Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и методологически обосновать необходимость использования инновационных технологий в реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1. изучить особенности процесса реабилитации детей-инвалидов,
2. охарактеризовать нормативно-правовые особенности организации и проведения реабилитации детей-инвалидов,
3. проанализировать использование иппотерапии как элемента инновационной реабилитации детей – инвалидов,
4. определить место эрготерапевтической помощи детям –инвалидам в процессе реабилитации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Инновационная технология как важный фактор успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов 9
1.1. Особенности процесса реабилитации детей-инвалидов 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации и проведения реабилитации детей-инвалидов 24
Глава II. Современные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями 42
2.1. Иппотерапия как элемент инновационных технологий реабилитации инвалидов 42
2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Верховая езда может  помочь детям – инвалидам в  следующем:

- У ребенка вырабатывается чувство равновесия, которое он, слезая с лошади, переключает на землю. Расслабляются спазмированные мышцы; разрабатываются атрофированные мышцы ног. Ребенка сажают на лошадь без седла, если он не может сидеть самостоятельно, то его надежно фиксируют на крупе лошади.

- Большую роль в иппотерапии играет и температурный фактор. Температура тела животного выше человеческой, что очень благоприятно сказывается на наезднике. И конечно же, фактор эмоциональный.

- У ребенка повышается самооценка: “Я могу!”. Лошадь - животное бесконечно чуткое, она улавливает настроение своего наездника, она точно знает, что малыш, робко ухватившийся за ее шею, очень хрупок. Как собаки-поводыри досконально знают свое дело, так и лошади-“врачи” осознают всю ответственность за ребенка.

- Преимущество лошади в том, что одно и то же животное может работать как с больными ДЦП, так и с детьми с психоневрологическими нарушениями. Иппотерапия эффективна и при лечении таких малоизученных заболеваний, как ранний детский аутизм. У ребенка-аутиста нарушен контакт с внешним миром, он замкнут в себе и не может адекватно выразить свои эмоции. Мелких животных такие дети подчас не воспринимают вообще: хомячки, крысы, птички - как будто не попадают в поле зрения. А большая лошадь помогает ему войти в наш мир.

В идеале, ребенок-аутист должен лежать на спине лошади в  позе эмбриона. Такое положение тела при плотном соприкосновении  с животным схоже с положением младенца в утробе матери. Абсолютная безопасность и абсолютный комфорт. Ребенок освобождается от своих, многочисленных фобий и зацикленностей понять которые вряд ли в силах даже специалисты.

Индира Нуримановна  работала с аутичными ребятами (пока их немного) еще в “Хусаре”. В  связку инструктор - ребенок - лошадь, Индира Нуримановна включила еще и маму ребенка. Именно мама ведет лошадь за поводья, а лошадь служит проводником между матерью и ребенком.

После иппотерапии такие  дети становятся более социализированными: становятся послушными, заметно ускоряется развитие интеллекта, легче даются контакты с людьми. Иппотерапия как бы подготавливает ребенка для дальнейшего педагогического и лечебного воздействия.

Индира Нуримановна  и Галина Викторовна делают великое  дело. Трудно заподозрить их в какой-либо корысти. А если еще и учесть, что  иппотерапия во всем мире считается одним из самых дорогих методов лечения, вообще становится непонятным, как они до сих пор продержались. Содержание одной лошади на ипподроме в месяц обходится в 2,5 тысячи рублей. И это лишь учитывая корм и аренду помещения, дрессура не в счет. Администрация ипподрома, откровенно говоря, поддерживать сие начинание не собирается, даже несмотря на авторитет своего ведущего тренера Ипатовой.

Во всем мире к иппотерапии  отношение много серьезнее. Например, в США “лечебные” лошади проходят специальную подготовку, после чего “сдают экзамен на квалификацию”, опять же, специальной комиссии. Только комиссия определяет, может ли лошадь применяться в иппотерапии или пока еще рано. В России централизованно заниматься иппотерапией начали недавно, лет десять тому назад. Есть научные разработки, все больше зарубежных авторов, на том и держимся. По всей России только семьдесят иппотерапевтов. Маловато... Но московские специалисты свое дело делают великолепно. А в Пермской области иппотерапия используется при лечении наркомании. Лошадь - животное удивительное, оно являет собой олицетворение душевной гармонии и физического совершенства. Наркоманам рядом с ней легче пройти период реабилитации, обрести душевное равновесие. Положительные эмоции помогают больному человеку по-другому взглянуть на себя, на свою жизнь. То же самое и в случае с ребятами; вернувшимися из “горячих точек”. У Индиры Нуримановны и Галины Викторовны большие планы. Им хотелось бы организовать также спортивную группу инвалидов, но все упирается в финансы и непонимание. Уж нашей-то республике, с ее коневодческими традициями, развивать иппотерапию было бы более чем естественно.

Разнообразие движений и ощущений, которые получает всадник  в системе иппотерапевтической  реабилитации , не может быть восполнено никаким другим известным способом. В этом случае лошадь выполняет незаменимую роль живого партнера, сотрудника в развитии двигательных, сенсорных, эмоциональных, психологических и социальных способностей.

Наблюдая за пациентами, проходящими курс иппотерапии, специалисты обнаружили, что при оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках. 

За прошедшие два  года по центральному и местному телевидению прошел большой цикл передач про Республиканский центр иппотерапии, в республиканских газетах и экономических бизнес-журналах опубликованы 12 статей по иппотерапии и деятельности центра.

С центром хотят сотрудничать многие школы и детские сады, потому что для городских детей это прекрасная возможность приобщиться к живой природе.

В центре есть также и  прогулочная группа – для здоровых детей и взрослых, желающих иметь  отличную физическую форму и стабильный эмоциональный фон.

Занятия проводятся в манеже, в теплое время тренировки будут проходить и на открытом воздухе.

Для каждого в центре подбирают индивидуальную программу, схему упражнений, систему подхода к каждому ребенку.

За прошедшие 5 лет  реабилитацию иппотерапией прошло более 200 детей. Центр является членом Национальной Федерации Лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Разработаны и утверждены Министерством образования и Башкирским Институтом развития образования 2 авторские программы, рекомендованные средним и коррекционным школам.

В 2006 г. выигран грант  правительства РФ и на эту сумму  приобретен тентовый манеж для занятий  в ненастную погоду.

Весной 2008 года центр выиграл грант Приволжского федерального округа и фонда Серафима Саровского в рамках программы «Семейный очаг» и провел на него «Праздник Лошади».

Целью этого праздника  является популяризация активного  семейного отдыха, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций, приобщение к культурному наследию прошлого.

Один из самых главных  результатов работы – это победы спортсменов в первенстве и Чемпионате России в Москве, Санкт-Петербурге!

В Центре есть взрослая и  детская команда для участия  в паралимпийских соревнованиях. Но это еще не все. Иппотерапия –  широкое, многогранное понятие и  включает в себя не только занятия с больными детьми. Прежде всего, это общение с лошадью, во время которого происходит коррекция психоэмоциональной сферы, а это показано практически всем людям.

Итак, преимущества  иппотерапии  перед другими видами лечебной физкультуры заключаются в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Для вынужденно обездвиженного человека очень важна имитация ходьбы. Когда человек садится на лошадь, и она идет обычным шагом, во всем теле начинают работать мышцы, которые задействованы при ходьбе. Сложные трехмерные движения, которые совершает лошадь, заставляют работать наше тело именно так, как это происходит, когда мы двигаемся. Своей спиной лошадь создает целую двигательную схему и передает ее человеку. Пациент сидит верхом, а его организм работает так, словно он идет сам.

 

 

 

2.2. Эрготерапевтическая помощь детям –инвалидам в процессе реабилитиации

 

Эрготерапия (Occupational Therapy) – это специальность, которая  основывается на научно доказанных фактах того, что целенаправленная, имеющая для человека смысл активность (деятельность) помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные, психические)66.

Цель эрготерапии –  максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность. Эрготерапия использует знания нескольких специальностей – медицины, педагогики, психологии, социальной педагогики, биомеханики, физической терапии.

В эрготерапии термин занятость (occupation) относится не только к работе или трудотерапии. Термин «занятость», в контексте эрготерапии, характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл. Принято разделять активность в повседневной жизни, активность в работе и продуктивной деятельности, активность в игре, отдыхе и увлечениях.

Активность в повседневной жизни включает в себя67:

- мероприятия по личной  гигиене (уход за волосами, умывание, использование туалета);

- одевание;

- прием пищи;

- соблюдение правил, необходимых  для поддержания и сохранения здоровья;

- социализацию;

- функциональную коммуникацию  и подвижность;

- возможность быть  мобильным в обществе;

- удовлетворение сексуальных  потребностей.

Активность в работе и продуктивной деятельности68:

- выполнение домашних  обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры, приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в квартире);

- заботу о других  людях;

- возможность обучаться  чему-либо новому;

- исследовательские виды  деятельности (выбор специальности,  поиск работы, выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие в чем-либо).

Активность в игре, отдыхе и увлечениях69:

- возможность выбора  игры, отдыха, увлечений;

- возможность выполнять  необходимые действия во время  отдыха и игры.

Для более эффективной помощи детям и взрослым  нам необходимо:

- менять представления  о потребностях людей с нарушением  развития;

- учиться воспринимать  таких людей в целостном контексте,  принимая во внимание их жизненные  ценности, интересы;

- учитывать влияние  факторов окружающей среды на возможность функционирования в повседневной жизни (соответствие обстановки дома и на улице функциональным возможностям – наличие лифтов, пандусов, специальных приспособлений и т. д.)

Стратегия вмешательства  базируется на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Существуют различные  ситуации (инсульт, травма, пороки развития и т. д.), в которых человек, в  большей или меньшей степени, теряет возможность жить полноценной  жизнью – ухаживать за собой, выполнять  обычные для каждого человека действия – работать и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, выполнять работу по дому, отдыхать и заниматься любимыми увлечениями. Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания. Задача эрготерапевта – не допустить ограничения жизнедеятельности человека, ограничения его участия в жизни общества и сделать его как можно более активным при выполнении поставленных задач.

Эрготерапия – это  процесс сотрудничества с клиентом (пациентом) и его семьей, которое  включает оценку, постановку целей и проведение программы вмешательства70.

Процесс эрготерапии  начинается с оценки пациента с помощью  интервью и наблюдения, а также  включает в себя использование различных  тестов, шкал, опросников, дающих представление  о пациенте, его физических и умственных возможностях, психологических и душевных особенностях, а также о деятельности пациента. В ходе оценки эрготерапевт выясняет, какие виды деятельности доступны пациенту, насколько настоящий репертуар деятельности и жизненных ролей соответствует его жизни до болезни и, как он соответствует его полу и возрасту. Помимо этого эрготерапевт оценивает, что собой представляет среда, окружающая пациента в больнице, дома, на работе. При оценке окружения эрготерапевта будет интересовать, прежде всего, безопасность пациента. Оценивается как физическое окружение, к примеру, высота рабочих поверхностей и сидений, так и социальное и культурное окружение. После проведения оценки совместно с пациентом ставятся цели, направленные на выполнение деятельности,  которая важна для пациента. Эти цели должны быть достигнуты пациентом в заданные сроки и согласуются с реабилитационными целями мультидисциплинарной команды. В соответствии с поставленными целями эрготерапевтом планируется и проводится вмешательство, направленное на восстановление утраченных функций или на адаптацию, подбор необходимого оборудования или приспособлений, после чего оценивается эффективность проведенного вмешательства. Далее рассматривается реальная возможность постановки новых целей. Возможность достижения пациентом прогресса, восстановления привычных видов активности или приобретения новых навыков определяет необходимость продолжения эрготерапевтического вмешательства.

Цели эрготерапии71.

Информация о работе Инновационные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями