Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.
В результате взаимодействия спроса и предложения происходит формирование цены, которая является важнейшим элементом рыночного механизма. Цена производства складывается из издержек производства и средней прибыли, а цена потребителя состоит из сумм затрат покупателя на приобретение товара.
В российской экономической практике существуют также закупочные цены, т.е. цены государственных закупок сельхозпродукции у предприятий, организаций, населения.
По уровню регулирования при этом можно выделить следующие виды цен:
регулируемые государственными органами цены преимущественно на товары и услуги, имеющие важное значение для государства и общества (например, земля, некоторые виды продовольствия);
договорные (контрактные) цены, величина которых определена предварительными контрактами между продавцами и покупателями;
свободные рыночные цены, формирующиеся под воздействием объективных законов рынка [21].
Важным фактором рыночного развития являются паритетное соотношение.
Ценовые эквиваленты в последние годы в России складывались крайне неблагоприятно для отрасли сельского хозяйства. Причинами этого послужили: либерализация цен на материально-технические ресурсы и услуги без увязки с возможной динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию; ограничения в форсировании цен на сельскохозяйственную продукцию из-за монополизации перерабатывающих предприятий; снижение платежеспособности населения; воздействие на рынок относительно низких цен на импортное продовольствие.
Отсутствие регулирования рыночных отношений в пределах допустимых параметров и обоснованности в пропорциях обмена товаров приводит к криминализации экономики, к дискредитации самой сути реформы как системы мер, призванных повысить общественное производство, а вместе с этим повлиять на рынки сбыта сельхозпродукции.
Внутренний российский аграрный рынок характерен и рядом специфических проблем. Одной из существенных проблем является крайне высокая стоимость транспортировки (перевозки) продукции, что создает существенные трудности при формировании единого экономического пространства России, а также приводит к невостребованности продукции в зонах, благоприятных для производства. Одним из характерных примеров такой ситуации служит высокая разница в ценах на основные продукты питания в различных регионах. Это приводит к экономически не обоснованной в пределах одного государства дифференциации в общей стоимости потребительской корзины (набора из 19 основных продуктов питания) [34].
Другая проблема
связана с относительной
В последнее время большое внимание стали уделять конъюнктуре рынков сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов организованы ценовые мониторинги. Однако развитие межрегионального рынка существенно сдерживается отсутствием единой системы информационного обеспечения и эффективной маркетинговой службы в управленческих структурах, которые оказывали бы помощь местным сельскохозяйственным товаропроизводителям, своевременно реагировали на конъюнктуру рынка, ее изменения и определяли оптимальные каналы реализации продукции [29].
Сельскохозяйственный рынок России в процессе преобразований вошел в мировое экономическое пространство незащищенным, хотя и нельзя утверждать, что все происходящие при этом процессы негативны. В качестве несомненно положительных результатов можно отметить: развитие переработки сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента продовольствия, улучшение качества товаров. Вместе с тем импорт продовольствия не в состоянии восполнить спад отечественного производства, а действующая таможенная пошлина слабо защищает отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными продовольственными товарами.
В связи с
этим необходимо разработать и осуществлять
эффективную государственную
Отход государства от участия в регулировании российского рынка сельскохозяйственной продукции привел к кризису сельскохозяйственного товаропроизводителя в России, ухудшению продовольственного положения и т.д., что в свою очередь поставило новую проблему и вызвало к жизни разработку целой программы продовольственной безопасности [37].
Мировой опыт, прежде всего опыт развитых стран, показывает, что в условиях рынка, а тем более на переходном этапе к нему особое значение имеет государственное регулирование экономических и социальных процессов, происходящих в сельском хозяйстве. Необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции можно объяснить специфическими особенностями аграрного сектора экономики. Американский экономист К. Грей выделяет следующие:
отрицательная эластичность цен на продукты питания в зависимости от предложения велика, то есть цена при перепроизводстве падает резко и вызывает массовое разорение сельскохозяйственных товаропроизводителей;
низкая эластичность спроса на продовольствие в зависимости от дохода потребителей и цен на продукты питания, то есть увеличение дохода потребителей слабо отражается на увеличении спроса так же, как и снижение цен вызывает относительно небольшой рост спроса на продукты питания;
сильные колебания в производстве сельскохозяйственной продукции вынуждают государство содействовать стабилизации цен на нее, так как в противном случае неизбежен высокий риск и неоптимальные решения производителей.
Государственное
регулирование
Ряд отечественных экономистов [15,17,28] называют важнейшие особенности, которые не позволяют полагаться на стихию рынков:
в продовольствии нуждается ежедневно каждый человек, независимо от доходов. Задача государства - обеспечить доступность продовольствия всем.
неравномерность поступления сельхозпродукции на рынок (сезонность производства). Следовательно, надо добиваться равномерности предложения и спроса в межсезонье.
наименьшая монополизация производства сельскохозяйственной продукции (в связи с существованием различных сельскохозяйственных товаропроизводителей). В этом вопросе важно поддержать паритет цен сельскохозяйственной и промышленной продукции.
Каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель решает самостоятельно, что производить, как продавать, что приводит к резким колебаниям рыночного равновесия. И тут надо стимулировать производство и реализацию дефицитных видов продукции, проводить государственную интервенцию в отношении тех видов продукции, по которым наблюдается перепроизводство или недостаток.
Становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации предполагает развитие различных видов собственности, форм хозяйствования на селе и конкурентной среды, которыми, безусловно, невозможно эффективно управлять только с помощью административно - распорядительных методов и средств. В дополнение к ним должны быть задействованы рыночные механизмы при активном государственном регулировании хозяйственной деятельности посредством антимонопольных мер, кредитов, налогов, бюджетных ассигнований. При этом не должно исключаться и прямое государственное управление, которое из директивного (командно- административного) плавно переходит в экономическое и имеет при этом двустороннюю связь.
В этом аспекте заслуживает внимания изучение зарубежного опыта, а также и российского, положительного опыта в области государственного регулирования сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Одним из важных вопросов являются масштабы и способы регулирующих воздействий.
Масштабы и особенности государственного регулирования сельскохозяйственных рынков в ведущих странах во многом обусловлены уровнем экономического и социального развития отрасли, сбалансированностью спроса и предложения. В настоящее время в каждой стране система государственного регулирования рыночных отношений – сложная и развивающаяся система, нацеленная на создание экономической стабильности при сокращении конкуренции, как для производителя, так и для потребителя сельскохозяйственной продукции. Она по мнению многих западных экономистов, все еще далека от совершенства [27].
Регулирование сельскохозяйственных рынков в развитых зарубежных странах традиционно осуществляется по государственным и межгосударственным программам, утверждаемым законодательными органами. Регулирование объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе государственных программ в большинстве стран рассчитано на срок от двух до десяти лет с ориентировкой при этом на темпы роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и на прогнозировании динамики рыночных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Важное значение в государственном регулировании сельскохозяйственного производства сейчас отводится контролю за объемом производства, качеством продукции, состоянием природных ресурсов. Все эти проблемы решаются как путем административных ограничений, так и с помощью экономических методов на основе реализации соответствующих экономических программ.
1.2 Экономический механизм, функциональные инструменты, институты формирования рынков сельскохозяйственной продукции
Рыночные системы по своей сути не являются статическими, а находятся в постоянном изменении (движении) и развитии. В связи с этим большое значение имеет изучение „механизма" приводящего данные системы в движение.
Понятие „механизм" (от греческого machine „орудие, машина") обозначает совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Механизмы бывают различные по назначению и конструкции, но они составляют основу большинства устройств. Каждое устройство служит для передачи и преобразования движения, представляя собой систему тел (звеньев), в которой движение небольших тел (ведущих звеньев) вызывает вполне определенное движение остальных тел системы [42].
Выдающийся экономист лауреат нобелевской премии Ф. Хайен - определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов [37].
Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредствам которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате отношений покупателей и производств друг с другом.
В научных трудах отечественных экономистов и практиков толкование понятия „рыночный механизм" неоднозначно [13,15,29]. Зачастую оно сводится к трактовкам ценового механизма, финансово-кредитного, налогового и т.д. Данный подход представляется нам недостаточным, ибо выражает узость субъективизации рыночных элементов.
На наш взгляд, рыночный механизм представляет собой сложную систему закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, которое следует рассматривать с широких общетеоретических позиций и более узких практических задач, т.е. рыночный механизм - это сложная консолидированная система нескольких механизмов, построенная на взаимодействии рыночных структур, закономерно связанных друг с другом (рисунок 2).
В связи со сложностью
системы возникает
По целям:
экономический (финансово-кредитной и бюджетной политики);
политический (законодательный и исполнительный).
По инструментам воздействия:
ценовой (государственно фиксируемый, регулируемый, свободный);
финансово-кредитный (по видам финансирования и кредитования);
налоговый (плановый, регулирующий, контрольный);
социальный (компенсационный, безвозмездный);