Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

личных качествах» китайцев и русских. Теоретическое  значение обретают выявляемые универсальные  и специфические этнокультурные компоненты в этническом самосознании современной китайской учащейся молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  прогнозирования особенностей ценностных ориентаций и поведения в межэтнических  отношениях современной учащейся молодёжи Китая в условиях титульной и  инокультурной среды. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения реальных проблем  адаптации студентов в процессе аккультурации. Кроме того, полученные данные могут применяться с целью  воспитания межэтнической толерантности  у студенческой молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Этническое самосознание  современной китайской молодежи  отличается тем, что при сохранении  национальной идентичности происходит  интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других  государств как диаспоры. Эти  тенденции проявляются внутри  титульного этноса, а также у  мигрантов. 

П. В тендерных  различиях в ситуации фрустрации проявляются следующие тенденции: более высокая толерантность  у китайских девушек; более высокая  агрессивность у китайских юношей.

ГП. Современная  китайская молодежь в условиях своего титульного этноса проявляет выраженное стремление к интеграции в мировое  сообщество; сходная ситуация проявляется  и в аккультурационных процессах, происходящих у китайской молодежи, проживающей в России. Однако, современная  китайская молодежь в условиях миграции обнаруживает стремление к сохранению своей этнической самобытности, а  в титульном этносе обнаруживает большее стремление к интеграции к иной культуре.

IV. Современная  китайская молодёжь в Китае  демонстрирует более высокую  готовность к ассимиляции, чем  китайская молодёжь в России. Китайская молодежь в России  в целом более лояльно относится  к другим этносам. 

V. Анализ представлений  об «идеальных личностных качествах» современной учащейся молодежи Китая и России обнаружил, что китайская ментальность в отношении морального сознания отличается от российской ментальности: китайцы ориентированы не столько на иные ценности, сколько иначе акцентированы на допущения и запреты.

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования обсуждались: на Ш съезде Российского психологического общества «Психолохия и Культура» (Санкт-Петербург,2003); на конференции «Психология этнического менталитета в контексте глобальной интеграции культур в начале XXI века» (Харбин, КНР, 2004); на чтениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ.

Основные результаты исследования изложены в научных  статьях, тезисах, докладах (общим объемом 1.95 п.л.).

Структура и объем  диссертации 

Основные результаты исследования изложены в следующих  публикациях (Общий объем — 1.95 п.л.):

1 Лю Цунъин Этническая  ментальность и отношения китайской  и российской молодёжи // Ежегодник  российского психологического общества. Материалы Ш всероссийского съезда  психологов. T.V. - СПб: Издательство  Санкт-Петербургского государственного  университета. -2003. - С.219-220. (0.1 п.л.)

2. Лю Цунъин Образы  мужских и женских достоинств  и пороков у молодёжи Китая  и России // Развитие личности. - 2004. - № 4. - С.42 - 60. (0.4 п.л.) (В соавторстве  с A.A. Хвостовым; 30% личного участия).

3. Лю Цунъин. Ян  Бо, его «Уродливый китаец» и все остальные люди // Развитие личности. - 2005. -№ 2. - С. 112- 122. (0.25п.л.) (В соавторстве с B.C. Мухиной; 30 % личного участия).

4. Лю Цунъин. Имя  как феномен этнического самосознания: к вопросу об исторических  источниках имянаречения в Китае  // Наука и образование. Известия  южного отделения российской  академии образования и ростовского  государственного педагогического  университета. -2005. -№ 3. - С. 152-157. (0.5 п.л.)

5. Лю Цунъин. Особенности  этнического самосознания студенческой  молодёжи Китая // Толерантность  в межкультурном диалоге / Отв.  ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М., 2005. - С.309 - 320. (0.6 п.л.)

6. Лю Цунъин. Иероглиф  человека: от древних времен до  нашего времени // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С.174 -176 . (0.1п.л.)

1 Павленко В.П. Этнопсихология. – М. 2005.

2 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М., 2006.

3 Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии. // Этническая психология и общество. – М., 1997.

4 Вундт В. Проблемы психологии народов. – М, 1998.

5 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – Спб., 1996.

6 Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. – М., 2002.

7 Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология // Под ред. В.Дружинина. Учебник психологии для студентов гуманитарных вузов. – СПб, «ПИТЕР», 2000.

8 Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.

9 Мид М. Культура и мир детства. – М.: “Наука”, 1988.

10 Платонов Ю. Основы этнопсихологии. Учебник. – Питер, 2004.

11 Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.


Информация о работе Этническая психология