Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;
Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок - взрослый», и «ребенок - продукт общественных отношений».
Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра - Учение - Труд - Общение.
Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:
Психофизиологическое здоровье
определяется особенностями внутренней,
мозговой, нейрофизиологической организацией
актов психической
Социальные условия.
Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации - побуждения матери к участию в процессе развития.
Социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями.
Социальное развитие можно
Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.
Ребенок - личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.
Должна быть реабилитирована
собственная потенциальная
Эффективность реабилитации
Личность, умеющая проявлять
Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению [13; с.70].
Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.
В задачи социального развития также входят:
Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.
2.3. Программа социально-бытовой и средовой реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями
Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей- инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного общества.
Программа социально-бытовой и средовой реабилитации разработана для родителей воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями.
Реабилитация - это медицинские, психологические, социально - экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных - крушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация детей - инвалидов является длительным, динамичным - процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микрофакторов.
Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.
Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен «Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвержденным Постановлением Министерства труда социального развития РФ от 14 декабря 1995 года № 14.
Адресат: дети - инвалиды в возрасте от 8 до 14 лет.
Направления программы:
Постановка проблемы.
Как известно, число детей - инвалидов, каждым годом увеличивается.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально - экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей - инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Заболевания, несомненно, оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая «барьеры» из пути детей - инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Актуальность программы.
Все выше изложенное указывает на актуальность выбранной тематики.
Ключевым понятием является «реабилитация».
Социально-бытовая реабилитация включает:
Социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.
Социально-бытовое образование - обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического либо сенсорного дефекта, а также возможно выраженных последствий психического заболевания.
В самой технологии обучения
социально-бытовым навыкам
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
Приоритетными задачами социальной реабилитации являются:
- интеграция (реинтеграция) ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.
Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.
В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.
В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество - адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.
Цель программы - оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы