Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

2. Описательное  исследование: более глубокий вид  исследования с более большой  общностью людей. Применяется  машинная обработка.

3. Аналитическое  исследование: самое сложное и  глубокое исследование. Носит не  только описательный характер, охватывает  большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику  явления. 

7) Место и  роль программы в социологическом  исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:

  - определение  проблемы, объекта и предмета  исследования;

  - предварительный  системный анализ объекта исследования;

  - характеристику  цели и задач исследования;

  - интерпретацию и операционализацию основных понятий;

  - формулирование  рабочих гипотез;

  - определение  стратегического плана исследования;

  - составление  плана выборки;

  - описание  методов сбора данных;

  - описание  схемы анализа данных.

  Иногда в  программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.

  Программа  должна ответить на два основных  вопроса:

  - во-первых, как перейти от исходных теоретических  положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства  исследования, методы сбора, обработки  и анализа материала;

  - во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории. 

9) Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости  от положения (позиции) наблюдателя  различают следующие разновидности  этого метода.

наблюдения, в  процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;

наблюдатель может  частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая  контакты. Это промежуточная разновидность  наблюдения;

включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель  включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует  события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;

самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты  своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения  людей в совершенно новых, необычных  условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о  состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также  информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого. 

11) Выборка – это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом»[3]. Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.   На сегодняшний день существует огромное количество классификаций типов выборки, различные исследователи по-разному классифицируют свои и чужие способы формирования выборочной совокупности. В разных изданиях можно столкнуться с различными названиями одной и той же выборки[11], что затрудняет процесс их изучения. Рассмотрим одну из этих классификаций, объединяющую в себе все те, которые встречаются в используемой литературе. 

13) Социальная система - ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа. Вместо того, чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие "социальные системы", выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп. Само общество также может анализироваться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе обладающего своими собственными особенностями. Научно разработанное понятие социальной системы дает в руки социологов мощный аналитический инструмент, посредством которого удалось узнать многие ранее неизвестные стороны общественной жизни, раскрыть основные закономерности и механизмы функционирования общества в целом и различных его подсистем. Анализ социальной системы всегда будет неполным, если не учитывать того факта, что ее главным действующим лицом выступает человек, точнее, личность, выполняющая в рамках данной системы определенную социальную роль. Таким образом, при социологическом анализе социальной системы необходимо учитывать два принципиально важных момента: 1) взаимодействие социальной и культурных систем, благодаря которому формируется нормативная регуляция и обеспечивается координация действий множества индивидов, их действия приобретают определенный смысл и значение; 2) взаимодействие личности с социальной системой, которая должна определенным образом мотивировать, стимулировать людей к предписываемым им типам деятельности. Поэтому многие теоретически важные проблемы социологического анализа социальной системы становятся осознанными и понятными только при учете взаимодействия трех основных уровней: личности, социальной системы и культуры. В концепции Т.Парсонса, отличающейся глубиной и систематичностью теоретической разработки, взаимодействие трех указанных сфер - культуры, общества и личности образуют главный фокус теоретического социологического анализа - проблему институционализации. 

14) Исходной идеей  гражданского общества является  преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество. 

Формулирование  понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития. 

Несомненно, что  первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая  в условиях правового государства  и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом су­ществует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства. 

В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике. 

15)  В истории  развития человеческой цивилизации  существовало и существует большое  количество обществ. 

Несколько типов  общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные  общества – социальная дифференциация  выражена слабо.

2) промежуточные  общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры  в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные  общества – отделение правовой  системы от религиозной, наличие  административной бюрократии, рыночной  экономики, демократической избирательной  системы.

В социологической  науке распространена типологизация  обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся  на простые и сложные. 

Следующий подход, названный формационным, принадлежит  К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими  науками выделяются общества догражданские  и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности. 

16)  Социальная  типология личности позволяет:  упорядочить представления о  характере, ориентациях, побудительных  механизмах поведения индивида; прогнозировать динамику развития  личности, выяв­лять ее возможности;  раскрыть единство общих, особенных и индивидуальных черт личности; проанализировать те качества личности, которые обусловлены ее бытием как особого субъекта; охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, социальные связи, внутреннюю структуру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, отражающие сущностные черты той или иной группы людей.

В настоящее  время известны различные варианты типологии личности. Имеет смысл  выделить две основные тенденции  в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии людей разделяют по психологическим признакам (темперамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие показатели, как социальное положение, образ жизни, характер и направленность интересов и др.

Социальный тип  — это обобщенная целостная социальная характеристика личности.

Однако все  это лишь идеализированные модели: в реальности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.

Информация о работе Лекции по "Социологии"