Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Групповая мобильность  наблюдается там и тогда, где  и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Причинами групповой  мобильности чаще всего выступают  следующие факторы:

• социальные революции,

• иностранные  интервенции, нашествия,

• гражданские  войны,

• военные перевороты,

• смена политических режимов,

• замена старой конституции новой,

• крестьянские восстания,

• междоусобная борьба аристократических родов,

• создание империи.

Групповая мобильность  имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

На социальную мобильность наибольшее влияние  оказывают не профессия и образование  родителей, а собственные достижения в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх  по социальной лестнице. Большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед.

Средний гражданин  за жизнь перемещается на одну ступеньку  вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Факторы восходящей индивидуальной мобильности, т. е. причины, позволяющие одному человеку достичь  больших успехов, чем другому:

• социальный статус семьи,

• уровень полученного  образования,

• национальность,

• физические и умственные способности, внешние данные,

• полученное воспитание,

• место жительства,

• выгодный брак.

Во всех индустриально  развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Часто женщины  повышают свой социальный статус благодаря  выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину».

В индустриальном обществе мобильность определяется структурой народного хозяйства. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Молодые и мужчины  более мобильны, чем пожилые и  женщины. Молодым свойственна профессиональная, взрослым — экономическая, пожилым  — политическая мобильность.

Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Каналы вертикальной мобильности.

Между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

В качестве каналов  социальной мобильности используются социальные институты.

Армия функционирует  в качестве канала особенно эффективно в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как  канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящей мобильности церковь была каналом и нисходящей. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.

Институт образования, какую бы конкретную форму он ни приобретал, во все века служил мощным каналом социальной мобильности.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности  в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В античности по римским законам  свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение  доступа в другую группу либо замыкание  группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью).

В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов благодаря  счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано  множество вакансий. Места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В процессе социальной мобильности в обществе неизбежно формируются особые страты людей, которые утрачивают важные социальные статусы и роли и какое-то время не приобретают адекватные им статусы и роли.

Такие социальные страты ученые называют маргиналами.

Под маргиналами  понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур, в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть

этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

биомаргиналы, чье  здоровье перестает быть предметом  заботы социума;

социомаргиналы, например, группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения;

возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

политичеcкие  маргиналы, которых не устраивают легальные  возможности и легитимные правила  общественно-политической борьбы;

экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа — так называемые «новые безработные»;

религиозные маргиналы  — стоящие вне конфессий или  не решающиеся осуществить выбор  между ними;

криминальные  маргиналы, а также те, чей статус в социальной структуре не определен.

«Люмпенами» называются все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие).

Люмпен —  это лицо, не имеющее никакой собственности  и живущее случайными заработками. 

35)  Россия  в своей истории пережила не  одну волну переструктурирования  социального пространства, когда  рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, гибли целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI в. Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс обновления.

В качестве исходной модели многомерной стратификации  современной России возьмем четыре основных параметра: власть, престиж профессий, уровень доходов и уровень образования.

Власть —  наиболее важное измерение социальной стратификации. Система властных органов  постсоветской России существенно  перестроена — одни из них ликвидированы, другие только организованы, некоторые изменили свои функции, обновился их персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп.

Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Рядом с властными иерархиями появляется «предпринимательская структура», включающая в себя следующие основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие предприниматели (собственники и руководители фирм с минимальным использованием наемного труда); 3) самостоятельные работники; 4) наемные работники.

Налицо тенденция  формирования новых социальных групп, претендующих на высокие места в  иерархии социального престижа.

Престиж профессий  — второе важное измерение социальной стратификации. Можно говорить о ряде принципиально новых тенденций в профессиональной структуре, связанных с появлением новых престижных социальных ролей. Меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа все же считается привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения. А целые профессиональные страты опущены на «дно» социальных рейтинговых шкал – их специальная подготовка оказалась невостребованной и доходы от нее ничтожно малыми. В результате сокращения государственной поддержки науки, образования, культуры и искусства произошло падение престижа и социального статуса работников умственного труда.

В современных  условиях в России наметилась тенденция  формирования ряда социальных слоев, относящихся к среднему классу, — это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Основные признаки среднего класса: 1) высокий уровень экономической независимости; 2)гибко реагирует на рыночные изменения – 5-6 раз могут сменить профессию; 3) выступает за экономическую и политическую стабильность в обществе; 4) высокая степень активности в политической сфере; 5) поддерживает различные идеологические течения.

Уровень доходов  различных групп является третьим существенным параметром социальной стратификации. В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных.

Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере является проблема массовой бедности — происходит консервация нищенского существования почти 1/3 населения страны. Особую тревогу вызывает изменение состава бедных: сегодня к ним относятся не только традиционно малообеспеченные (инвалиды, пенсионеры, многодетные), ряды бедных пополнили безработные и работающие, величина зарплаты которых (а это четверть всех занятых на предприятиях) ниже прожиточного уровня.

Уровень образования  — еще один важный критерий стратификации, получение образования является одним из главных каналов вертикальной мобильности. Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются. Как следствие, o6pазование становится все более важным фактором на входе в профессиональную иерархию.

Еще одна тенденция – это маргинализация российского общества. Маргинал – индивид, стоящий на краю социальной структуры общества или в промежутке между стратами. К маргиналам относят: часть заключенных, вышедших из тюрем и потерявших поддержку родственников, часть безработных, часть интеллегенции.

В социальной структуре  современной России можно выделить шесть слоев: 1) верхний — экономическая, политическая и силовая элита; 2) верхний средний — средние  и крупные предприниматели; 3) средний  — мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; 4) базовый — массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса; 5) нижний — неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры; 6) «социальное дно» — бездомные, освобожденные из мест заключения и т.д.

Анализ изменений, происходящих в системе социальной стратификации по четырем основным параметрам, говорит о глубине, противоречивости переживаемого Россией трансформационного процесса и позволяет заключить, что на сегодняшний день она продолжает сохранять старую пирамидальную форму (характерную для доиндустриального общества), хотя содержательные характеристики входящих в нее слоев существенно изменились. 

37)    Для социологии представляет познавательный интерес массовое сознание и такое его состояние как общественное мнение, которое, являясь в современных обществах институтом, выступает важнейшим регулятором социального взаимодействия и коммуникации, фактором социализации и образования личности.

           Массовое сознание представляет  сложное конгломеративное образование,  возникающее на «пересечении»  всех типов общественного сознания  – чувственного и рационального,  обыденного и специализированного,  абстрактного и художественного, рационального и иррационального. На основе переплетения всех форм в его составе возникает много разнообразных элементов в диапазоне от позитивного знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до устойчивых настроений. Как и сами массы, сознание в современных обществах возникает и формируется, в первую очередь, в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей в различных сферах, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности. Действие этих непосредственных условий и форм социальной жизни закрепляется и получает развитие в производстве, распространении различных видов массовой культуры, связанных функционированием средств массовой коммуникации. Именно благодаря массовой коммуникации интересы, устремления, потребности широких

слоев населения  оформляются в виде серий одних  и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

Информация о работе Лекции по "Социологии"