анализа всего комплекса проведенных работ были сформулированы следующие гипотезы:
1. Этническое самосознание
армянской молодежи находится
под влиянием двух тенденций:
традиционных этнических
2. Этническое самосознание
армянской молодежи в России
отличается от этнического
3. В условиях
проживания внутри своего и
чужого этноса распределения
типов реакций в ситуации фруст
В соответствии с методологией, теоретической позицией и гипотезами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
ключевые работы, посвященные общей
проблеме этнического
2. Исследовать психологические
особенности этнического
молодежи в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции. Теоретическое значение и научная новизна. Исследуется проблема этнического самосознания армян - проблема представляющая теоретический интерес с точки зрения психологии личности и этнопсихологии. Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении особенностей этнического самосознания армянской молодежи в ситуациях новой этнической среды и в ситуациях проживания титульного этноса. Новизна исследования состоит: в изучении проблемы этнического самосознания в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции; в рассмотрении особенностей этнического самосознания молодежи - сензитивной к меняющимся социальным условиям.
Практическая значимость
исследования. Практическое значение
исследования заключается: в выявлении
отличий между этническим самосознанием
армянской молодежи в России и
в Армении; в определении типов
реагирования армянской молодежи на
ситуацию фрустрации внутри своего и
чужого этноса. Указания на меняющиеся
особенности этнического
Методы, используемые в настоящем исследовании:
1. Проективный метод
депривации структурных
2. Экспресс-диагностика
межэтнической аккультурации (
3. Авторский опросник.
Результаты исследования подвергались математической обработке.
Исследовались 200 представителей армянской молодежи в возрасте от 17 до 27 лет (100 в России и 100 в Армении) по 50 человек в четырех городах (Москва, Ереван, Пятигорск и Степанакерт), по 25 мужчин, 25 женщин в каждой выборке.
Основные положении, выносимые на защиту 1. Этническое самосознание армянской молодежи отличается амбивалентностью: при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Сохранение национальной идентичности выражается в приверженности национальной культуре, языку и религии, поддержании и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявляются вну три титульного этноса, а так же у мигрантов (первого и второго поколения). Интеграция происходит посредством включения в социальные и общественные институты принимающего этноса: семьи, работы, клубы интересов, посредством установления неформальных отношений с представителями принимающего этноса и т.д.
2. Стигматизация
кавказского населения в
3. Этническое самосознание
армянской молодежи в России
менее фиксировано на
4. В условиях
проживания внутри своего и
чужого этноса распределения
типов реакций в ситуации
5. Притязание на
признание и половая
6. Армянская молодежь
в титульном этносе и в
7. Мигранты второго
поколения более склонны к
ассимиляции, чем мигранты
Апробация работы
Отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались: 1 - на III съезде
Российского Психологического Общества «Психология и Культура» (Санкт-Петербург-
2003г.); 2 - на региональном
конгрессе Международной
Психологии «Культуры во взаимодействии» (Будапешт- 2003); 3 - на объединении молодых
ученых при кафедре психологии развития МПГУ; 4 - на кафедре психологии развития
факультета педагогики и психологии МПГУ.
Результаты исследования были включены в материалы лекций в курсах «Феноменология развития личности» и «Этнопсихология».
Основные положения исследования изложены в статьях, тезисах, научных докладах (общим объемом около 1,2 п.л.).
Структура и объем диссертации
…
ВЫВОДЫ
1. Исследование, проводимое
комплексом апробированных
титульного этноса: семьи, работы, клубы интересов, посредством установления неформальных отношений с представителями титульного этноса и т.д.
2. Исследование
выявило депривирукнцие
3. Этническое самосознание
армянской молодежи в России
менее фиксировано на
При формальном сохранении традиционных этнических характеристик, армянская молодежь приобретает этнические характеристики титульного этноса, на территории которого она проживает.