Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

 

Социальная работа является специфическим  видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Она оказывает особое, сложное и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития. Социальная работа поэтому – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения ими благополучия и устремленности к благу, поскольку она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.

Деятельность, как правило, не может  предприниматься человеком интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, без цели. Желая достигнуть некоего нового, отличного от ранее имевшегося, состояния, качества, человек исходит из соображений предпочтительности этого нового, следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества1. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты; через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

Ценности  возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности: свойства предмета или явления, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности человека, существуют от природы, присущи этим предметам и явлениям и являются поэтому объективными. Они независимы от востребованности человеком и от осознания их в качестве необходимых, полезных. Поэтому объективная компонента ценности не зависит от восприятия человека. Путем сопоставления своих потребностей с объективной способностью внешних объектов удовлетворять эти потребности человек осознает объекты как ценность или не ценность. Отражение объективных свойств объекта осуществляет человек, поэтому ценностная информация отражает не только сами явления, но и их смысл, значение для отражающего субъекта. То обстоятельство, что оценивание предмета или феномена с точки зрения своих потребностей производит человек, определяет наличие субъективной компоненты ценности. Потребности человека изменчивы, они могут носить искаженный характер, быть актуализированными лишь ситуативно и т.п., вследствие чего ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже для одного и того же индивида в разное время. Наличие субъективного фактора обусловливает также наличие систем общественных, групповых, личностных ценностей, формирующихся в условиях конкретного способа производства, организации жизнедеятельности общества, группы и личности и их социокультурного опыта. При этом важно отметить, что понятия о добре и зле, ценном и неценном вырабатываются в общественном сознании в первую очередь по отношению к обществу, и только во вторую - к индивиду.

В своих  суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек  исходит из определенных ценностей. Любая деятельность вообще предпринимается  человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Поэтому среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни.

Деятельность  человека и общества предпринимается в основном во имя достижения некоторой цели, которая уже перед началом деятельности существует как идеальный образ желаемого конечного результата. Цель деятельности выбирается человеком не произвольно, она есть следствие условий существования человека и его природы: наличное положение вещей (о чем бы ни шла речь) не удовлетворяет человека и порождает стремление внести в него изменения. Сущее утрачивает в глазах человека позитивную ценность, в то время как предполагаемый конечный результат деятельности – цель - представляется ценностью, требующей реализации. Целенаправленная деятельность, как правило, предпринимается человеком тогда, когда имеется возможность ее осуществления. Это предполагает наличие определенных условий и средств деятельности. Создавая возможность достижения цели, человек условиям и средствам деятельности придает значение ценностей, однако они имеют более низкий по сравнению с целью ранг, ибо не имеют самостоятельного значения: если человек не стремится к определенной цели, то условия и средства достижения этой цели его не интересуют. Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из его элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Значит, ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, и тем более важно, чтобы ценностные основания как отдельной личности, так и группы (в том числе профессиональной) и общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость реализации ценностей и организации  в связи с этим деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются, наряду с другими, регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли. Многочисленные фундаментальные и прикладные исследования потребностей человека позволяют вычленить в их разнообразии потребности антропоморфного (связанного с биологической природой человека) и социокультурного (обусловленного процессами онтогенеза и социогенеза) происхождения; и те, и другие важны для понимания природы человека и его деятельности. И те, и другие неотторжимы от человека. Разнообразные потребности человека и общества в значительной степени детерминируют их отношение к миру, бытию, самим себе, а значит, являются существенным фактором определения, систематизации и иерархизации ценностей.

Важнейшие для человека ценности могут быть представлены как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность его интересам и устремлениям, поведению и действиям не только в конкретной ситуации, но и на перспективу. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций является важным показателем, характеризующим зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.

Еще одной  важной характеристикой личности (группы) является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности личности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности. Безусловно, наличие установки, т.е. готовности оценивать объект и действовать определенным образом по отношению к нему, еще не означает безусловной однозначности оценки и действий личности – всегда может иметь место неучтенный фактор, который в конкретной ситуации сыграет решающую роль. Но совокупность установок определяет общую направленность личности.

Таким образом, можно считать, что ценности в явном или опосредованном виде представлены в важнейших структурах личности. Они в качестве ценностных ориентаций определяют предпочтения, задают важнейшие смысложизненные цели. Опосредуясь в установках, ценности определяют готовность личности действовать во имя достижения поставленных целей, а значит, во имя реализации наиболее значимых ценностей. Роль ценностей в структуре личности, ее жизнедеятельности и жизни общества в целом обусловливают необходимость их тщательного изучения.

Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia – ценность, logos - учение) – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р.Г. Лотце (1817-1881), впервые введшим в научный лексикон понятие «значимости» (ценности).  В настоящее время аксиологические исследования посвящаются вопросам происхождения и типологии ценностей, их разнообразным изменениям в связи с изменением условий жизнедеятельности человека, факторам, влияющим на содержание, иерархию ценностей, влиянием ценностей на жизнедеятельность человека и общества и т.п. Однако различные группы ценностей, в связи с многозначностью и широкой представленностью ценностей в человеческой жизнедеятельности, изучаются не только аксиологией. Например, этические ценности изучаются этикой, эстетические ценности – эстетикой, культурные – культурологией, экономические (материальные) - экономикой и т.д. Большое значение имеют исследования в области праксеологии – ценностей практической деятельности человека или, более узко, ценностей профессиональной деятельности, поскольку системы профессиональных ценностей играют существенную роль в формировании и поддержании смысла профессиональной деятельности.

Ценности  в сознании личности, группы или  общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования любых систем. Поэтому элементы такой системы (т.е. собственно ценности) сущностно связаны между собой, объединены в соответствии с неким основополагающим принципом, идеей, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поскольку ценности обладают неодинаковой значимостью. Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным – это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценности, при всем их многообразии, могут  быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий2 могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

  • абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;
  • истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
  • позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
  • условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
  • признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
  • «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;
  • субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;
  • реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;
  • обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксеологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
  • индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;
  • действительные (актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;
  • терминальные (конечные) – ценности - цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;
  • практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;
  • эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;
  • высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
  • простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
  • материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"