Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Человек и общество, с учетом смысла и  сущности социальной работы, могут  быть признаны абсолютными ценностями, в то время как благо человека, его свобода и справедливость в отношении него, труд, коллективизм и равенство, защищенность также объективно являются и должны быть признаны высшими терминальными (конечными) ценностями. Безусловно, в качестве инструментальных этических ценностей в этом случае должны выступать свойства и качества как специалиста, так и его клиента, моральные нормы и стандарты общества и профессии, личностные нормы специалиста и его клиента. При этом профессиональная социальная работа объективно должна признавать и ценность общества как важнейшей формы организации жизнедеятельности человека и естественной, незаменимой и неизменной  среды его жизнеобитания. В качестве наиболее существенных инструментальных (операциональных) ценностей можно выделить, с одной стороны, социально- и индивидуально-позитивные нормы поведения, в первую очередь, этические, а с другой - личностно-нравственные качества, способности людей (такие, как достоинство, совесть, независимость, инициативность, агональность, авторитетность, гуманность, доброжелательность и др.).

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

  • общечеловеческие – признаваемые большинством современного человечества;
  • социетальные – признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;
  • профессиональные – имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;
  • индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Например, среди общечеловеческих ценностей  можно выделить такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равенство  и т.п. На уровне общества эти ценности также могут признаваться, хотя быть иначе иерархизированными. Система  профессиональных ценностей социальной работы, помимо специфицированных вышеназванных ценностей, включает в себя пол и возраст личности, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессионализм специалистов, гуманистический смысл социальной работы и другие. Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профессиональной деятельности определенные ценности, ответствен и за процесс деятельности, и за его результат. При этом важно, чтобы наивысшей ценностью, признаваемой специалистом, являлся человек. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека. Такими ценностями, образующими иерархию, на вершине которой находится ценность человека и его жизни, чести и достоинства, благополучия, счастья и развития, могут быть признаны общество, свобода, защищенность, справедливость, труд, равенство, коллективизм и некоторые другие, являющиеся важнейшими этическими терминальными ценностями.

Реальная иерархия ценностей в  зависимости от обстоятельств может  существенно отличаться от идеальной, вследствие чего в каждом обществе или профессии в каждый момент времени может существовать и считаться единственно верной сложившаяся эмпирически, под влиянием условий наличного бытия, иерархия ценностей, в которую могут входить не только ценности, рассмотренные выше, но и иные. Вследствие этого социальная работа, ориентируясь на идеальную иерархию ценностей, должна учитывать также и реально функционирующую в обществе иерархию ценностей.

Человек, как главная ценность современной  цивилизации, является главной ценностью и для социальной работы, и реализация этой ценности - основное направление и смысл деятельности специалиста. Общество является естественной, незаменимой и неизменной средой жизнедеятельности человека. Сущность человека как специфически человеческого, социального существа может быть реализована только в сообществе людей, и только в обществе имеют смысл такие ценности, как ценность человека и его жизни, чести и достоинства, индивидуальности и самодостаточности. Только в обществе возможна реализация важнейших потребностей человека - социальных, связанных с общением, установлением различных связей и отношений с другими людьми, что в конечном итоге обеспечивает возможность деятельности и взаимодействия. Потребность человека в общении и совместной деятельности - основа его социальности и, следовательно, важнейшее основание для признания высокой ценности общества как высшей и вместе с тем естественной формы организации жизнедеятельности человека и его имманентного бытия. Вне общества человеком утрачивается значительная часть чисто человеческих качеств, социальных и духовных, которые вообще могут не развиться в человеческой особи, если ее формирование на ранних стадиях онтогенеза происходило вне сообщества людей и детерминировало только развитие биологической сущности человека. Жизнь человека как человеческого существа в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных социальных институтов, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях благополучия в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Вследствие этого человек является продуктом деятельности общества в самом широком смысле. Поэтому и социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру (социализация) в первую очередь означает включение в общество, общественную жизнь, и в отсутствие общества становится ненужным. Соответственно этому, общество является не только средой жизнедеятельности человека, но и важнейшим условием, при котором становится возможным проявление его родовой человеческой сущности; оно становится необходимым средством достижения человеком его личных и социально-значимых целей. Одновременно с этим общество является и целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития. При этом общество является важнейшим субъектом деятельности, оказывающим при помощи социальной работы и других социальных институтов социализирующее воздействие на человека. Оно также выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы. Таким образом, общество объективно является ценностью высокого порядка, рядоположенной с ценностью человека, поскольку существование как человека вне общества, так и общества без человека не представляется возможным. Постановка вопроса о том, «чья ценность выше: человека или общества?», неправомерна, поскольку общество было и остается естественной средой и формой организации жизнедеятельности человека. С другой стороны, общество невозможно без людей и их взаимосвязей и взаимодействия. Поэтому система «человек-общество» представляет собой органичное, нерасторжимое единство. Субъективное, ситуативно обусловленное осмысление индивидуальным или массовым сознанием общества как ложной ценности или антиценности, обесценивание его в общественном и индивидуальном сознании неизбежно приводит к соответствующему обесцениванию коллективизма, солидарности, равенства, справедливости, отчуждению и разобщению людей, утрате ими некоторых важнейших родовых свойств и функций, ведет к одиночеству, распаду общности и, в конечном итоге, как показано Ф. Ницше, утрате ценности и человека как такового4. Таким образом, высокая ценность общества обусловлена самой сущностью человека как социального существа и является вследствие этого рядоположенной с ценностью человека и равной этой ценности.

Реализация  ценности как человека, так и общества невозможна вне деятельности, а деятельность предполагает возможность использования  человеком своих способностей. Для  организации деятельности человеку необходима определенная свобода, и чем большей свободой обладает человек, тем в большей степени он может реализовать себя, свои способности, свою ценность. Свобода как возможность личности реализовать деятельность, образ жизни и мышления в условиях отсутствия внешнего целеполагания5, на основе собственного ответственного выбора, считается одной из важнейших ценностей современного цивилизованного общества. Аналогичным образом можно условно определить и свободу общества. При этом, конечно, ясно, что «неограниченное» бытие в принципе невозможно: ограничены возможности человеческого организма и психики, ресурсы природы и общества; в них действуют законы, которым человек должен подчиняться; имеется необходимость во взаимодействии различных обществ, и это ограничивает свободу каждого из них. Поэтому с учетом объективных ограничений, присутствующих объективно и имманентно, но различных в любом обществе в любой период времени по количеству и качеству и достоверно известных индивиду, человек может считаться свободным, если его действия и поступки совершаются в соответствии с собственным решением и при наличии альтернативы, возможности осуществления осознанного выбора. Видимо, свободным может считаться и общество, если его деятельность осуществляется на основе осознанного выбора большинства его членов в отсутствие внешнего давления. Такая свобода не является произволом, поскольку личность и общество непременно принимают на себя обязательства по соблюдению некоторых деонтических и целесообразных с индивидуальной и общественной точек зрения ограничений. Она не превращается и в свою противоположность - несвободу, поскольку личность и общество ограничивают себя самостоятельно, добровольно и осознанно, имея в виду благо свое и окружающих. Принятие таких ограничений объективно соответствует интересам как самой личности, так и социума: каждый человек, стремясь к достижению своих собственных целей, должен оставаться в рамках общепринятых норм, гарантирующих сохранность и стабильность социума, возможность осуществления его функций и целей и обеспечивающих возможность нормального взаимодействия его членов. Личная свобода предполагает также уважение свободы другого человека и не только нечинение препятствий ее осуществлению, но и по возможности устранение этих препятствий. Отчасти поэтому свобода детерминирует и ответственность личности перед собой и другими личностями, перед обществом в целом. Аналогичным образом общество, считающее себя свободным и считающее свободу ценностью высокого ранга, обязано обеспечить свободу своим гражданам. Свобода в связи с этим является необходимой основой и условием творчества личности в избранной ею сфере деятельности, ее самоактуализации и самосовершенствования, нормального функционирования и развития общества. Неоправданные ограничения в свободе деятельности и развития общества приводят к ограничениям в развитии и самореализации человека, поскольку они сужают возможности выбора человеком сфер приложения его сил, делают менее благоприятными условия его жизнедеятельности. На этом основании свобода становится важнейшим, необходимым условием фактической реализации ценности человека и общества. Поэтому свобода может быть признана в качестве следующей по рангу ценности.

Однако свобода как таковая  не всегда может принести благо по разным причинам: воздействие внешних спонтанных или неучтенных факторов, ошибочность выбора, совершенного человеком, недостаточная или чрезмерная активность и т.п. могут привести к тому, что реальный результат деятельности будет противоположным запланированному и желаемому. Поэтому равно предоставляемая всем членам общества свобода может неравно ими использоваться и не обязательно приводить к благу человека и общества. Значит, даже в условиях достаточной свободы человек должен быть застрахован, защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия и воздействия на него внешних факторов. Защищенность, будучи с одной стороны некоторым «ограничителем» безусловной свободы, с другой стороны становится одним из важнейших условий ее наиболее полной и всеобщей реализации и, следовательно, важнейшим условием, при наличии которого становится возможной наиболее полная реализация ценности человека. В условиях нестабильности социального бытия защищенность может стать ценностью, наполняющей действительным смыслом и значением ценность свободы. При этом, конечно, защищенность не может быть тотальной - это означало бы, например, что человек практически лишается права на самостоятельное решение почти во всех сферах своего бытия хотя бы по той причине, что он не обладает в этих областях исчерпывающими профессиональными знаниями, и, соответственно, его решение может принести вред. Защищенность должна способствовать реализации человеком его прав и обязанностей,  реализации им своей ценности, а отнюдь не приводить к полной бездеятельности и несвободе человека. Целесообразная защищенность человека выступает как следующая по рангу ценность в иерархии идеальных этических ценностей.

Наличие в обществе естественного неравенства  людей, обладающих различными возможностями, в том числе и объективно сниженными в силу различных причин, предполагает, что для обеспечения их самореализации необходимо обеспечение их защищенности. Особенно важно обеспечение защищенности в отношении лиц с объективно сниженными или ограниченными (стойко или ситуативно) возможностями, поскольку именно эти категории граждан в первую очередь и наиболее болезненно реагируют на негативные изменения в общественной жизни. Необходимость обеспечения защищенности граждан, с другой стороны, детерминируется возможностью сознательного или неосознанного совершения деструктивных действий отдельными индивидами и группами, ущемляющими права и свободы наиболее уязвимых в этом отношении членов общества. Наличие в государстве и обществе социальной защищенности свидетельствует о создании государством целостной и эффективной системы мер, противодействующих разнообразным факторам, дестабилизирующим условия жизнедеятельности человека и общества6. Социальная защищенность граждан представляет собой один из важнейших факторов, гарантирующих сохранность, стабильность и развитие общества и государства, каждого человека в нем. Из вышесказанного следует, что наличие защищенности является важнейшим условием реализации ценности человека вообще, и в том числе личности с ограниченными возможностями, и поэтому защищенность может считаться ценностью, следующей по рангу за ценностью свободы.

Естественное  различие возможностей людей, а часто - и искусственно создаваемое их различение делают актуальной ценность справедливости. Наличие справедливости тем более важно, что углубляющиеся интеграция и специализация человеческой деятельности требуют взаимодействия и сотрудничества людей в процессе производства и потребления благ и услуг, обмена результатами труда и иной деятельности для максимального удовлетворения потребностей каждого члена общества. Это, в свою очередь, требует  наличия в обществе справедливости во всех формах и всех типах общественных отношений в условиях коллективного бытия, и в первую очередь, в отношениях, касающихся обмена и распределения благ с целью последующего их потребления членами общества. Справедливость всегда подразумевает существование и использование в повседневной социальной и индивидуальной практике некоего условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага и зла между людьми7. Справедливость требует установления определенного, одобряемого большинством членов общества или группы соотношения между действительными заслугами личности и оценкой их со стороны общества, между ролью человека (группы) в жизни общества и их социальным положением. Справедливость предполагает адекватную оценку способностей, возможностей, усилий индивида, результата его деятельности и соответствующее воздаяние за это в виде благ, к которым может быть приобщен индивид, а также равную доступность для всех граждан основных прав и свобод, должностей и положений. Справедливость, безусловно, категория исторически изменчивая, в разные периоды времени в различных обществах приобретающая различное содержание и различно трактуемая, однако пренебрежение общепринятым в данном конкретном социуме пониманием ее смысла расценивается общественным и индивидуальным сознанием как несправедливость. Социальный смысл справедливости отражается, как правило, в законодательстве, однако далеко не всегда восприятие справедливости обыденным сознанием соответствует тому ее смыслу, который с точки зрения законодательства представляется как объективный. Справедливость способствует объективному пониманию, признанию и формированию истинных ценностей. Отсутствие в общественных отношениях (или хотя бы в некоторых из их видов) справедливости может способствовать негативному изменению субъективной компоненты этой ценности, а значит, ситуативному ее обесцениванию и, наоборот, гиперболизации других ценностей, производных от несправедливости. Справедливость становится непременным условием реализации ценности человека, поскольку обусловливает возможность и необходимость его оптимальной субъектности. Наличие в обществе справедливости повышает ценность свободы, поскольку дает гарантию адекватной оценки самодеятельности личности, ее активности в решении индивидуальных и социальных проблем. Свобода при отсутствии справедливости может быть частично или полностью лишена своей важнейшей компоненты - ответственности, которую должен нести человек за негативные последствия своих действий. Следовательно, справедливость в современных условиях может рассматриваться как объективная ценность высокого ранга, реализация которой выступает как один из важнейших аспектов деятельности, направленной на реализацию ценности человека и может считаться следующей по рангу за ценностью защищенности.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"