Методологии и методики социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 147.79 Кб (Скачать файл)

Анализируя ответы на вопрос «Чем вы руководствуетесь при покупке?»  были получены следующие результаты: 50% молодежи  не ориентируются на рекламу, 32% опрошенных следуют советам  друзей и родных, 6% молодых людей часто покупают, то, что видели в рекламных сообщениях, 3%  респондентов часто следуют советам продавцов, 2% молодежи  иногда покупают рекламируемую и не очень нужную вещь из-за моды, подражают кумирам – 0,5 %.  Исходя из вышеизложенного, Е.Ю. Красова и В.В. Стукалова делают вывод о том, что коммерческая реклама вызывает отторжение гипотетически полезной информации у молодежи  из-за ощущения давления, оказываемое чрезмерным количеством рекламы. Однако рекламные сюжеты сами по себе вызывают интерес у молодых людей. [9, c.36]    

В молодежных оценках была выделена рекламная информация, которая  обладает той или иной степенью убедительности. Это сюжеты: 1) эстетически привлекательно сконструированные (как фильм) - 82,5%; 2) о здоровом образе жизни – 78,5%; 3) с участием внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами – 58%; 4) успешные и модно одетые люди – 55%. В то же время, два типичных образца, по мнению опрошенных, не убедительны: реклама, презентирующая болеутоляющие препараты (33,5%), и рассказывающая о свободной любви без обязательств (30,5%). Так же, респондентам было предложено закончит фразу: «Мне важно было бы видеть в рекламной информации следующие образы/сюжеты…» Судя по полученным ответам, молодежную аудиторию можно разделит на несколько категорий: 1)22,5% молодых людей стремятся получить правдивую и объективную информацию о товарах и услугах, предпочитая информационною рекламу, в которой предлагаются цифры и технические характеристики товара. Ими движут утилитарные мотивы потребительского потребления; 2)17% опрошенных молодых людей выделяют красивую визуализацию, получение эстетических удовольствий от рекламы. Здесь решающую роль играют ценности красоты; 3)10% молодежи предпочитают сюжеты социальной рекламы,  относительно коммерческой. Так же предпочитают образы семьи и детей. Для них приоритетными выступают нравственные ценности; 4)8,5% респондентов предпочитаю сюжеты о здоровом образе жизни. Эти ценности самосохранения. Остальные участники опроса говорили о юморе в рекламе, о сюжетах с сексуальной направленностью, о персонах, с которыми они ассоциируют себя. [9, c.37]

При выявлении социализирующего воздействия рекламы, респондентам был задан следующий вопрос: «Существуют разные мнения о том, как реклама влияет на людей. Некоторые из этих мнений представлены ниже. Выразите свое согласие или несогласие с каждым из них». Большинство молодых людей выделили эффект «культурного программирования», внушения, акцентировав манипулятивные свойства рекламы информации. В результате, 59% опрошенных согласны с утверждением, что реклама диктует стиль жизни; с утверждением, что реклама приобщает человека к «массе», лишая его индивидуальности согласились 57% респондентов; 52% опрошенных реклама помогает сделать выбор при покупке; с суждением, о том, что реклама разрушает ценности семьи, заменяя её новой моделью любви без обязательств согласились лишь 27% молодых людей, а 52% не согласились с этим суждением; эстетический характер рекламы отметили 22% участников опроса, 81,5%  не согласны с тем, что реклама развивает эстетический вкус; пропаганду здорового образа жизни  отметили, лишь 22%, а 61,5% не согласны с этим утверждением; 13% респондентов считают, что приобщает людей к ценностям искусств, 77% молодых людей так не считают. [9, c.38]

Подводя итоги, Е.Ю. Красова  и  В.В. Стукалова отмечают, что  воздействие на молодежь рекламной  информации оказывается в основном через утилитарные, эстетические ценности, а так же ценности самосохранения. Наблюдается определенная «зависимость» молодежи от социального института рекламы: по их же оценкам, реклама диктует стиль жизни и лишает человека индивидуальности. [9, c.39]

Подводя итоги проанализированных  социологических исследований следует  указать индикаторы, которые выделяют социологи, для того, чтобы в дальнейшем составить инструментарий.

1. Исследователи В. Е.  Семёнов и Е. А. Самсонова,  совместно с Е. Ю. Ефимовой  выделяют следующие жизненные  ценности: семья, здоровье,  друзья, справедливость, работа, вера, материальное  положение, любовь, образование,  патриотизм и  жизнь.

2. С. В. Толмачев и Л. В. Генина выделяют такие источники формирования жизненных установок как,  СМИ (просмотр телевизора), семья, реклама, радио, художественная литература, газеты, кинотеатры и дискотеки, интернет, театры и концерты, музеи и религиозные учреждения, спортивные клубы. 

3. Е. А. Самсонова и  Е.Ю. Ефимова выделяют следующие  индикаторы при установлении  того, что именно способствует  достижению жизненных целей для  молодежи: востребованная специальность;  хорошее материальное положение;  связи, знакомства; стечение обстоятельств,  случай; личностные качества; стремление  к успеху; трудолюбие; проживание  заграницей; отказ от своих принципов;  нарушение закона.      

 4.  Е. Ю. Красова и В.В. Стукалова, выясняя,  чем руководствуется молодежь, при покупке выделяют такие факторы как, реклама, советы друзей и родных, советы продавцов, мода; подражание кумирам.

5. И. Демедюк выделяет следующие виды коммерческой рекламы: коммерческая, социальная, политическая.

6. Д. П. Повленок утверждает, что рекламу можно встретить  в таких средствах массовой  информации как: газеты, журналы,  специализированные справочники,  радио, телевидение, интернет, извещение,  листовки, почтовые карточки наружная реклама (билборды, вывески, видеоэкраны и т.д.).

7. Исходя из  исследования Е. Ю. Красовой и В. В. Стукаловой, следует выделить следующие индикаторы при выяснении сюжетов, обладающих той или иной убедительностью для молодежи: эстетически привлекательные сюжеты (как фильм); сюжеты с участием внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами; сюжеты с участием успешных и модных людей; сюжеты, описывающие правдивую информацию о товаре; сюжеты с образом счастливой семьи/детские лица; юмористические сюжеты, поднимающие настроение.

 8. С. В. Толмачева, Л. В. Генина и Е. Ю. Красова совместно с В.В. Стукаловой для выяснения воздействия рекламы на молодежь посчитали рациональным выделить следующие индикаторы: развлекает, дарит эстетическое удовольствие; диктует стиль жизни; определяет ценностные ориентиры человека; информирует о новых товарах и услугах; приобщает человека к массе, разрушая индивидуальность; обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары; разрушает ценность семьи, заменяя её новой моделью любви без обязательств; приобщает людей к ценностям искусства.

Резюмируя вышеизложенное, следует указать, что социологи  утверждают, что человек, в возрасте от 14 до 30 лет, проходит этап развития и  становления личностного потенциала побудительно-мотивационных установок, социокультурных предпочтений и  ценностных ориентаций, то есть, проходит процесс социализации. Исходя из особенностей формирования ценностных ориентиров у  студентов, на которое влияют такие  факторы как возрастно-демографический, амбивалентно-транзитный, образовательный  и девиантно-делинквентный, следует  указать, что студенческая молодежь оказалась наиболее восприимчивой  к социально-экономическим преобразованиям  и возникновению новых ценностных ориентаций. Специфика ценностных ориентаций российской молодежи обуславливается  тенденцией к увеличению количества молодежи с ценностными ориентациями потребительского общества, что подтверждается наблюдаемыми у молодых людей  склонностей к утилитаризму и  гедонизму. Это обуславливается  влиянием нового агента социализации – СМИ (в частности коммерческой рекламой), пришедшего со сменой старого  общественного строя на новый,  и развитием рыночных отношений. Анализ работ приведенных ученных  позволяет сделать вывод о  том, что, коммерческая реклама частично формирует у молодежи потребительские ценности. Коммерческая реклама имеет влияние на ценностные ориентиры молодежи не в полной мере, так как не является доминирующим агентом социализации.

Мы рассмотрели 2 исследования, проведенных в разных городах  Российской Федерации. В исследованиях  применялись следующие методы: анкетирование  и интервьюирование. В общем, все  социологи, проводившие данные исследования отметили плюрализм и антагонизм ценностей и установок молодых  людей (с одной стороны молодые  люди среди доминирующих ценностей  выделяют семью и здоровье, с другой, выбор цели в жизни связан исключительно  с материальным обогащением). Так  же, социологи отметили тенденцию  к увеличению прагматизма, индивидуализма,  гедонизма и стремлению к материальным ценностям и готовность «пойти на всё» ради достижения своих целей. Одни из причин, которые влияют на прогрессирующую  деморализацию российской молодежи являются СМИ (коммерческая реклама, реалити-шоу, аморальные фильмы и песни и т.д.). Последующие 2 исследования были посвящены  влиянию коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи (в том числе и студенчества). В исследованиях применялись такие методы как анкетирование и наблюдение.     Исследования подтверждают деструктивное влияние рекламы на ценностные ориентиры и установки молодежи. Разработчики рекламы подменивают «духовные ценности символами потребления». Так же, следует отметить, что воздействие на молодежь рекламной информации оказывается в основном через утилитарные, эстетические ценности. Наблюдается определенная «зависимость» молодежи от социального института рекламы: по оценкам молодежи, «реклама диктует стиль жизни и лишает человека индивидуальности».

 

2. ВЛИЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ  РЕКЛАМЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ  СТУДЕНТОВ НФИ КЕМ ГУ, ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

2. 1. Обоснования  метода и выборки исследования

 

В данном исследовании имеет  смысл ввести 2 блока индикаторов  по понятиям «ценностные ориентиры» и «коммерческая реклама».

Ценностные ориентиры  -  результат процесса социализации, в результате которого формируются нормы и ценности личности, которые выступают устойчивой  мотивационной основой и определяют поведение личности в социуме и проявляются через жизненные цели, оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д.

В результате операционализации  и эмпирической интерпретации понятия  ценностные ориентиры, мы выделили следующие  показатели и индикаторы.                    

1. Приоритетность жизненных  ценностей: 1.1. Деньги; 1.2. Друзья; 1.3. Семья; 1.4. Справедливость; 1.5. Патриотизм; 1.6. Здоровье; 1.7. Образование; 1.8. Работа;  1.9.Вера; 1.10. Любовь. 1.11.Жизнь.

2. Источник формирования жизненных установок и ориентаций: 2.1. Посещение музеев, выставок; 2.2. Посещение театров, концертов; 2.3. Посещение кинотеатров; 2.4. Посещение ночных клубов, дискотек; 2.5. Чтение художественной литературы; 2.6. Чтение газет, журналов; 2.7. Общение с друзьями; 2.8. Чтение образовательной литературы; 2.9. Общение с родителями/родственниками; 2.10. Посещение клубов по интересам, спортивных учреждений; 2.11. Просмотр телевизора; 2. 12. Прослушивание радио; 2.13. Развлекательные интернет - ресурсы (в том числе, соц. сети); 2.14. Прочие интернет-ресурсы (новостные, специализированные форумы и т.д.); 2.15. Просмотр/прочтение/прослушивание рекламы; 2.16. Другое.

3. Факторы, способствующие достижению жизненных целей: 3.1. Востребованная специальность; 3.2. Хорошее материальное положение; 3.3. Связи, знакомства; 3.4. Стечение обстоятельств, случай; 3.5. Личностные качества; 3.6. Стремление к успеху; 3.7. Трудолюбие; 3.8. Проживание заграницей; 3.9. Положение семьи; 3.10. Отказ от своих принципов; 3.11. Нарушение закона; 3.12. Другое.

Понятие: Коммерческая реклама  – оплачиваемое сообщение информации об определенных товарах и услугах, носящее форму убеждения, передаваемое различными средствами массовой информации.

Операционализация и эмпирическая интерпретация понятия «коммерческая  реклама» позволяет выделить следующие  показатели и индикаторы.     

4. Факторы, влияющие на покупку товара (кроме самих характеристик  товара): 4.1. Советы друзей и родных; 4.2. Мода; 4.3. Реклама; 4.4. Советы продавцов; 4.5. Подражание кумирам; 4.6. Другое.

5. Виды рекламы: 5.1. Коммерческая; 5.2. Социальная; 5.3. Политическая.

6. Частота рекламных контактов: 6.1. Часто; 6.2. Очень часто; 6.3. Редко; 6.4. Очень редко; 6.5. Никогда.

7.Отношение  к коммерческой  рекламе: 7.1. Позитивное; 7.2. Негативное; 7.3. Нейтральное. 

8.Источники рекламы: 8.1. Газеты; 8.2. Журналы; 8.3. Специализированные справочники; 8.4. Радио; 8.5. Телевидение; 8.6. Интернет; 8.7. Листовки; 8.8. Почтовые карты; 8.9. Наружная реклама (билборды, вывески, видеоэкраны); 8.10. Другое.

9.Рекламные сюжеты, привлекают/не  привлекают студентов: 9.1. Эстетически привлекательные сюжеты (как фильм); 9.2. Сюжеты с участием внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами; 9.3. Сюжеты с участием успешных и модных людей; 9.4. Сюжеты, описывающие правдивую информацию о товаре; 9.5. Сюжеты с образом счастливой семьи/детские лица; 9.6. Юмористические сюжеты, поднимающие настроение.

10. Оценка достоверности коммерческой рекламы: 10.1. Да; 10.2. Нет; 10.3. Затруднение в ответе.

11. Согласие с суждениями о воздействии рекламы на людей: 11.1. Развивает вкус у людей, помогает сделать выбор; 11.2. Диктует стиль жизни; 11.3. Развлекает, дарит эстетическое удовольствие; 11.4. Определяет ценностные ориентиры человека; 11.5. Информирует о новых товарах и услугах; 11.6. Приобщает человека к массе, разрушая индивидуальность; 11.7. Обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары; 11.8. Разрушает ценность семьи, заменяя её новой моделью любви без обязательств; 11.9. Пропагандирует здоровый образ жизни; 11.10. Приобщает людей к ценностям искусства.

 Примечание: Варианты  ответов на вопросы в анкете  в скрытой форме предполагают  наличие таких ценностных ориентиров  как гедонизм, утилитаризм. Такие  индикаторы, как источники формирования жизненных установок и ориентаций, помогут выяснить преобладают ли у респондента ценностей гедонизма. Выяснения, того какие факторы способствуют достижению жизненных целей помогут установить у респондентов наклонность к утилитаризму, при условии выбора таких путей достижения цели, которые не зависят от индивида («Личностные качества», «Стремление к успеху», «Трудолюбие»), а имеют внешний характер («Проживание заграницей», «Стечение обстоятельств, случай», «Связи, знакомства», «Хорошее материальное положение», «Востребованная специальность». Установления того, какие рекламные сюжеты привлекают/не привлекают  студентов, позволить выяснить преобладание ценностей гедонизма при выборе таких ответов, как «эстетически привлекательные сюжеты (как фильм)», «сюжеты с участием внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами», «юмористические сюжеты, поднимающие настроение», а выбор ответа о том, что «сюжеты, описывающие правдивую информацию о товаре» укажет на преобладание у студента ценностей утилитаризма. Индикаторы воздействия рекламы позволят установить гедонистические ценности, если респондент считает, что реклама развлекает и дарит эстетическое удовольствие, ценности утилитаризма проявятся у студента, если  он предпочтет такие варианты ответов как, «развивает вкус у людей, помогает сделать выбор», «информирует о новых товарах и услугах».

Информация о работе Методологии и методики социологического исследования