Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций
1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.
Главной идеей социологии М. Вебера является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.
По мнению Вебера, наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка, поэтому он разграничивает отношение к ценности и оценку. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий, просто они не должны вторгаться в научные разработки. Вебер полагает, что ценность определена характером исторической эпохи, определяющей линию прогресса человеческой цивилизации, то есть ценности - выражают общие установки своего времени и, стало быть, исторически, относительны.
По Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное, то есть извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация его на других. То есть исследователем задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков его план, каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с индивидами в системе конкретных ценностей, служит основой реальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием считается действие только, когда его «субъективный смысл относится к поведению других людей», поэтому нельзя считать социальным действие, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как элемент толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление. Вебер считал, что нельзя понять действие народа или государства, хотя вполне можно понять действие составляющих их индивидов, Понятие государство в социологическом понимании означает определенный вид совместной деятельности людей, и задача социологии в том, чтобы свести их к понятному поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей.
Понимание по Веберу не может быть полным и всегда приблизительно. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей.
Вебер сконструировал идеально типическую модель действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводится понятие «целерациональное действие». В нем вышеназванные моменты совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Разумеется, что в действительности человек не всегда знает, чего он хочет, поэтому целерациональное действие - это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
По Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ, их жизни в целом.
Через призму рациональности Вебер рассматривает необычайно важную проблему: почему капитализм развился на Западе и нигде больше. Фактически Европа была неразвита в то время, когда Китай, Индия и Оттоманская Империя на Ближнем Востоке представляли собой действительно могучие державы. Китай, в частности, в плане технологического и экономического развития далеко опережал Запад. Что же вызвало гигантский всплеск экономического развития Европы с семнадцатого века до наших дней?
Чтобы ответить на этот вопрос, полагает Вебер, необходимо показать, в чем состоит отличие современной промышленности от ранних форм экономической деятельности. Стремление к приобретению богатства обнаруживается во многих цивилизациях, и объяснить его нетрудно: люди ценили богатство за комфорт, безопасность, власть и наслаждение, которые оно может принести. Желая быть свободными от нужды и приобретая богатство, они обретали больший комфорт. Если обратиться к экономическому развитию Запада, говорит Вебер, то мы обнаружим нечто совершенно иное. Согласно его убеждению, на Западе существовало особенное отношение к накоплению богатств, которое мы нигде более не обнаружим. Это отношение, которое Вебер называет духом капитализма, то есть комплекс убеждений и ценностей, которых придерживались первые капиталисты – купцы и промышленники. У этих людей было сильно стремление к личному богатству. Однако, в отличие от других богатых в других обществах, они стремились приобрести состояние вовсе не для того, чтобы вести роскошный образ жизни. Фактически их жизнь была экономной и полной самоограничений, жили они скромно и тихо, избегая выставлять свое богатство напоказ. Вебер стремится показать, что это необычное сочетание качеств имело важное значение для ранних этапов экономического развития Запада. В отличие от богатых людей предыдущих эпох и иных культур, представители данной группы не расточали свои богатства, вместо этого они пускали их вновь в оборот, чем способствовали дальнейшему росту возглавляемых ими предприятий.
Центральным моментом теории Вебера является утверждение, что установки, определяющие дух капитализма, имеют религиозное происхождение. Христианство способствовало воспитанию подобного мировоззрения, но главной движущей силой оказалось влияние протестантизма.
Очень важной мысль ранних
протестантов о том, что люди
– инструменты бога на земле,
призванные к труду на время
своей земной жизни для
Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное выражение в современном ему обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью и рациональной религией.
По П. Сорокину (1889-1968), человеческая личность, формируется под воздействием социокультурных факторов. При рождении человека его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены. Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе взаимодействия индивидов друг с другом. На характер взаимодействия людей, кроме социокультурных норм и ценностей оказывают влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы: чувство голода и жажды, сексуальные влечения и т.д.
Интегральное существо человека проявляется
и раскрывается в его способностях отражать
и анализировать мир с помощью интегрального использования
каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность
можно представить в виде трех наиболее
важных формах: 1) эмпирически-чувственная
форма – постигается нами либо с помощью
органов чувств, либо инструментов их
дополняющих (разного рода приборов); 2) рационально-умственная
форма – познается главным образом разумом
с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-
Интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий смысл. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность.
Весь культурный мир Сорокин подразделяет на: 1) бесконечное число идеологических смыслов, проявленных в языке, науке, религии, философии, искусстве; 2) образцы материальной культуры; 3) типы социокультурных личностей (хозяев и рабов, католиков и протестантов, французов и американцев и т.д.) и социокультурных групп (политических, экономических, профессиональных, религиозных и т.д.); 4) образцы поведения, имеющих тот или иной набор смыслов (церемонии, ритуалы, поступки). Культурный мир посредством вышеотмеченных идеологических, материальных, личностных и поведенческих явлений формирует как личность каждого индивида, так и облик каждой социальной группы. По Сорокину, среди смысловых ценностей культурного мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Как считает социолог, творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Человеку не удалось выработать эффективные пути и средства для своего морального возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных желаний, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и удовольствиями. Способность творить Добро – неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную политику и умиротворить конфликты. Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты.
По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления не принимали в расчет Доброту и никогда не ставился вопрос о гуманности путей и средств достижения поставленных целей, об их адекватности природе человека.
По мнению ученого, все экономические,
политические, социальные реалии, типы личностей
и групп необходимо анализировать в контексте
процесса периодической смены друг друга трех известных до сих
пор социокультурных суперсистем, характерных
для всей истории человеческой цивилизации:
1) идеациональной или религиозной, 2) идеалистической
или чувственной и 3) интегральной
при доминировании одной из них. Начиная,
с 20 века на смену чувственной культуре
идет культура интегральная. Интегральная
культура утверждает в качестве господствующей
ценности разнообразие, состоящее из чувственного,
рационального и надрационально-
Таким образом, по Сорокину «основной закон истории» заключается в том, что происходит флуктуация (т.е. колебание от средних параметров) как социокультурных суперсистем, так и обществ, и их конкретных сфер: политики, экономики, идеологии и т.д.
Анализируя экономическую флуктуацию, социолог считает, что теории бесконечного экономического прогресса ошибочны. Исторические факты свидетельствуют, что периоды накопления богатств сопровождались периодами их уменьшения или растраты. Сорокин различает большие и малые циклы в экономическом развитии и анализирует разные типы флуктуации, их конкретные выражения. По Сорокину, средний уровень благосостояния и доходы различных обществ существенно меняется от одной страны к другой и от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния дохода в одном и том же обществе меняется во времени: материальные "подъемы" и "падения" - нормальные явления будь то для семьи, корпорации, территориальной группы. В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все направления - вниз или вверх - фиксированы только для ограниченного периода времени.
Социолог прогнозировал, что с переходом от чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки, технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни.
По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через ряд последовательных этапов: дезинтеграция - кризис - мобилизация сил – новый социокультурный порядок. Сорокин особо рассматривает природу кризиса. Упадок происходит двумя путями: путем вырождения свободных институтов, ценностей и идеологии и путем растущего обесценивания прежних институтов, ценностей и идеологий. К счастью, считает Сорокин, процесс дезинтеграции, как правило, вызывает мобилизацию сил, которая не только борется с дезорганизацией, но также начинают строить новый интегральный социокультурный порядок.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье
Общество и его структуры существует и развивается только благодаря человеческим действиям и в этих действиях, а само активное человеческое действие, преобразующее общество, осуществляется только через включенность индивидов и их общностей в определенные социальные структуры. Следовательно, социальная структура и активное человеческое действие составляют две взаимообусловленные и взаимно обусловливающие друг друга стороны единой социальной системы. Своеобразной теоретической попыткой раскрыть сущность анализируемого социального процесса стала теория структурации, разрабатываемая Э. Гидденсом.
По Энтони Гидденсу (р.1938), ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать более или менее продолжительное время. В соответствии с теорией структурации, предметом исследования являются «социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени». Они не являются раз и навсегда данными, неизменными. Напротив, социальные практики разнятся в разных странах и, соответственно, они своеобразны в одной и той же стране в разные периоды ее истории. При этом социальная практика не создается действующими субъектами, а лишь постоянно воспроизводится ими, т.е. она имеет характер преемственности, упорядоченности. Социальные практики одинаковы в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как «мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни». В свою очередь, индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ.