Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа
Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Факультет искусства и архитектуры
Кафедра социально-культурной деятельности и актерского искусства
Симаченко Алеся Юрьевна
Особенности постановки семейных конкурсных программ.
(на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)
(квалификационная выпускная работа)
Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность
Научный руководитель:
Пр. Максимова Л. Н.
Тирасполь, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Современный социум создаёт чрезвычайно напряжённую ситуацию для развития семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности отечественной культуры.
Стабильность государства зависит от прочности семей и цивилизованности отношений в них. Государство стремится воплотить в жизнь основные направления государственной семейной политики. Это: создание и реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и обеспечение на основе эффективной реализации ее функций благоприятного психологического климата в семье; социализацию и адаптацию всех членов семьи. С целью позиционирования института семьи и брака, культуры супружески отношений и сохранения семьи 2008г. в России, а 2009 год в Приднестровье были объявлены Годом Семьи. Учреждения социально-культурной сферы являются составляющими и формирующими структурами государственного управления. Они занимают значимое место в реализации государственной семейной политики, а также в жизни, как отдельной семьи, так и всего социума.
В этой связи актуальным и закономерным становится обращение к осмыслению содержания досуга современной семьи, механизмов взаимодействия семьи и досуговых учреждений. От форм, методов, а главное целей работы УК зависит дальнейшее их место в жизни социума и их востребованность семьями, то есть всем населением республики. Особое внимание в деятельности УК следует уделять молодым семьям т.к. именно они во многом определяют будущее общества. В них рождаются и воспитываются дети, закладываются основы сознания, поведения, отношения к различным жизненным аспектам у подрастающего поколения.
Семья, будучи исторически обусловлена, не является застывшим образованием и претерпевает изменения в процессе общественного развития. Практика показывает, что досуговые интересы современной семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя формы семейного досуга. Понимание особенностей содержания досуговых интересов современной семьи является обязательным для успешного развития УК и востребованности их досуговых проектов в обществе. Актуализация в содержании деятельности УК ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.), способствует сохранению и развитию культурных традиций, росту социально-культурной активности семьи.
На основании
анализа ситуации в
Степень
научной разработанности
Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в исторических, социологических, педагогических, социально-культурных исследованиях. Ю.Г. Волков В.И. Добреньков В. Н. Нечипуренко А.В. Попов в книге «Социология» (2000г.) рассматривают семью как социальную группу, связанную узами родства, брака, живущую совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые предполагают, что главную роль в семье играют психологические связи.
Большее широкое определение семье дал современный социолог Энтони Гидденс, «Семья - это ячейка общества, состоящая из людей которые поддерживают друг друга социально, экономически, психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку»
О воспитательном потенциале семьи высказывались в педагогических трудах В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко в «Книге для родителей» пишет, что воспитание в семье это «процесс имеющий выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы для семьи и для семьи в целом». и др.
Проблемы взаимоотношений семьи и общества рассматривали отечественные социологи М. Мацковский, С. Голод, Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечепуренко, В.П.Стулов. НА (примере ПМР)
Досуговая
сфера семьи и ее роль в
развитии духовно-нравственных
Изучение досуговой активности современной семьи ведется в контексте теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды современных российских учёных А.И. Арнольдова, Л.А. Акимовой, Т.И. Баклановой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Г.Я. Никитиной, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Н.Ф. Талызиной, Г.Н. Филонова, Н.Н. Ярошенко и др. Авторы сходятся во мнениях, что досуг современной семьи может быть активным содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Семейный досуг должен оказывать развивающие воздействие: повышать образовательный общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое отчуждение. В диссертационных исследованиях И.В.Гребенникова, М.С.Демидова, ЛИ. Краевой, СГ. Крамаренко, Т.В. Лодкиной, В.И. Наумова, А.Я. Соболева, одновременно большое место отводится повышению педагогической культуры родителей.
В осмыслении феномена постиндустриальной цивилизации и ее влияния на трансформацию семейной досуговой культуры выделены философские исследования многих зарубежных (П. Дракера, Э. Гидденса, Д. Маклина, М. Уотерса, Р. Робертсона, Р. Ингельгарта, М. Кастельса) и российских социологов (Т.И. Заславской, И.С Кона, Г.Г. Силласте и др.).
Такой пристальный интерес к изучению проблем семьи связан с её ролью в развитии духовно-нравственных отношений поколений, что является важной составляющей процесса преемственности социокультурного опыта.
Так, автор Т.А.Куликова в книге «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (1999г.), рассматривает функции семьи; дает определение и подчеркивает восстановительную роль семейного досуга, которым каждый член семьи распоряжается по своему выбору и усмотрению и который накладывает свой отпечаток на все сферы деятельности семьи (быт, взаимоотношения, характер и содержания досуга) и является одной из важных предпосылок полноценного воспитания всех ее членов.
В работе « Как определить характер и уровень семейного досуга?» автор М.И. Болотова указывает на условия, определяющие уровень организации семейного досуга, а именно: наличие знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий, степени творческой активности включения в процесс, наличие устойчивых семейных традиций, значимости совместной деятельности. Наиболее важна в воспитании ребенка, по мнению автора, роль семейного досуг, который « приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности».
Обзор научной литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, достаточно полно освещается семья, как социальный институт воспитания;
во-вторых, за последние годы возросло число исследований и публикаций по социальной адаптации отдельных групп населения;
в-третьих, отсутствуют исследования по проблемам социокультурной адаптации семьи в условиях современной культурно-досуговой сферы, а разработаны только общие, методические подходы к решению подобных проблем;
Объектом исследования является деятельность УК по обеспечению досуговых интересов современной семьи.
Предметом исследования - конкурсные программы в деятельности УК по организации семейного досуга.
Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс
как форму КДП и определить
особенности постановки
Гипотеза исследования - состоит в том, что предметное изучение досуговых интересов современной семьи содействует организации семейного досуга в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и создания духовных ценностей, способствует социальной адаптации семьи, становится основой развития ее социально культурной активности, что, в конечном итоге, способствует повышению статуса института семьи в современном приднестровском обществе.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ. В процессе работы использовались: метод наблюдения, интервью, беседы с участниками КДП, руководителями творческих любительских коллективов, специалистами УК г. Тирасполя.
База исследования - ГДК г. Тирасполя.
Практическая значимость: материал исследования может быть применен специалистами учреждений культуры для организации семейного досуга во всех районах Приднестровья. Основные положения исследования по проблемам работы с семьей могут использоваться в лекционной работе среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, семинарских занятиях в училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности.
Сохранение государства напрямую зависит от самодостаточности семьи как социального института.
Одним из первых философов России, поднявший семейный вопрос на уровень отечественной философии, является Василий Васильевич Розанов, считавший, что прочным и целостным любое государство могут сделать единственно чистые и нравственные семейства. Он писал «…Если семья загнила или, точнее…. поставлена в нездоровое положение, - государство всегда будет лихорадить тысячею неопределенных заболеваний»
«Семья - основанная на браке или кровном родстве - малая социально-
психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Семья - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.».[10]
Именно семья является одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека. Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, основой государства и народа.
Именно поэтому в 1993 году 15 мая Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день Семьи, празднуемый с того дня - ежегодно. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, «когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи оказывается под угрозой».
8 июля 2008 года
учрежден праздник «День семьи,
В настоящее время институт семьи подвергается сложным испытаниям и трансформациям. Причин тому много - экономические трудности, падение общественной морали и разрушение традиций, изменение социальной роли семьи, ослабление её влияния, утрата ее ведущеё позиции в процессе социализации личности.
В связи с этим является необходимым всемерно содействовать укреплению (некогда могучему) института семьи. Ведь именно с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его личности, как гражданина. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики и, конечно, СКД. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания, включая её досуговую составляющую.