Методологии и методики социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 147.79 Кб (Скачать файл)

Вывод:  для респондентов с различным отношением к коммерческой рекламе главным фактором формирования жизненных ценностей является «общение с друзьями». Отметим, что негативно относящиеся к рекламе студенты, не выделяют приоритетным различные интернет-ресурсы, в отличие от нейтрально относящихся к коммерческой рекламе студентов. Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что отношение к рекламе не отражается на  факторах, которые, по мнению респондентов, оказывают на них влияние. (см. приложение В, табл.9)

На вопрос о том, какие  факторы влияют на достижение жизненной  цели, были получены следующие данные. В том, что «личностные качества» способствуют достижению жизненных целей, уверены 65,8% респондентов; 54, 2% утверждают, что успеху способствует «трудолюбие»; «стремление к успеху» важно при достижении цели для  50% опрошенных; «связи, знакомства» отметили  46,7%; на «востребованную специальность»  ссылаются 25% студентов; 21,7%  респондентов фактором достижения успеха видят для себя «хорошее материальное положение»; «положение семьи» играет важную  роль для 12,5%; на «стечение обстоятельств, случай» надеются 10,8% респондентов; «проживание заграницей», как фактор достижения успеха рассматривают 5% студентов; отказаться же от своих принципов готовы 1,7%, а нарушить закон способны 0,8%. Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, о том, что факторы достижения успеха относящиеся к утилитарным ценностям отметили меньше половины респондентов, большая же часть опрошенных студентов отметили такие факторы достижения успеха, как, личностные качества, трудолюбие, стремление к успеху.(см. приложение В, табл. 10)

Для выполнения цели нашей  работы следует установить связь  между частотой контакта с коммерческой рекламой и факторами, которые способствуют достижению жизненной цели для студентов. Такой фактор успеха, как «личностные качества» оказались наиболее приоритетными для респондентов, сталкивающихся с рекламой «очень редко» (80%), а «стремление к успеху» и «трудолюбие» оказались самыми  значительными для респондентов, «редко» сталкивающихся с рекламой (80%). Среди респондентов, часто сталкивающихся с коммерческой рекламой мнения о факторах, способствующих достижению жизненной цели антагонистичны: «связи, знакомства»  предпочли  50% респондентов, «трудолюбие»  так же 50%. Отказаться от своих принципов согласны студенты сталкивающихся с рекламой «очень часто» (1 респондент) и «редко»  (1 респондент).  На нарушение закона готов пойти так же 1 респондент из 120 опрошенных, который контактирует с рекламой «очень часто».

«Востребованная специальность» ценится примерно одинаково всеми респондентами, в независимости от частоты сталкивания с коммерческой рекламой. «Хорошее материально положение»(40%)  и «связи, знакомства»(60%) оказались важными в достижении жизненной цели для респондентов, сталкивающихся с рекламой «очень редко».  В том, что проживание заграницей поможет достижению жизненной цели, уверены «очень редко» сталкивающиеся с рекламой студенты - 40% и лишь 4% из респондентов, «очень часто» сталкивающихся с рекламой. Респонденты, сталкивающиеся с рекламой очень часто (8%) и часто (20,8%)  считают, что достижению успеха  способствует «положение семьи», а респонденты с более редкими контактами с рекламой  не отметили данный пункт, как фактор достижения успеха.

В результате,  «очень часто» и «часто» сталкивающиеся с коммерческой рекламой респонденты, выбирают утилитарные способы достижение цели, такие как, «востребования специальность», «хорошее материальное положение», «связи, знакомства», «стечение обстоятельств, случай» и «положение семьи». А «редко» и «очень редко»  контактирующие с рекламой респонденты,  больше предпочитают такие пути достижения целей такие как, «личные качества», «стремление к успеху», в тоже время для них является значительным «проживание заграницей». «Трудолюбие», как фактор достижения успеха, почти в равной пропорции предпочитают  респонденты ,имеющие и частые и редкие контакты с рекламой. Вывод: У респондентов, которые считаю, что сталкиваются с рекламой «часто» и «очень часто» утилитарные ценности выражены наиболее ярко, чем у студентов, считающих,  что они имеют редкий и очень редкий контакт с коммерческой рекламой. (см. приложение В, табл.11)

Установив связь между  отношением к коммерческой рекламе  и факторами, способствующими достижению жизненных целей, мы получили следующие результаты. «Личностные качества»(72,9%), «стремление к успеху» (51,8%) и «трудолюбие» (54,1%) более значительны, при достижения цели,  для нейтрально относящихся к рекламе респондентов. Эти  же факторы, по мнению остальных респондентов, так же  находятся на лидирующих позициях (вне зависимости от отношения к рекламе), но уже в меньшой степени, при этом позитивно относящиеся к коммерческой рекламе студенты  оценивают такие факторы достижения жизненного успеха как, «связи, знакомства» и «трудолюбие» одинаково высоко  (53,3%). При этом отказаться от своих принципов (2,4%) и нарушить закон (1,2%) готовы так же студенты, относящиеся к рекламе нейтрально, что свидетельствует об антагонизме полученных данных. О востребованной специальности, как о факторе достижения успеха, говорят студенты, нейтрально относящиеся к рекламе(28,2%). «Хорошее материальное положение» (35%) и «проживание заграницей»(20%) наиболее значительно для негативно относящихся к рекламе респондентов. «Стечение обстоятельств, случай» (26,7%) и «положение семьи» (33,3%) более значительны при достижении цели для студентов, относящихся к коммерческой рекламе позитивно. На «востребованную специальность» при достижении успеха ссылаются нейтрально относящиеся к рекламе студенты (28,2%).

Исходя из вышеизложенного, следует указать, что ценности утилитаризма проявляются одинаково у студентов с различным отношением к рекламе, при этом  для всех респондентов лидирующее положение занимают «личностные качества», «стремление к успеху» и «трудолюбие». Лишь частично доказывает гипотезу о том, что коммерческая реклама формирует у респондентов утилитарные ценности, тот факт, что такой фактор, как «связи,  знакомства» занимает лидирующее позицию для респондентов позитивно относящихся к рекламе. (см. приложение В, табл.12)

Среди предложенных видов  рекламы больше всего респонденты  предпочитают социальную рекламу  - 45, 8% студентов, 39,2 % предпочитают коммерческую рекламу, 15%  опрошенных выбрали политическую рекламу. При анализе субъективной оценки респондентов о частоте рекламных контактов были получены следующие данные: 41,7%  имеют очень частый контакт с  коммерческой рекламой, 40%  сталкиваются с рекламой часто,12,5%  считают, что контактируют с коммерческой рекламой редко, 4,2% - очень редко, и двое респондентов считают, что никогда не сталкивались с коммерческой рекламой. При этом к коммерческой рекламе 70,8% студентов относятся нейтрально, 16, 7% - негативно и лишь 12, 5% позитивно. Делая вывод, следует указать, что студенты контактируют с рекламой «очень часто», при этом большинство из них относятся к коммерческой рекламе нейтрально, предпочитая ей социальную рекламу.

Среди источников, в которых  коммерческая реклама встречается  наиболее часто для студентов, были отмечены следующие: телевидение (86,7% от общего числа опрошенных), интернет (75,8%), наружная реклама (3,5%), журналы (33,3%), газеты и листовки (по 20% от числа  опрошенных студентов), радио (13,3%), специализированные справочники (1,7%) и  почтовые карточки (0,8%).

Респондентам так же был  задан вопрос, о факторах, на которые  они ориентируются при покупке  товара. «На советы друзей и родных»  ориентируются 44,2% респондентов; «на моду, последние тренды» - 18,3% студентов; выбрав позицию «другое», 16,7% опрошенных указали, что ориентируются при покупке «на свое мнение»; на «советы продавцов» ориентируются 6,7% респондентов; реклама же является фактором потребления лишь для 5% опрошенных студентов;  2,5% респондентов, выбрав позицию «другое», отметили, что ориентируются «на характеристики товара»; такой фактор потребления как «предпочтение своих кумиров» и «качество товара», которое было выбрано в позиции «другое» отметили 1,7% респондентов;  0,8% от числа опрошенных в позиции «другое» отметили такие факторы потребления как, «отзыв покупателей», «знание о товаре», «интуиция» и «опыт». Недоверие к коммерческой рекламе подтвердили ответ на вопрос о достоверности коммерческой рекламы. Так 60,8% респондентов не доверяют коммерческой рекламе, 34,2%  - затруднились ответить, и лишь 5% студентов считают, что коммерческая реклама достоверна. Следует указать, что студенты считают коммерческую рекламу не достоверной и при покупке в основном ориентируются на советы друзей и родных.

Анализ вопроса о привлекательности  рекламных сюжетов позволил установить, что «эстетически привлекательные  сюжеты (как фильм)» предпочитают 84,2% респондентов, негативно к такому сюжету относятся 15,8% студентов. Участие в рекламных сюжетах «внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами» привлекают 54,2% респондентов, для остальных 45,8 респондентов  такой сюжет не привлекателен. «Юмористические сюжеты, поднимающие настроение» привлекательны для 88,3% респондентов, а 11,7% опрошенных не предпочитают юмористические сюжеты. Реклама «с участием успешных и модных людей» привлекает 52,5% респондентов, 47,5% такую рекламу не предпочитают. 83,3% респондентов ожидают от рекламного сюжета «правдивую информацию о товаре», а 16,7% опрошенных студентов, такой сюжет не привлекает. При этом «с образом счастливой семьи/детские лица» привлекают 52,5% студентов, и не привлекают 47,5%. Данный факт доказывает высокое значение в жизни студентов семьи.

Исходя из вышеизложенного, следует указать, что все, предложенные респондентам рекламные сюжеты, в  основном привлекают респондентов, при  этом в лидирующих позициях находятся  такие сюжеты как, «юмористические  сюжеты, поднимающие настроение», «эстетически привлекательные сюжеты (как фильм)», а затем « описывающие правдивую информацию о товаре», что подтверждает гипотезу, о формировании у студентов таких ценностей как гедонизм и утилитаризм. Среди сюжетов, которые не привлекают студентов, в лидирующих позициях оказались такие сюжеты, как «с образом счастливой семьи/детские лица», «с участием успешных и модных людей» и «внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами». Данные результаты свидетельствуют о противоречии  выбора студентами приоритетной ценности «семья».

Результаты, полученные при  анализе данных о воздействии  коммерческой рекламы свидетельствуют  о том, что 73, 3% респондентов считают, что коммерческая реклама «информирует о новых товарах и услугах»; 47, 5 %  утверждают, что реклама «обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары»;  44,2% опрошенных студентов считают, что реклама «диктует стиль жизни»; 38,3% считают, что реклама «приобщает человека к "массе", разрушая индивидуальность»; 19,2% студентов считают, что реклама «развивает вкус у людей, помогает сделать выбор»; 14,2% респондентов считают, что реклама «развлекает, дарит эстетическое удовольствие»; мнение о том, что реклама «разрушает ценность семьи, заменяя её новой моделью любви без обязательств» поддержали 13,3% респондентов; 12,5% опрошенных утверждают, что коммерческая реклама «определяет ценностные ориентиры человека»; 6,7 % студентов считают, что реклама «пропагандирует здоровый образ жизни», мнение о том, что реклама «приобщает людей к ценностям искусства» поддержали 2,5% респондентов. (см. приложение В, табл.13)

Исходя из вышеизложенного, следует указать, что для студентов  НФИ КемГУ, очного формы обучения, приоритетными среди ценностей  являются «семья», «здоровье» «друзья», а менее важными оказались  для респондентов «работа», «вера» и «патриотизм». Анализ связи между  частотой рекламных контактов и  средних категорий приоритетных ценностей свидетельствует об отсутствии влияния на образования у респондентов ценностей утилитаризма. Однако анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и иерархией ценностных ориентиров, показал, что реклама формирует ценность утилитаризма частично, так как  для респондентов, позитивно относящиеся к рекламе, ценность «работа» оказалась важнее, чем для респондентов с негативным и нейтральным отношением к рекламе. Что касается остальных понятий  - оказалось, что отношение к коммерческой рекламе не значительно влияет на место в жизни студента той или иной ценности.

Среди источников влияния и формирования жизненных ценностей у респондентов на лидирующих позициях оказались «общение с друзьями», «общение с родителями/родственниками», «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе соц. сети)». Далее мы установили, что ни частота рекламных контактов, ни отношение к коммерческой рекламе не имеет значительного влияние на выбор респондентами источников формирования жизненных ценностей.

При выявления способов достижения успеха, выяснилось, что факторы, относящиеся к утилитарным ценностям отметили меньше половины респондентов, большая же часть опрошенных студентов отметили такие факторы достижения успеха, как, личностные качества, трудолюбие, стремление к успеху. Что касается частоты рекламных контактов, влияющих на выбор студентами способов достижении успеха, были получены следующие результаты. У респондентов, которые считают, что сталкиваются с рекламой часто, утилитарные ценности,  выражены наиболее ярко, чем у студентов, считающих,  что они имеют редкий контакт с коммерческой рекламой. Это выражается в выборе таких способ достижения жизненных ценностей как, "востребования специальность", "хорошее материальное положение", "связи, знакомства", "стечение обстоятельств, случай" и "положение семьи». Анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и способом достижения жизненных целей, показал, что, ценности утилитаризма проявляются одинаково у студентов с различным отношением к рекламе, при этом  для всех респондентов лидирующее положение занимают "личностные качества", "стремление к успеху "и "трудолюбие". Лишь частично доказывает гипотезу о формировании у студентов утилитарных ценностей тот факт, что  "связи,  знакомства" занимают лидирующую позицию для респондентов позитивно относящихся к рекламе.

Так же мы выяснили, что студенты контактируют с рекламой «очень часто», при этом большинство из них относятся  к коммерческой рекламе нейтрально, предпочитая ей социальную рекламу. Среди источников, в которых коммерческая реклама встречается наиболее часто  для студентов, были отмечены следующие: телевидение, интернет и наружная реклама. Следует указать, что студенты считают  коммерческую рекламу не достоверной  и при покупке в основном ориентируются  на советы друзей и родных. Так же следует указать, что все, предложенные респондентам рекламные сюжеты, в основном привлекают респондентов, при этом в лидирующих позициях находятся такие сюжеты как, «юмористические сюжеты, поднимающие настроение», «эстетически привлекательные сюжеты (как фильм)», а затем « описывающие правдивую информацию о товаре», что подтверждает гипотезу, о формировании у студентов таких ценностей как гедонизм и утилитаризм. Среди сюжетов, которые не привлекают студентов, в лидирующих позициях оказались такие сюжеты, как «с образом счастливой семьи/детские лица», «с участием успешных и модных людей» и «внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами». Данные результаты свидетельствуют о противоречии  выбора студентами приоритетной ценности «семья».

Информация о работе Методологии и методики социологического исследования