Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.
Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза "при детском церебральном параличе", что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.
Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма - физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса58.
Иппотерапия способствует активности
познавательной сферы психики занимающихся.
Необходимость постоянной концентрации
внимания при верховой езде, сосредоточенности,
максимально возможной
Сходство иппотерапии с
Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, координация движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Лечение применяется к пациентам со следующей симптоматикой: нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног. Прекрасно поддаются лечебной верховой езде (ЛВЕ) болезни, которые традиционно принято относить к так называемым "болезням регуляции": желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе постинфарктные состояния. Очень полезна ЛВЕ при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сколиозах, остеохондрозах, последствиях полиомиелита, простатитах, а также умственной отсталости и многих других физических и душевных страданиях.
Регулярные занятия ЛВЕ благотворно влияют на весь организм в целом, нормализуя деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Показано, что такие занятия снижают порог судорожной готовности мозга, нормализуют уровень сахара в крови у диабетиков и т.д. Особенно эффективной и действенной ЛВЕ оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми, практически неизлечимыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, олигофрения (синдром Дауна), ранний детский аутизм60.
Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с чудесным, уникальным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека. Иппотерапия предписывается пациентам с неврологическими нарушениями различной этиологии. Особенно рекомендуется детям с врожденными мозговыми нарушениями, посттравматическими и поствоспалительными и дегенеративными неврологическими симптомами, а также взрослым с рассеянным склерозом.Все пациенты очень охотно занимаются иппотерапией. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.
Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапией он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды. Во время этого процесса, всадники преодолевают свои психические и физические трудности, благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде61.
Отличительной чертой иппотерапии является субъектно-субъектный подход во взаимоотношениях между инструктором, клиентом и лошадью. Иппотерапевт воздействует на всадника, всадник воздействует на лошадь, а лошадь на всадника и инструктора. Такой подход позволяет реализовать активность клиента в решении своих проблем и превращает его из объекта воздействия в субъект, что является важным фактором для социальной, психологической и физической реабилитации клиента.
Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.
К медицинским критериям относятся62:
а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных.
б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент.
в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа.
г) улучшается психо- эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.
д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей. Родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по иному - на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей. Также нельзя не учесть, что в наше время технических, химических средств существования инвалидов, появляется возможность общения с природой, экологически чистым животным. Лечебная езда дает реабилитируемому полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.
Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета "Париж - Север", лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.
К социальным критериям относятся63:
а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.
б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.
в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.
г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.
д) По средствам занятий
иппотерапией происходит развитие трудовых
навыков по уходу за животными. Для
некоторых людей с
Ребенку на лошади благодаря ее движениям легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять равновесие в положении сидя. Иппотерапия способствует развитию подвижности и координированной работе мышц, в том числе координации глаз — рука, улучшает мышечный тонус, увеличивает объем движений в суставах и улучшает походку.
Лошадь и все снаряжение выбираются в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Каждый ребенок занимается индивидуально, занятия должен проводить только дипломированный инструктор верховой езды, кроме того ребенку должен помогать специалист по трудотерапии.
Положение ребенка на лошади64:
- лежа на спине лошади,
ребенок расслабляет руки и
ноги, тренирует контроль за
— сидя на лошади задом наперед, ребенок опирается ладонями на круп лошади и таким путем тренируется в переносе веса тела;
— лежа на спине на крупе лошади, ребенок развивает движения в позвоночнике и в плечевом поясе.
Для лечебной верховой езды детей включают в маленькую группу, обычно не более четырех человек. Программа занятий подбирается дифференцированно для каждого ребенка65.
Общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов» в городе Уфа была официально зарегистрирована в сентябре 2003 года благодаря усилиям нескольких энтузиастов.
Республиканский центр
иппотерапии для детей-
Целью создания и деятельности
центра иппотерапии является физическая,
психосоциальная и личностная реабилитация,
адаптация и интеграция детей, подростков
и молодых людей с
В 2000 г. на Уфимском ипподроме
начались занятия для детей, больных
ДЦП. Сначала это была небольшая
группа детишек, которые катались на
одной-двух лошадках под наблюдением
врача-иппотерапевта
В октябре 2004 года Республиканский центр иппотерапии стал лауреатом I Социального Форума за представленный проект «Доктор-лошадь», главной целью которого было и остается реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса лечебной верховой ездой, а также создание детской инвалидной сборной для участия на российских и международных соревнованиях.
Организовали занятия иппотерапией в Уфе Галина Ипатова и Индира Ишмухаметова. Галина Викторовна - частный владелец лошадей, старший тренер РБ по конному спорту и вице-президент ассоциаций конного спорта РБ; Индира Нурйкциовна, врач ЛФК (лечебной физкультуры), член русского иппотерапевтического сообщества. По личной инициативе они стали помогать ребятишкам, в основном делая упор на больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, преимущественно с детским церебральным параличом.
Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями