Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов, в том числе среди детей, что является индикатором ухудшения состояния здоровья населения. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Известно, что именно здоровье детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Поэтому инвалидность у детей – более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых.
Главным и основным направлением государственной политики стала инновационная реабилитация инвалидов. Именно такой подход возвращает инвалидов к полноценной жизни. Федеральный закон №181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан России1.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, они являются результатом научных поисков или передового опыта отдельных специалистов и целых коллективов. В настоящее время все острее ощущается необходимость поиска путей качественного обновления форм и методов деятельности реабилитационных учреждений, соответствующих современному пониманию потребностей детей с ограниченными возможностями. Проблема заключается в выработке адекватных ситуаций научно-обоснованных моделей функционирования и эффективных технологий интеграции детей-инвалидов в общество. Специалисты центров реабилитации для детей – инвалидов наряду с общеизвестными методиками и технологиями используют современное реабилитационное оборудование и методики.
Таким образом, для успешного
решения проблем детей-
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы инвалида являются объектом изучения социологии, медицины, философии, психологии, этики. Социальная стратификация представлена в трудах классиков: Э. Дюркгейма, Т. Парсонса2. Основную область исследовательской проблемы составляют аспекты, которые касаются общесоциологических понятий статуса, социальной мобильности, структуры, социальной дифференциации (П. Бурдье, М. Вебер3).
Такие авторы, как В.Н.Баскаков, О.С.Андреева, М.В.Сироткина, А.Ю. Шуплякова4 в своих исследованиях раскрывают статус инвалидов в социальной структуре общества. Профессиональная поддержка рассматривается в качестве условий социального включения инвалидов в работах Д.Зайцева, Е.Гонтмахера, В. Трубина, Н.Н.Малофеева, Е. Холостова5.
Исследователи саратовской школы теории социальной работы Т.И.Черняева, Н.В. Шапкина, Е.Р. Ярская – Смирнова6, развивают социокультурный подход к проблеме инвалидности.
Социально-правовой статус инвалидов представлен в работах Л.Грачева, И. А. Дворянчикова, Н. Ф. Дементьевой, в монографии В.И.Добренькой, В.Т.Харчевой, И.М. Слепенкова, М.С.Казакова7 и др.
Разработке реабилитационных процессов и технологий инвалидов посвящены многие отдельные отечественные и зарубежные исследования: Е.Н. Ким, О.Г. Злобиной, И.А. Дворянчиковой, Е.В. Толкачевой8.
Особенности реализации комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов освещены в работах Л.Д. Быковой, О.И.Карякиной, Т.Н.Карякиной, Т. С. Смуровой9. Авторы делают вывод, что даже от того, где ребенок проживает: в городе или в сельской местности, в семье с высоким или небольшим достатком, зависят возможности осуществления программ реабилитации, а также ее результаты.
В определении инновационных технологий по реабилитации детей большое значение имеют работы Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Г.М. Иващенко10.
Необходимо отметить тот факт, что в работах по инвалидности делается больший акцент на процесс реабилитации, правовые аспекты системы социальной защиты инвалидов, государственную политику в отношении инвалидов. Вопросы, связанные с внедрением инновационных технологий в процесс реабилитации остаются в меньшей степени в поле деятельности исследователей. Становится очевидной необходимость восполнения данного пробела в научном и практическом знании об инвалидности, что позволит определить эффективное взаимодействие людей с ограниченными возможностями с другими социальными институтами и способы благополучной реабилитации инвалидов в общество.
Объектом исследования является реабилитационный процесс детей-инвалидов.
Предметом исследования стали инновационные технологии в реабилитационном процессе детей-инвалидов.
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы, разработанные в нормативно-правовых актах, современной отечественной и зарубежной научной литературе по проблемам реабилитации людей с ограниченными возможностями, а так же использован анализ опыта инновационных технологий в реабилитации детей с ограниченными возможностями как на федеральном, так и на региональном уровнях. Представлены в работе с точки зрения: социокультурного анализа инвалидности Е. Р. Ярской-Смирновой, системного подхода к анализу социальной структуры Т. Парсонса, работы: по социальной мобильности М. Вебера, П. Сорокина.
Эмпирическая база исследования: правовые материалы как федерального, так регионального уровней, затрагивающие проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями, в том числе: федеральные законы, указы Президента РФ и РБ, постановления Правительств, ведомственные документы и т.д.
Для характеристики количественных показателей развития детской инвалидности, использовались материалы Госкомстата РФ и РБ, как опубликованные в статсборниках, так и доступные на официальных сайтах этой фискальной организации в системе Интернет.
Использовался комплексный анализ инновационной деятельности Республиканского центра иппотерапии для детей-инвалидов г. Уфы, и социально-педагогического Реабилитационного центра г. Уфы, практикующего эрготерапевтическую реабилитацию.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обосновывается сущность реабилитации детей-инвалидов с помощью инновационных реабилитационных технологий. Научный анализ состояния инновационных технологий в процессе реабилитации детей-инвалидов позволит разработать актуальное видение проблем реабилитации и будет способствовать совершенствованию системы инновационной реабилитации в современных условиях. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания расширяют представления о взаимодействии инвалида и социальной среды. Основные положения и выводы могут послужить базой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов
Существует большое количество определений этого понятия. Согласно Т.С. Алферовой и О.А. Потехиной, реабилитация – процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимакса11. Энциклопедический словарь медицинских терминов называет реабилитацию в медицине комплексом медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В Популярной медицинской энциклопедии реабилитация в медицине (восстановительное лечение) определяется как система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Далее отмечено, что реабилитация в медицине является начальным звеном в системе общей реабилитации. Здесь же перечислены и другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, проводимые наряду с реабилитацией медицинской и в прямой связью с ней. А. В. Чоговадзе с соавт., определяя реабилитацию, подчеркивает, что «особо важно восстановление физического, психологического и социального статуса человека»12.
Под реабилитацией Рабочая группа Европейского регионального бюро ВОЗ (1975) понимает службу, предназначенную для поддержания или восстановления состояния независимости. По мнению Н.Ф. Дементьевой целесообразно понять соотношение адаптации и реабилитации. В реабилитации участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы, обеспечивая саморазвивающийся, динамический процесс. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, адаптация есть приспособление к дефекту, а реабилитация – преодоление его.
Во всех вышеприведенных определениях реабилитации указывались преимущественно ее медицинские, социальные, психологические и другие аспекты. Лишь в одном случае удалось встретить понятие духовной реабилитологии/реабилитации. Духовная реабилитология – это наука о гармонии развития человеческой личности13.
Понимание реабилитации
также прошло свой достаточно содержательный
путь развития. Первоначально здесь
преобладал чисто медицинский подход:
Всемирная организация
Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида. Комитет экспертов ВОЗ дает следующую развернутую трактовку: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество14. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации». В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:
- раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
- медицинское обслуживание;
- консультирование и оказание помощи в социальной области;
- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;
- обеспечение вспомогательными
техническими средствами, средствами
передвижения, социально-бытовыми
- специальные услуги в области образования;
- услуги по восстановлению
профессиональной трудоспособно
Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления: меры медицинской реабилитации, профилактика ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитация личности, восстановление социофункциональных способностей индивида; максимально раннее и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешних возможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные (государственные) и децентрализованные ресурсы. На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: «Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности. Необходимо изменить общество, с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества»15.
Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Лечение болезни, коррекция нарушения, медицинская компенсация дефекта имеют свои границы. В то же время люди, не являющиеся инвалидами, также отличаются по своим физическим возможностям, уровню физической силы, быстроте реакции, интеллектуальным способностям и т. д. Цель общества — максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными возможностями социальное функционирование и развитие. Люди сильного личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нуждаются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной помощью специалистов по реабилитологии или социальной работе, так как степень их дефекта требует особенно обширных ресурсов компенсации. При помощи последовательной системы мер может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для инвалидов достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Выражаясь обобщенно, необходимо создавать возможность для инвалидов жить счастливыми и находить удовлетворение в своей жизнедеятельности16.
Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями