Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

      Во-первых, следует указать на аномальное  внутриутробное развитие в процессе  нежеланной беременности. Во-вторых, отмечаются глубокие и часто  необратимые воздействия на здоровье  и психику, приобретенные еще  до официальной потери семьи,  а в-третьих, приобретение отрицательного  социального опыта.

      Сиротство  как фактор разрушает эмоциональные  связи ребенка с окружающей  его социальной средой, с миром  взрослых и сверстников, развивающихся  в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные  нарушения физического, психологического  и социального развития.

      Самое драматическое  последствие «социального» сиротства  – это прямой вред здоровью, психологическому и социальному  развитию ребенка, лишившему попечения  родителей. До 60% контингента домов  ребенка составляют дети с  тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной  системы, относящиеся к 3-4 (наиболее  низким) группам здоровья. Почти  55% детей отстают в физическом  развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются  как практически здоровые [55].

      Во-первых, основная часть детей, содержащихся  в детских учреждениях, имеет  неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность  алкоголизмом, а в последние годы  и наркоманией; происходит постоянное  увеличение количества сирот,  страдающих врожденной психической  и неврологической патологией, именно  «отказные» дети чаще врожденные  физические и психические аномалии  как следствие   зачатия   партнерами   в   состоянии   алкогольного опьянения или использования  будущей матерью различных средств  для прерывания беременности. Кроме  того, дети, помещенные в детские  дома, перегружены психопатологической  наследственностью, в первую очередь  это умственная отсталость и  шизофрения.

      Во-вторых, вредным уже является само  вынашивания нежеланного ребенка  потенциальными «отказницами», бросающими  новорожденных в родильных домах.  Стрессогенное воздействие вынашивания  такой беременности приводит  к искажению жизненно важного  взаимодействия во время внутриутробного  развития между матерью и ребенком, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. У большинства будущих «отказниц»  во время беременности отмечаются  психические нарушения: истероформные  реакции, депрессивные состояния,  психовегетативные нарушения, обострение  психических, соматических, хронических  заболеваний. Важный патогенный  фактор – связанные с психическими  отклонениями нарушения поведения  таких беременных:

      - гиперактивность,  неудачные попытки прерывать  беременность,

злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и проч. Большинство  из

них оказываются не готовыми к родам, о чем свидетельствует  исключительно

высокий уровень недонашиваемое (37,5% по сравнению с 4,7% в общей

популяции), а также патологии  родовой деятельности (59,2%). Две трети

младенцев рождаются массой меньше трех килограммов. Признаки

морфофункциональной незрелости отмечаются почти у  половины доношенных. Клиническое выраженные мозговые повреждения  у новорожденных обнаружены в 43,7% случаев, 46,9%  младенцев сразу  после родов нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи  с тяжестью состояния (против 14,8% в  общей популяции новорожденных);

- недоношенность, малая масса и сопутствующие  им церебральные повреждения  часто приводят к нервно-психической  патологии у детей (в 47-60% случаев). Если к этому прибавить патогенное  влияние на психическое развитие  раннего разрыва с матерью  и неизбежно возникающей при  этом психической депривации  младенца, а также ту угрозу, которую  несет наследственный фактор  психологической патологии родителей,  то становиться очевидным, что  дети, рожденной от нежеланной  беременности, входят в группу  особого риска по психической  патологии, требуют чрезвычайного  внимания и интенсивной медико-социальной и психолого-педагогической профилактической помощи с младенчества.

      Третий патогенный  фактор, который проявляется у  более старших детей- сирот,  – комплекс социально-экономических,  педагогических и психологических  трудностей в бывших родительских  семьях. Для «социального» сиротства  типичны безнадзорность и гипоопека.  Большинство семей, где дети  лишены попечения родителей, характеризует  вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень,  неудовлетворительное питание, пьянство  родителей, аморальный образ жизни,  скандалы и драки в семье,  а также проживание с психически  тяжелобольными родственниками [8].

      В таких  семьях остро стоит проблема  жесткого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие), дети лишены родительской любви,  недоедают, не посещают организованные  детские коллективы, подвергаются  истязаниям, что приводит к уходу  из дома. Отсюда признаки сенсорной  и социальной депривации, отставание  в психическом развитии более  чем в двух третях случаев,  признаки мозговой дисфункции  с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной  деятельности, расторможенностью, эмоциональной  неустойчивостью, склонностью ко  лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими  реакциями.

      Четвертый  и, пожалуй, один из наиболее  мощных патогенных и дезадаптирующих  факторов для ребенка – сам  насильственный отрыв его от  родительской семьи и помещение  в интернатное учреждение. Главным  условием полноценного психоэмоцианального  развития ребенка является его  развитие в родительской семье  с соответствующей природе формирующегося  ребенка организацией жизни, с  присущим только биологической  семье уровнем общения с родными,  и особенно с матерью.

      Отрыв ребенка  от родителей способствует развитию  так называемых депривационных  психических расстройств, которые  тем тяжелей, чем раньше ребенок  оторван от матери и чем  длительнее воздействует на него  фактор этого отрыва. В раннем  детском возрасте депривация  приводит к характерным нарушениям  раннего развития (отставание в  общем и речевом развитии, недостаточное  развитие тонкой моторики и  мимики), в дальнейшем проявляются  и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднение при контакте) [24].

      В сиротские  учреждения из семей обычно  поступают дети, уже давно лишенные  родительского тепла, страдающие  от психической депривации. Прекращение  длительной депривации, а раннем  младенчестве приводит к очевидной  нормализации, но лишь во внешнем  поведении и в общих интеллектуальных  функциях, однако развитие речи  может быть задержано, даже  если депривация была прекращена  до 12-месячного возраста. В целом,  чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем нормальней  будет его последующее развитие, при этом менее обратимы нарушения  речи, мышления и способность  к длительным и сильным межличностным  привязанностям.

      Следовательно,  наиболее тяжелый след «социальное»  сиротство оставляет на психологическом  состоянии ребенка. Чем раньше  ребенок отрывается от родительской  семьи, чем дольше и в большей  изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации  по всем направлениям психического  развития. Основным приоритетным  дефектом оказывается задержка  и искажение интеллектуального  и личностного развития. Во многих  случаях воспитанники детских  домов не способны к обучению  по программе общеобразовательной  школы, тогда как в общей  детской популяции доля лиц  с задержанным психическим развитием  не превышает 8-10% [62].

       Вышесказанное  подтверждает тот факт, что число  лиц среди детей-сирот с физическими  и психическими недостатками  увеличивается, что, в свою  очередь, ведет к росту числа  детских домов и школ-интернатов  для детей-сирот с ограниченными  возможностями здоровья. В 2002 г. 40,6 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, воспитывались  в специальных (коррекционных)  образовательных учреждениях в  основном для умственно отсталых  детей. Кроме того, в учреждениях  Минтруда РФ в 150 детских домах-интернатах  для умственно отсталых детей  и 6 детских домах-интернатах для  детей с физическими недостатками  воспитываются еще 33,0 тыс. детей-инвалидов,  более половины из них –  сироты.

      Продолжает  увеличиваться число детей, оставшихся  без попечения родителей. Предоставим  немного статистических данных, свидетельствующих об угрожающем  обществу росте социального сиротства  как социального явления.

      В  2003г.  дете-сирот было 699,2 тыс., что на 4% больше, чем в 2002г. и на 12,4% меньше, чем в 2005-м свыше 40% из них  составляют дети, чьи родители  лишены родительских прав [21, с. 8].

      В 2004г.  у родителей, лишенных родительских  прав, было в целом отобрано 86,4 тыс. детей, что на 6,2% больше, чем  в 2003г. и на 21,1% меньше, чем в  2005г. В то же время, численность  детей, отобранных у родителей,  лишенных родительских прав, в  2004г. сократилась по сравнению  с предыдущим годом на 15,9%, составив 8,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2003г. Большинство  детей, оставшихся без попечения  родителей, в течение 2006г., были  переданы под опеку или усыновление.  Их численность в 2006г. составила  93,8%, или 87,8% от общего числа  детей, оставшихся без родительского  попечения. 28,2%  детей, оставшихся  в 2004г. без попечения родителей,  были устроены в дома ребенка,  детские дома, школы-интернаты для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, учреждения  социальной   защиты    населения    и иные учреждения    на    полное  государственное обеспечение  [12, с. 75].

      Увеличивается  число «круглых» сирот из-за  преждевременной смертности населения,  чаще всего из-за неестественных  причин. Если 5-7 лет назад доля  «круглых» сирот составляла примерно  5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в среднем составляет 15 %, а в некоторых регионах достигает 25-30%.

      Увеличивается  недееспособность родителей, в  том числе из-за психологических  заболеваний. В настоящее время  в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет; 13 тыс. - в 16 лет; 36,7 тыс. - в 17 лет. Удельный вес детей, чьи  матери не достигли совершеннолетия,  составляет в среднем 3,8% от  общего числа родившихся. В группе  неполных семей с несовершеннолетними  матерями отмечается высокий  уровень материнской депривации; около 1% всех новорожденных становятся  сиротами уже в первые дни  жизни вследствие отказа от  них матерей в роддомах.

      Увеличивается  число детей, рождающихся вне  брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около  470 тыс. детей остается без одного  из родителей. Увеличивается количество  детей, рожденных вне брака.  В 2005г. вне брака родилось 354 тыс. детей, почти 22 тыс. внебрачных  детей – у матерей, не достигших  совершеннолетия.

        Подводя  итог рассмотренному в данном  параграфе материалу, раскрывающему  сущность объекта нашего исследования, отметим, что  в научной литературе  и нормативных документах сущность  понятий «дети-сироты» и «дети,  ставшиеся без попечения родителей»  представлена без существенных  различий, поскольку их содержание  определено законодательно.

       В   результате  анализа литературы  были выявлены основные причины  сиротства в России, которые чаще  всего связаны с социальными,  медицинскими, личностными проблемами  людей и общества в целом.  Кроме того, в процессе изложения  материала мы отметили влияние   социального сиротства на физическое  и психическое состояние сироты. Анализ статистических данных  позволил сделать вывод о том,  что сиротство принимает год  от года угрожающие масштабы, что, в свою очередь, вызывает  необходимость изыскания новых  подходов в решении проблемы.

 

      1.2. Особенности  деятельности социального работника  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в  условиях

      детского  дома

      Ответственность  за жизнь и судьбу детей  в Российской Федерации  возлагается  не только на семью, родителей,  но и на другие специальные  институты, а также на государство  в целом.

      Дети, оставшиеся  без попечения родителей, подлежат  передаче на воспитание в семью  (на усыновление/удочерение, под  опеку/попечительство или в приемную  семью), а при отсутствии такой  возможности – в соответствующие  учреждения для детей-сирот или  детей, оставшихся без попечения  родителей. Следует отметить, что  законодательство отдает приоритет  именно семейным формам устройства  детей как наиболее отвечающим  потребностям ребенка и создающим  оптимальные условия для его  воспитания и развития.

      К учреждениям   для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, относятся  [42]:

 • образовательные  учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются)  дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей;

Информация о работе Отчет по практике в детском доме