Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат
Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.
Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Французский биолог и социолог Альфред Эспинас (1844 - 1922) считал, что социальная наука изучает не только аналогии между "клеточками" биологического и социального организма, сколько объединения между существами животного мира, которые напоминают объединения людей в обществе. Если же система соединения клеток составляет организм, то его можно рассматривать как ассоциацию, общество. Поэтому-то любые объединения живых существ в природе называются обществом.
Французский социолог, философ Рене Бормс (1869-1926) в труде "Организм и общество" стоит на позициях вульгарного органицизма, вводит понятие социальная патология, социальная гигиена и др. Ориентация на эволюцию относительно устоявшиеся законы биологического мира исключили, по существу, какие - либо попытки исследования перспектив развития общества. Это шаг назад в сравнении с концепциями общественного договора и философии истории. В начале ХХ в. концепции органистской школы потеряли популярность на фоне новых подходов, отличающихся меньшей описательностью и большей объяснительностью.
Возникший тогда под влиянием достижений биологии социальный дарвинизм в отличие от органицизма, ориентирующегося преимущественно на поиске внешних аналогий между организмом и обществом, стремится использовать законы биологии. Идеи приспособленческого процесса органической эволюции Чарльза Дарвина возникла под влиянием ассоциации, внешней аналогии с борьбой за существование Мальтуса и идеей о свободной конкуренции между индивидами Адама Симта. Здесь научный парадокс: биологическая теория используется для объяснения социального тогда, как Чарльз Дарвин признает, что в основу биологической теории положен принцип социальной борьбы за существование между людьми, взятый из концепции Мальтуса. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических законов к пониманию общества. Среди известных представителей социального дарвинизма социологи - философы Уолт Беджгот, Людвиг Гумплович, Уильям Грехем Самнер, Густав Рантценхофер, Альбиона Смолл и др.
Социальный дарвинизм объединяет биологические теории конца ХIX - начала ХХ ст., которые основываются на сведении законов развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора к положениям теорий, инстинктов, случайностей и т.п. Главная идея состоит в том, что основой социальной структуры есть естественные способности человека. Никакие социологические положения не могут вступать в противоречие с естественно научными законами, которые управляют человеком. Но конкретный состав законов и их понимание не неизменные и в социальном дарвинизме, определялись не столько развитием биологии как науки, сколько социально - политическими симпатиями и устремлениями представителей направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, которые использовались для поддержки широчайшего спектра политических идей - от воинственного консерватизма до марксизма и социализма. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.)
Понимание инстинкта как выражения иррационального в коллективном поведении в дарвинизме социальном стало основой для рассуждений о роли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции, для критики демократии как наиболее благоприятной среды для проявления инстинктов. Между представителями социального дарвинизма имеются значительные расхождения по многим вопросам: одни прямолинейно подчеркивают биологический характер законов в обществе, иные стремятся осторожнее выяснить специфику их проявления и т.д. То общее, что объединяет социальных дарвинистов можно свести к нескольким элементам: натурализация социального определения естественного отбора и борьба за существование как главных социальных определений и анализ в их плоскости социальных конфликтов и соперничества.
Один из представителей социального дарвинизма английский политик, экономист социолог Уолтер Беджгот (1826-1877) в трудах, в частности "Физика и политика" рассматривает борьбу за существование как главный закон социальной эволюции, происходящей вследствие непримиримости между различными социальными группами. В обществе стремление к господству есть социальный вариант действия законов естественного мира, распространяемый на межгрупповую внешнюю борьбу и силовое соревнование индивидов в группе за господствующее положение. Основная борьба идет между группами и воплощается в конфликтах, войнах и т.п., где побеждают более сплоченные общности. В обществе идет постоянное состязание за существование, где побеждают сплоченные социальные объединения и т.п., где нормы и обычаи поддерживаются традициями и помогают побеждать.
Идеи наследственности развиваются в трудах Генри Тарда, но на иной методологической основе. Один из последователей социального дарвинизма польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) в трудах "Раса и государство", "Расовая борьба", "Социология и политика" и других критикуя бесплодность биологических аналогий в социологии, не связывал свои социологические концепции с эволюционизмом, подчеркивая своеобразие социальных фактов и социальной природы общественных явлений. Концепцию понимания общества Людвиг Гумплович называет монистической, монизмом, понимая естественность законов человеческого существования. Его монизм по существу является натурализмом, основывающимся на "естественных процессах", где социальное есть лишь разновидность законов природы. Он считал, что в основе социологии лежат законы биологии. Но он не переносит механические законы природы на общество, а подчеркивает, что каждый общий закон трансформируется и проявляется через природу тех общественных явлений. Он сторонник концепции социального реализма, где общество рассматривается как субстациональное образование, особая система, не сводящаяся к взаимодействию индивидов. Сущность концепции - человечество не единственное по своим происхождениям и генетично различные социальные общности происходят из различных источников, что и обусловливает неоднородность.
В русле натурализма социологии ХIX в. возникает расово-антропологическая школа не сколько как стремление научного осмысления проблемы человеческих рас, сколько как попытка использовать науку для идеологического обоснования расизма. В расово - антропологической школе выделяются два направления. Первое - связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и другое, ограничивается анализом более локальных процессов, в основном в пределах Европы и исходит из понимания естественного отбора и борьбы за выживание, проповедуемые социальным дарвинизмом. Представителями расово - антропологической школы стали философы, социологи, стоящие на позициях органицизма, социального дарвинизма: Жозеф Артюр де Гобино, Отто Аммон, Жорж Ваше де Ляпуж, Хьюстон Стюарт Чемберлен и др. Концепции расово - антропологической школы решительно осуждены и отброшены наукой.
Натурализм в социологии - социологические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству натуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно - материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности. Позитивной стороной натурализма в социологии выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818 - 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К. Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование марксизма. События 40-х годов во Франции, Англии, Германии и других странах Западной Европы Маркс и Энгельс оценивали с позиций идеологии социалистического движения, называя свои взгляды в отличие от взглядов иных представителей социалистического движения научным социализмом.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально - экономический анализ современного К. Марксу капиталистического строя. Маркс стремится по-новому осмыслить почти все современные ему социальные науки - экономические, исторические, правовые, политические и др. Он нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, что предмет их теоретического интереса не общество вообще, а определенные исторические типы общества - "экономические общественные системы".
Сущность марксистской концепции
заключается в том, что в основе
развития общества лежит единство и
борьба противоположностей и создание
более совершенных структур. Базис
любого общества - экономические отношения
и классовая борьба, а политика,
религия, семья, образование составляют
надстройку общественной системы. Производственные
отношения, в которые вступают люди,
соответствуют определенной ступени
общественного развития и не зависят
от воли людей. Бытие человека определяет
его сознание. Развитие общества - естественный
исторический процесс, а конфликты
и революции являются движущей силой
общественного развития. Впервые
были определены и изучены основные
классы буржуазного общества - пролетариат,
буржуазия, крестьянство и выделены
пять общественно-экономических
первобытнообщинный строй;
рабовладельческий строй;
феодальный строй;
капиталистический строй;
коммунистический строй.
Дано описание основных и
не основных классов буржуазного
общества, рассмотрено понятие
политического строя.
Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.
Георг Зиммель (1858-1918гг.) - яркий представитель немецкой 19 школы социологии, основатель "формальной социологии". "Чистые формы социальности" - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г. Зиммель изучал различные социальные формы:
конфликты, конкуренцию, подчинение и другое.
Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г. Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.
Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых - социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно.
Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда.
Он основатель “понимающей социологии”. М. Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.
Большое внимание М. Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.
Важным аспектом работы М. Вебера является актуализация социального действия - явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностно-рациональное.
Каждый из этих типов в "чистом виде" в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.
М. Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии” - теории идеального управления.
Социология М. Вебера существенно отличается от тех теорий, которые были нами уже изучены. С точки зрения Вебера, социология, как и другие социогуманитарные науки, не должна абстрагироваться от самого главного и существенного в социальной жизни - от человека как сознательного существа. Поэтому исходный пункт социологического исследования - индивид и его поведение. Это элементарная "клеточка" социологии, её неразложимый "атом".
Что же тогда представляют собой социальные институты и организации, социальные общности и группы, с существованием и деятельностью которых привычно связывают общественную жизнь?
С точки зрения М. Вебера, они - только процессы, связи специфических действий отдельных людей: действовать могут только индивиды, мыслить могут только они; мыслить и действовать не может, скажем, фирма или социальная группа, - мыслят и действуют те индивиды, которые эту фирму или группу образуют.
Когда мы говорим о деятельности фирмы, то прибегаем к метафоре, которая строго научного смысла не имеет. М. Вебер пишет:
"Для других (например,
юридических) познавательных
Таким образом, М. Вебер не
исключает возможности
Если исходным пунктом социологического анализа, по Веберу, является индивид и его поведение, то объектом социологии становится социальное действие. Социальное действие - чрезвычайно важная категория веберовской социологии. Придавая ей первостепенное значение, М. Вебер говорил, что сама социология - наука, изучающая социальное действие.
Прежде всего надо сказать, что М. Вебер различает действие и социальное действие. "Действием", - пишет он, - следует называть человеческое поведение (безразлично, внутреннее или внешнее деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. Но "социальным действием" следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании". Другими словами, "социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентирует себя в их направлении"
Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке