Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
Лучше всего подключать к игре братьев и сестер. Если же возникает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка, то «навязывать» его им не рекомендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, нужно искать другие варианты и подходы.
Опыт учит, что преодолеть имеющиеся у ребенка недостатки одновременно невозможно.
Если ребенку, например, мешает чувство страха, то необходима коррекционная работа.
В практике семейного воспитания исторически сложилась два типа отношений между родителями и детьми: соподчинения и сотрудничество.
Соподчинение – «Я взрослый, ребенок – маленький, я знаю, как жить, он не знает, я его веду за собой». Однако ребенок не всегда понимает эти благородные стремления и начинает сопротивляться. Отсюда возникает авторитарный стиль воспитания.
Тактика диктата и опеки, с мнением детей не считаются, любая инициатива рассматривается как акт своеволия, устанавливается жесткий контроль.
Личность ребенка деформируется. Ребенок растет робким, не инициативным.
Демократический стиль.
Включает отношения – сотрудничества. Сотрудничать - значит уважать, ценить. Стремление взрослого решать все вопросы совместно с ребенком. Демократический стиль, создает наиболее благоприятные условия для развития личности.
Жизнь преподносит немало примеров, когда люди благодаря упорному труду и несгибаемой воли частично или полностью побеждали свой недуг, изначально считавшимися безнадежными.
1961 г. – Скороходова успешно защитила диссертацию на тему «Как я воспринимаю окружающий мир» слепоглухонемая.
1994 г. – Суворов – кандидатская
диссертация по проблеме
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в общении с ребенком, их можно преодолеть или смягчить, если родители овладевают навыками управления своими чувствами, мыслями, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в семьях.
Приложение № 7:
Буклеты для родителей
Коррекционно – развивающие игры в домашних условиях
«Я — музыкант»
Привлечение внимания к
Дети любят стучать ложкой о какой-нибудь предмет. Дайте вашему ребенку деревянную ложку и покажите ему, как ею можно ударять по разным предметам. Спросите: «Ты умеешь стучать ложкой?», а когда он сделает это, похвалите его. Когда начнет стучать, напевайте ему знакомую песенку, хлопайте в ладоши и улыбайтесь.
«Рвем, гнем, мнем»
Развитие мелкой моторики рук, обогащение зрительно-осязательного опыта.
Подберите разные виды бумаги: писчую, белую и цветную бумагу, фольгу и т.д. Сомните кусочек бумаги в своей руке. Дайте эту же бумагу ребенку и попросите его сделать то же самое. Если малышу будет трудно или он не поймет, о чем его просят, возьмите его руки в свои и сомните бумагу. Проделывайте эти действия с бумагой разной фактуры. Привлеките внимание ребенка к звуку, который издает бумага при сминании. Научите ребенка бросать смятую бумагу в корзинку.
«Где игрушка?»
Развитие мелкой моторики рук, тактильная стимуляция.
Заверните маленькую игрушку в цветную бумагу. Покажите ребенку завернутую игрушку и попросите ее развернуть. Для малыша, имеющего моторные затруднения, это достаточно сложное, но вполне выполнимое задание. Шорох бумаги может взволновать его даже больше, чем сама игрушка. Возьмите игрушку, которую уже развернул ребенок, и заверните ее у него на глазах в другую бумагу. Пусть он опять развернет игрушку.
Используйте в игре разную бумагу: фольгу, цветную бумагу, салфетку и т.д.
«Сколько звуков!»
Обогащение ребенка сенсорными впечатлениями.
Положите в несколько баночек из-под фотопленки предметы, которые при встряхивании баночки будут производить различные звуки (пуговицы, ракушки, камушки, сухой горох, пшено, рис, монетки и т.д.).
Обязательно убедитесь, что баночки плотно закрыты и ребенок не сможет снять крышку и взять содержимое в рот.
Покажите ребенку, как можно трясти баночку и прислушиваться к шуму. Отдайте ему баночку и, держа его руку в своих руках, встряхивайте баночку, приговаривая: «Тряси, тряси, тряси!» Предложите малышу потрясти все баночки, каждый раз привлекая внимание к звукам.
Возьмите две баночки, издающие контрастные звуки. Потрясите баночку с нежным звуком и скажите: «Тихо, тихо». После этого потрясите баночку с сильным звуком и скажите: «Громко, громко».
Удерживая баночки в руках, ребенок почувствует, что одни из них более легкие, другие — тяжелые.
«Узнай игрушку»
Различение неречевых звуков.
Возьмите 2—3 хорошо знакомые ребенку игрушки, издающие звуки (погремушку, свистульку, бубен). Поговорите о каждой игрушке отдельно, обращая внимание на издаваемый ею звук. После этого закройте глаза малышу и предложите узнать предмет по звуку.
«Найди пару»
Обогащение ребенка впечатлениями, нахождение парных предметов.
Соберите несколько пар обуви разного размера (обувь должна быть чистой). Возьмите один ботинок, а остальные отложите в сторону. Дайте выбранный ботинок ребенку и попросите его найти такой же. Если с первого раза малышу будет трудно справиться с заданием, помогите ему. Во время игры обратите его внимание на цвет ботинка, его размер, наличие шнурков.
«Яблочки»
Фиксация внимания ребенка на цвете, обучение группировке однородных предметов по цвету.
Дайте ребенку сумку с красными и зелеными яблоками. Попросите его вынимать яблоки по одному. Называйте цвет всякий раз, когда ребенок достает яблоко из сумки. Когда он достанет все яблоки, попросите его разложить их на две кучки по цвету.
Когда ребенок научится без ошибок сортировать яблоки двух цветов, можно постепенно добавить яблоки другого цвета.
Приложение № 8:
Материалы и оборудование: шары, мягкая игрушка «медвежонок», корзины для мячей, мячи, большой конструктор, магнитофон.
Задачи: Создание праздничной атмосферы. Развитие коммуникативных навыков средствами игры.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, уважаемые родители, коллеги, дорогие дети! Очень рады мы вас приветствовать в нашем уютном доме. От всей души хочу вас поздравить с праздником Знаний – 1 сентября! Хочется пожелать вам крепкого здоровья, радости, семейного благополучия, успехов во всех делах, а также терпения, взаимопонимания и милосердия к вашим близким и окружающим людям. (краткие выступления директора ЦКРОиР, завуча ЦКРОиР, представителя РОО)
Ведущий: Основной формой обучения и воспитания в нашем Центре является игра. Вот и сегодня мы все вместе и дети, и родители, и педагоги поиграем, но вначале нужно познакомится с новыми друзьями.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: Знакомство с новыми детьми. Сплочение детского коллектива.
(Ведущий, с помощью мягкой игрушки
«Медвежонок» предлагает со
Ведущий: А теперь, ребята, посмотрим, какие мы меткие.
Игра «Попади в корзину» Цель: Сплочение детей с ОПФР в коллектив. Создание положительной эмоциональной обстановки.
Ведущий: Медвежонку так понравилось, как вы играете, он решил вас угостить и поиграть с вами в игру «Волшебный мешочек».
Цель: Сформулировать интерес к игре; демонстрация знаний детей с ТМНР о названиях предметов. (Ребенок, достав предмет из мешочка, называет его, и, говорит о его назначении, например: машина едет и др. Ведущий дает конфету за ответ, обыгрывая ситуацию «Медвежонок угощает умницу Свету и т.д.).
Ведущий: Хорошо играли дети, теперь взрослые под музыку поиграют, а ребята им похлопают.
Этот шарик так хорош,
Лучше просто не найдешь!
Ведущий: Сегодня ребята пришли в страну Знаний. Вместе с мамой будете строить дорожки в страну Знаний. (Условие: по цвету собирают дорожки из конструктора)
Ведущий: Мы играли, вселились и теперь на память о нашем чудесном празднике 1 сентября, сложим красивый цветок из лепестков «вашего настроения». Еще раз поздравляем с 1 сентября. Желаем успеха и хорошего настроения на весь учебный год. Приглашаем на сладкий стол!
Приложение № 9:
Новогодний праздник
«Играем, веселимся с Дедушкой Морозом».
Материалы и оборудование: новогодняя, украшенная игрушками елка; костюмы лисы; Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика, мешок с подарками; детские погремушки (4-5 шт.); маски сказочных героев для детей, магнитофон.
Задачи: Создание праздничной атмосферы в группе детей и взрослых. Формирование навыков общения у детей с ТМНР в социокультурной среде.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые и дорогие дети! Посмотрите, ребята, в окошко:
Какая чудесная зима пришла к нам! Снежок летит белый-белый, деревья и кусты принарядились в белые шубки.
Пришла к нам красавица-зима. А кто нам расскажет, что бывает зимой? (ответы детей: идет снег, дети катаются на санках и др.). А еще приходит праздник Новогодний.
Ведущий: Здравствуй, здравствуй, елочка,
Здравствуй, Новый год!
Каждый пусть у елочки
Спляшет и споет.
(мини-концерт волонтеров из школ)
После концерта стук в дверь.
Ведущий: Ребята, кто это к нам стучится? Давайте посмотрим … (появляется лиса)
Лиса: Я лисичка, хвостик рыжий,
Встану к елочке поближе.
Вы меня не бойтесь, детки,
Я сегодня так добра!
Никого из вас не трону,
Веселиться к вам пришла,
Погремушки принесла.
(проводит игру «Погремушки» с детьми с ТМНР)
«Шумовой оркестр»
Ведущий: Всем нам очень хорошо,
Весело сегодня,
Потому что к нам пришел
Праздник новогодний!
Праздник у нас, а Снегурочки все нет. Да и елочка без нее не горит. Давайте ее поищем. Лисонька, ищи Снегурочку!
(звучит спокойная музыка)
Лиса: Ах, вот она, наша Снегурочка!
Снегурочка: Здравствуйте, ребятки! Вы пришли позвать меня к себе на елку?
Ведущий: Пойдем к нам в гости, Снегурочка. У нас без тебя елочка не зажигается.
Снегурочка: Без Деда Мороза елочку зажечь не могу. Лучше, ребята, пока едет к нам Дед Мороз, мы с вами проведем игру «Слепим Снеговика!».
Дети под руководством Снегурочки из кругов белого цвета слаживают двух Снеговиков.
Ведущий: Какие красивые Снеговики получились!
(звучит задорная музыка, появляется Снеговик)
Снеговик: Я, ребята, Снеговик
К снегу, холоду привык,
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа – тут морковка,
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.
Дали в руки мне метелку –
Только в этом мало толку!
Мне признаться надоело,