Основные проблемы развития и создания социального российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МИТСИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследований социального государства  определяют не только вытекающие из них  важные политические последствия, но и  их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального  государства, конкретной государственной  социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все  это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

     В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.

     Политические  аспекты феномена социального государства  еще недостаточно изучены. Среди  активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация - социальное государство.

     Социальное  обеспечение является средством, которое  использует социальное государство, чтобы  противостоять таким превратностям  судьбы, как социальное неравенство.

     Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что  социальная политика Российской Федерации  «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека». Социальная политика Российского государства не исчерпывается  названными в статье 7 Конституции  РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе  бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные  выплаты и т. д.

     Цель  данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального  государства в России.

     Задачи  исследования:

     1. Раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;

     2. Дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;

     3. Исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

     Объект исследования - Российская Федерация как государство социальное.

     Предмет исследования – проблемы расцвета российского социального государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Понятие, признаки и функции  социального  государства.
 

     Социальное  государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому  статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических  и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Конституция РФ провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

       а) охранять труд и здоровье  людей;

       б) устанавливать минимальный  гарантированный размер оплаты труда;

       в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

       г) развивать систему социальных  служб; 

     д) устанавливать государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Разработка  широкого круга проблем, связанных  с исследованием теории и практики социального государства, выявление  и показ особенностей и проблем  его формирования в современной  России приобретают несомненную  научную актуальность.

     Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального  государства является обеспечение  защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

     Современное социальное государство – это  институт, направленный на организацию  достойной жизни и развития всего  обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами[2].

     Социальным  может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором  механизмы господства права уже  достаточно развиты.

     С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления  либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства  и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики формируются новые представления  о социальном государстве как  механизме снятия противоречий между  законами рынка и социальными  целями.

     В отличие от государства всеобщего  благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано  на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное  рыночное хозяйство.

     Начавшийся  в середине 90-х этап развития социального  государства можно обозначить как  этап либерального социального государства.

     Таким образом, анализ представлений о  социальном государстве позволяет  представить следующую периодизацию его развития:

     - первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;

     - второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального государства;

       - третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;

     - четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия;

       - пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

     - шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

     На  современном этапе развития российского  общества фундаментальными предпосылками  формирования социального государства  являются: наличие мощного государственного сектора в экономике, сильные  позиции государства в управлении обществом, свободная рыночная экономика, частная собственность на средства производства, классовая структура  общества. К предпосылкам создания социального государства также  можно отнести конституционное  закрепление принципа социального  государства, основных социальных прав граждан и недавний опыт активной социальной политики социалистического  государства.

  Признаки социального  государства

     Становление социального государства - это процесс  не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий  «человеческого» измерения.

     Выделяют  следующие признаки социального  государства:

       -  Демократическая организация государственной власти.

       - Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

       - Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

     - Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

     - Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

     - Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

     - Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

     - Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

        а) достойных условий существования;

        б) социальной защищенности;

        в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

     - Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

     - Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

     В последнее время многие авторы в  качестве устойчивого признака социального  государства называют наличие в  нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных  образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его  рядовые свойства.

  Функции социального государства

     Говоря  о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие  обстоятельства:

     а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

     б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток  его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как  бы преломляются через призму целей  и задач социального государства, и в этом плане можно вести  речь о наличии у него общей  социальной функции (общем социальном назначении);

     в) в рамках общей социальной функции  можно выделить специфические направления  деятельности социального государства - специфические функции.

     К последним, в частности, относятся:

     1. поддержка социально незащищенных  категорий населения;

     2. охрана труда и здоровья людей;

     3. поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства;

     4. сглаживание социального неравенства  путем перераспределения доходов  между различными социальными  слоями через налогообложение,  государственный бюджет, специальные  социальные программы;

     5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления  налоговых льгот предпринимательским  структурам, осуществляющим благотворительную  деятельность);

     6. финансирование и поддержка фундаментальных  научных исследований и культурных  программ;

     7. борьба с безработицей, обеспечение  трудовой занятости населения,  выплата пособий по безработице;

     8. поиск баланса между свободной  рыночной экономикой и мерой  воздействия государства на ее  развитие с целью обеспечения  достойной жизни всех граждан;

     9. участие в реализации межгосударственных  экологических, культурных и социальных  программ, решение общечеловеческих  проблем;

     10. забота о сохранении мира в  обществе.

     Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. 

Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства