ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучаемой темы.
В современной России происходит процесс
демократизации общественной жизни. Основная
цель изменения российского социума заключается
в том, чтобы создать необходимые условия
для его постепенного органического соединения
в общее русло мирового постиндустриального
развития. В наше время становится все
более очевидным, что методы, несущие революционное
решение социального прогресса, исчерпали
себя. Более того, они несут в себе угрозу
тяжелых конфликтов, как международных,
так и в рамках одной общины.
Большое влияние на общественно-политическую
мысль своего времени, оказали идеи Г.Спенсера.
Своей уникальной научной эрудицией, убежденностью
в непреодолимости закономерностей социальной
эволюции и историческом возвышении гражданского
статуса человека, нравственной личности,
разработкой конкретных поисковых социологических
технологий Г.Спенсер внес существенный
вклад в становление и развитие социологии.
Его творческое наследие составили труды,
включающие в себя: «Основные начала»
(1862), «Основная биология» (1864-1867), «Основная
психология» (1870-1872), трехтомный труд «Основная
социология» (1876-1896), «Грехи законодателей»
(1884), «Основание этики» (1879-1893), Социология,
как предмет изучения»(1903).
Его теоретические подходы в области
форм механизмов управления, не утратили
значимость и в наше время. Между тем, специальному
исследованию социологических идей Г.Спенсера
в последние годы не подвергались в России.
Этим и обусловлена актуальность предлагаемой
работы.
Цель и задачи исследования.
Целью курсовой работы является объяснение
современных процессов в сфере управления
через призму социологических идей Г.Спенсера.
Для достижения поставленной цели решаются
следующие задачи:
-анализ формирования мировоззрения
Спенсера; социальных, естественнонаучных
и идейно-политических.
-анализ проблемы власти через
труды Г.Спенсера.
-анализ преломлений теорий управления
классика в современном российском
обществе
Объектом исследования выступает научное творчество
Спенсера, его теоретические разработки
о процессах в сфере управления.
Предметом исследования является преломление этих
теорий в современном обществе.
1 ГЛАВА. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ГЕРБЕРА СПЕНСЕРА
Герберт Спенсер -
английский философ и социолог, один из
родоначальников позитивной социологии1. Его взгляды сформировались
под влиянием идей Ч. Дарвина2. В свете эволюционно-органического
подхода главной задачей индивидов являлось
самосохранение и адаптация к социальным
системам. Согласно Спенсеру, своеобразие
социальных макроорганизмов заключается
в том, что каждый из них состоит из определенного
количества относительно автономных элементов
и этим отличается от биологических организмов.
Данное обстоятельство рождало важное
требование, суть которого заключалась
в том, что социальная система не должна
поглощать и растворять в себе отдельную
личность.
Спенсер в целом
не настаивал на необратимости развития
общества над предопределенным этапам.
Наоборот, он придерживался мнения, что
они развиваются как ответ на их социальное
и естественные, природное окружение.
Человек становится
социальным существом в ходе длительной
эволюции первобытных сообществ в надорганические
социальные системы. Спенсер считает численный
рост популяции, потребовавшийся для выживания
и приспособления социальной организации,
которая в свою очередь способствовала
бы выработке и развитию социальных чувств,
интеллекта, трудовых навыков.
Эволюционная
теория Спенсера благодаря включению
в нее факторов застоя и
регресса становится, несомненно, более
гибкой, хотя и теряет свою
цельность. Спенсер, особенно в ранних
своих работах, изображает процесс эволюции
неослабевающим, неизменным и постоянно
присутствующим.
Г. Спенсер родился 27 апреля
1820 года в Англии. Получив техническое
образование, он почти десять лет проработал
инженером на железной дороге. В свободное
от работы время Спенсер продолжил самообразование
и начал публиковать научные работы. В
1848 году он становится редактором журнала
«Экономист», в котором публикует ряд
своих работ. Так началась его карьера
как ученого. Однако Спенсер никогда
не защищал диссертаций и не имел ученых
степеней. Особый интерес для Спенсера
представляло сравнительно-историческое
изучение стадий развития различных обществ.
Результатом чего стало многотомное исследование,
как древних, так и современных ему обществ.
Среди других наиболее известных работ
ученого: «Социальная статика», «Синтетическая
философия», трехтомный труд «Принципы
социологии», «Изучение социологии», «Грехи
законодателей», “Личность и государство”,
«Принципы этики». Спенсер подобно О. Конту3 был очень трудным человеком
для окружающих. Ч. Дарвин упрекал его
в нежелании читать труды других исследователей.
Сам Спенсер по этому поводу говорил: «Всю
мою жизнь я был мыслителем, а не читателем».
Это, несомненно, сказалось на характере
ряда высказанных идей ученого. Некоторые
из них столь радикальны, что не могут
быть приемлемы современными социологами.
Умер Г. Спенсер 8 декабря
1903 г.
1.1 ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИОЛОГИ
По словам Г. Спенсера, социология
есть наука об «изучении структурных и
функциональных изменений, которые проходят
общества». По существу ученый предопределил
зарождение и становление структурного
функционализма4 в социологии. В принципе Спенсер
воспринял позитивизм О. Конта. Однако
противоположность Конту он сделал акцент
не на использовании достижений физики,
но, прежде всего, биологии и психологии.
Так, ученый исходил из того, что все социальные
действия, в конечном счете, детерминированы
основными биологическими законами, которые
предопределяют жизнь и поведение людей.
По его мнению, биологические и социальные
организмы развиваются по общим принципам,
что проявляется в тенденциях их развития,
в характере взаимовлияния структур и
функций. Из психологии Спенсер взял постулат
о том, что процесс обучения индивида одновременно
способствует развитию контроля над его
чувствами и желаниями.
На этом основании ученый делает
вывод, подтверждая его и эмпирическими
данными, о том, что современные люди более
альтруисты, чем люди, жившие в примитивных
обществах. Социолог особо изучал пристрастия,
которые невольно могут проявляться при
проведении эмпирических исследований.
В частности, он отмечал, что пристрастие
может быть вызвано следующими факторами:
образованием, патриотизмом (или антипатриотизмом),
социальным положением исследователя,
политическими предпочтениями, религиозными
взглядами. В этой связи Спенсер сформулировал
и обосновал, по его мнению, основополагающий
принцип социологии – «свободы от оценочных
суждений», который предполагал разделение
того, что есть в действительности, что
подтверждается фактами и может быть эмпирически
перепроверено другими исследователями,
от того, что желательно с позиций социальных
групп, политических движений или религиозных
(идеологических) воззрений. С момента
своего возникновения социология формировалась
как ценностно-нейтральная наука.
Последователи Спенсера исходили
из того, что ученые-социологи должны быть
беспристрастными исследователями, т.е.
независимыми от каких-либо идеологических
или моральных соображений. За этот принцип
до сих пор ратует большинство социологов,
видя в нем залог научной объективности,
беспристрастного изучения социальных
и культурных предметов.
1.2 ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ТЕОРИИ СПЕНСЕРА
По мнению Спенсера, все элементы
Вселенной – неорганические, органические
и надорганические (социальные) эволюционируют
в единстве. Социология же призвана изучать,
прежде всего, надорганическую эволюцию,
которая проявляется в развитие обществ,
в количестве и характере разного рода
общественных структур, их функциях, в
том, на что собственно нацелена деятельность
политических, церковных, профессиональных,
обрядовых учреждений. Она исследует то,
как “постоянно накапливающиеся и усложняющиеся
надорганические продукты, вещественные
и духовные, образуют новый класс факторов,
которые становятся все более и более
влиятельными причинами изменений”5
По Спенсеру, эволюция предполагает
прогрессивное изменение, развивающееся
по трем направлениям:
1) менее связанные формы
общественной жизни становятся
более сцепленными, иными словами,
происходит их интеграция;
2) одновременно осуществляется
движение от однородности к
разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;
3) наконец, эволюция предполагает
движение от неупорядоченности
к порядку, от неопределенности
к определенности.
Через призму этих трех критериев
– интеграции, дифференциации и определенности
– Спенсер рассматривает эволюцию конкретных
обществ и их структур. Причем, по его мнению,
эволюция одновременно приводит к изменениям,
как в структурах, так и в их функциях.
Дифференциация структур, например,
сопровождается увеличивающейся дифференциацией
функций.
Так, на основе этих трех критериев
Спенсер выделяет четыре типа обществ.
“Общества могут быть распределены, прежде
всего, по степени их сложности,
– пишет он, – как простые, сложные,
двойной сложности и тройной сложности”6
Для простых обществ характерна
несвязность социальных реальностей (отношения
между дикарями, которые по существу ничем
не отличаются от отношений у животных).
Вторые – сложные общества,
в которые присутствует иерархическая
система управления, дифференцированная
социальная структура, разделение труда.
Третьи – общества двойной
сложности. Здесь в политической сфере
можно наблюдать более развитые и стабильные
правительства. Право отделяется от религии
и традиций: “…возникает собрание законов,
несомненно, человеческого происхождения;
хотя эти законы и обретают авторитет,
основанный на уважении к людям, издавшим
их, и к поколениям, одобрившим их, однако
они не имеют священного характера законов
божественного происхождения: закон человеческий
дифференцируется от закона божьего”7. Углубляется экономическое
разделение труда, что находит проявление
в росте сфер научного знаний, искусств
и т.д.
Четвертые – общества тройной
сложности. По Спенсеру, это наиболее развитые
современные страны мира, а также будущие
общества, в которых функции государства
сведены до “охраны членов общества от
возможности нанесения вреда друг другу,
причем здесь принимается во внимание
не только непосредственный вред, но и
вред отдаленный: всякое нарушение равенства”8.
В рамках данной классификации
Спенсер подразделяет общества на военные
и промышленные. По мере возрастания структурной
сложности общества, его военные характеристики
уступают место промышленным. Однако принципиально
важно подчеркнуть, что Спенсер не допускает
однолинейной эволюции от военного к промышленному
обществу. Социолог признает возможность
общественной регрессии – промышленное
общество может приобретать параметры
военного, особенно при международных
столкновениях. В военном обществе армия
и народ слиты воедино, для него характерен
тотальный контроль над индивидами, жесткая
социальная иерархия, принудительное
участие граждан в общественном производстве,
которые должны выполнять определенные
функциональные обязанности. Все социальные
структуры, задействованные в них люди,
подчинены, в конечном счете, выполнению
военных функциям общества: “Подобно
тому как воля солдата настолько подавляется,
что он во всех обстоятельствах является
простым исполнителем воли своего офицера,
так и воля гражданина во всех видах деятельности,
как общественной, так и частной, руководится
волею правительства” В промышленном
обществе структуры и функции более интегрированы,
дифференцированы и упорядочены. Принципиально
иная система социального контроля предполагает,
что люди более свободны в исполнении
социальных функций и лишь не должны делать
определенные вещи. Управление более децентрализовано
и демократично. Общественные отношения
основываются на “добровольной кооперации,
при котором взаимный обмен услугами не
имеет принудительного характера и ни
один индивид не подчиняется другому”9 промышленных обществах усиливается
социальная и профессиональная дифференциация
людей. Вместе с тем, “потребности промышленного
типа исключают возможность деспотически
контролирующего деятеля”10
Замечу, что в самых общих чертах
Спенсер поставил вопрос о непредвиденных
негативных последствиях, о латентных
(скрытых) функциях политической организации,
которая, с одной стороны, “прямо способствует
благосостоянию, удаляя те препятствия
для сотрудничества, которые возникают
из-за антагонизма индивидов”11. Однако, продолжает социолог,
с другой стороны, “организация предполагает
известные ограничения индивидов, и эти
ограничения могут достигнуть таких крайних
пределов, что сделаются хуже анархии
со всеми её бедствиями. Политический
контроль косвенно сопряжен с невыгодами
как для тех, в руках которых он находится,
так и для тех, над кем он практикуется”12
1.3 ЗАКОН ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ
ОБЩЕСТВА
В рамках эволюционной теории
Спенсер обосновывает закон детерминированности
общества усредненным
уровнем развития его членов, согласно
которому основополагающие структурно-функциональные
изменения происходят в обществе лишь
по мере того, как адекватные изменения
происходят в среднем уровне всестороннего
развития его членов. Иными словами, люди
в своей массе должны адекватно дорасти
до этих изменений в культурном, научном,
интеллектуальном, демократическом отношениях.
И особенно – в плане жизни в условиях
большей интеграции и дифференциации
социальных структур, большей упорядоченности
общественных отношений посредством неукоснительного
следования законам. Также адекватно должна
измениться природа человека в направлении
смягчения нравов. Закон выживания сильнейших
и лучших. Спенсер распространял его не
только на отдельных индивидов, но на общества
в целом, их структуры и функции. Так, индустриальное
общество как более совершенное приходит
на смену военному. Социолог приводит
многочисленные эмпирические свидетельства
тому, что моногамная семья заменила полигамные
формы брака именно благодаря утверждению
более совершенных отношений между мужчиной
и женщиной, между родителями и детьми.
2 ГЛАВА. ПРОБЛЕМА
ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ СПЕНСЕРА
«Говорят, что человек
состоит из беззаконий и
зачат в грехе. Правда это
или нет, сказать трудно, но несомненно,
что правительство создано для насилия
и с помощью насилия»13
Спенсер абсолютно скептическое имел
отношение к законам правительства и законотворчеству:
"Закон, приложенный к столь сложному
механизму, как общество, редко или даже
почти никогда не производит того прямого
эффекта, которого ожидали и непременно
производит косвенный эффект".14
Взгляды Спенсера на государство и личность
основывались на идее справедливости,
где он различал два элемента: