Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее объемный  пример социальной организации это гражданское общество, которое определяется понятием, характеризующим относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству. Гражданское общество включает в себя и так называемую уголовную, мафиозную, коррупционную и т.п. организации, вооруженные бандоформирования, сексуальные меньшинства и т.д. Например, военная организация общества это исторически сложившаяся система деятельности общества, людей по поводу воспроизводства вооруженных структур, например, вооружение населения (народа), вооруженные силы государства, казачество, бандитские формирования и т.п. А положительно оцениваемая с точки зрения морали и права военная организация  рассматривается как организация социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества - деятельность людей, направленная на сохранение благ и ценностей своей социально-политической системы и на разрушение ценностей и благ чужой социально-политической системы, рассматриваемой как враждебной, с применением вооруженной силы и на основе службы в государственных структурах или ополчении (партизаны и т.п.). Но  мы прекрасно знаем, что если наш, то разведчик, если чужой, то шпион; во время Великой Отечественной войны восставшее с оружием в руках население на оккупированных территориях организовывалось в партизанские отряды, которые немецко-фашистские захватчики называли бандитами. Таким образом, термин социальная организация это реально существующие системы упорядоченных общественных отношений, которые характеризуются наличием в них не закрепленных в нормах права и нравственности отношений. 

Большинство из нас начинает свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, санитарки; они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет свою структуру. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело и с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. Даже когда человек умирает, организация не оставляет его. Им занимается похоронное бюро. Организации - это группы людей, составляющие часть общества, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованной структуры. 

Коммерческие  фирмы, правительственные органы, профсоюзы  и колледжи - организации, для них  характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающимися в иерархии власти. 

Обсуждая организации  или административные структуры, Макс Вебер придавал  особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной, согласно правилам, установленным на основе рациональною анализа. 

27)       По замечанию К. Маркса, общество  не состоит из индивидов, а  выражает сумму тех связей  и отношений, в которых эти  индивиды находятся друг к  другу. Социальная связь – это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных  социальных действий, связанных циклической  причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным  компонентом деятельности выступает  социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально  объяснить его процесс и воздействие»

Социальное действие – это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного  субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное  действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное  действие (основано на безусловной  вере людей в определенные  ценности, представления о должном);

3) аффективное  действие (основано на эмоциональном  состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное  действие (основано на привычных  для сообщества нормах, обычаях,  традициях, состоит из повседневных  практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология»  должна изучать только осмысленные действия людей. 

28)  C термином  «поведение» в науке связывается  активность, система действий, которая  состоит в адаптации, в приспособлении  к уже имеющейся наличной среде,  притом у животных только к  природной, а у человека - и  к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке.

Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.

Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие  от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, - а создателями, творцами принципиально новых программ действий.

В случае адаптивного  поведения при всей его возможной  активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность, - как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Взаимодействие  индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его  внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Индивидуальное  и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

В свою очередь  реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии  и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и  устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп. 

29)  Люди не  свободны поступать так, как  им хочется. Человек связан  с обществом, в котором он  проживает, бесчисленным множеством  нормативных систем. Общество значительно  определяет жизнедеятельность человека. Но это влияние носит не  только формальный характер, как, например, действие законов, но также и скрытый психологический характер. Так, воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения, формируя собственные цели и ценности, индивид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.

Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение  человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния. В более узком, юридическом смысле, под социальным контролем понимается механизм саморегуляции в социальных системах, действующий по принципу обратной связи, когда органы социального управления реагируют на факторы дестабилизации социальной системы.

Г. Тард, один из родоначальников социальной психологии, объяснял действие социального контроля через законы подражания, на которых  строятся человеческие взаимоотношения. Общество он сравнивал с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При этом общество выступает продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу идей, убеждений, ценностей, желаний и т.д. Те многочисленные социальные связи, которыми «обременен» человек, не остаются незамеченными и в самой личности. В психологии есть понятие «социальный тип личности», которое определяет то типичное, что несет в себе человек, принадлежащий той или иной социальной группе.

В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Иными словами, это не столько  прямые, сколько косвенные требования. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать. Многие требования-ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли. Вполне понятно, что в одной и той же ситуации экспектации по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоцируются типичным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это типичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм. 

32) Существует  четыре основных типа социальной  стратификации – рабство, каста,  сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.  

Информация о работе Лекции по "Социологии"