Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3

ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.

Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5

Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7

ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.

2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17

2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21

2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24

Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_Neli_Shpakovoy.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

     Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я —дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагога часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях [2, с. 16-21].

Таким образом, педагогов с семьёй с использованием различных форм и методов работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения, а также способствует ликвидации педагогической неграмотности родителей.

Вывод по главе 1:

 

    Таким образом, эффективность взаимодействия педагогов с родителями, воспитывающими ребенка с особенностями в развитии, зависит от их педагогических подходов, личностного и профессионального самосознания, накопленного опыта и др.. Поэтому подготовка специалистов к данному процессу предусматривает, прежде всего, их личностный и профессиональный рост, самосовершенствование, педагогическое творчество, поиск наиболее целесообразных форм и методов работы с семьёй. Взаимодействие с использованием различных нетрадиционных форм и методов работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения, а также способствует ликвидации педагогической неграмотности родителей.

Первопричина непонимания между родителями и педагогами кроется в том, что родители воспринимают ситуацию с их ребенком в большей степени на чувственно-эмоциональном уровне, педагоги же подходят к этому вопросу с профессионально-практической точки зрения. По причине различного восприятия ситуации педагоги в первую очередь должны постараться посмотреть на свою деятельность с позиций родителей, а именно – на чувственно-эмоциональном уровне. педагоги должны также дать понять родителям, что они точно также как и родители воспринимают проблему воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития.

При этом обязательно необходимо испытывать искренность, открытость и уважение по отношению к родителям воспитывающим детей с особенностями в развитии. Необходимо создать атмосферу взаимодоверия, и создать такую атмосферу следует  осторожно и постепенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями в практику.

2.1. Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа была проведена в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Чериковского района. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей - экспериментальная и контрольная - по 10 родителей в каждой группе.

В период констатирующего этапа работа велась с мая 2007года по август этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Выяснялся понятийный аппарат исследования, формулировался аппарат исследования.

Опытно-экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР). Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, на которых выступает социальный педагог, также проводятся анкетирования, консультации, развлечения.

Затем мы провели анкетирование родителей. Содержание анкеты и результаты анкетирования родителей контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 1-2.

Таблица 1

Ответы родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число  
ответов

1. Какие формы работы для вас наиболее приемлемы?

Индивидуальные

9

Групповые

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли  Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

4

Не читаю

5

3. Из каких источников вы получаете информацию по развитию, воспитанию ребенка с особенностями в развитии?

От специалистов ЦКРОиР

4

СМИ

1

Книги, журналы

3

От других родителей

2

4. В каких формах  Вы хотели бы получать информацию об особенностях своих детей?

На родительских собраниях

5

В индивидуальных беседах со специалистами

5

На занятиях, в игровой форме

0

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли  Вы участвовать в работе с  детьми Вашей группы?

Да

2

Нет

8

Информация о работе Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития