Во-первых,
следует указать на аномальное
внутриутробное развитие в процессе
нежеланной беременности. Во-вторых,
отмечаются глубокие и часто
необратимые воздействия на здоровье
и психику, приобретенные еще
до официальной потери семьи,
а в-третьих, приобретение отрицательного
социального опыта.
Сиротство
как фактор разрушает эмоциональные
связи ребенка с окружающей
его социальной средой, с миром
взрослых и сверстников, развивающихся
в более благоприятных условиях,
и вызывает глубокие вторичные
нарушения физического, психологического
и социального развития.
Самое драматическое
последствие «социального» сиротства
– это прямой вред здоровью,
психологическому и социальному
развитию ребенка, лишившему попечения
родителей. До 60% контингента домов
ребенка составляют дети с
тяжелой хронической патологией,
преимущественно центральной нервной
системы, относящиеся к 3-4 (наиболее
низким) группам здоровья. Почти
55% детей отстают в физическом
развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются
как практически здоровые [55].
Во-первых,
основная часть детей, содержащихся
в детских учреждениях, имеет
неоспоримо негативную наследственность,
в частности наследственную отягощенность
алкоголизмом, а в последние годы
и наркоманией; происходит постоянное
увеличение количества сирот,
страдающих врожденной психической
и неврологической патологией, именно
«отказные» дети чаще врожденные
физические и психические аномалии
как следствие зачатия
партнерами в состоянии
алкогольного опьянения или использования
будущей матерью различных средств
для прерывания беременности. Кроме
того, дети, помещенные в детские
дома, перегружены психопатологической
наследственностью, в первую очередь
это умственная отсталость и
шизофрения.
Во-вторых,
вредным уже является само
вынашивания нежеланного ребенка
потенциальными «отказницами», бросающими
новорожденных в родильных домах.
Стрессогенное воздействие вынашивания
такой беременности приводит
к искажению жизненно важного
взаимодействия во время внутриутробного
развития между матерью и ребенком,
к нарушению сенсорных, обменных,
гуморальных связей между ними.
У большинства будущих «отказниц»
во время беременности отмечаются
психические нарушения: истероформные
реакции, депрессивные состояния,
психовегетативные нарушения, обострение
психических, соматических, хронических
заболеваний. Важный патогенный
фактор – связанные с психическими
отклонениями нарушения поведения
таких беременных:
- гиперактивность,
неудачные попытки прерывать
беременность,
злоупотребление курением, алкоголем,
наркотиками и проч. Большинство
из
них оказываются не готовыми
к родам, о чем свидетельствует
исключительно
высокий уровень недонашиваемое
(37,5% по сравнению с 4,7% в общей
популяции), а также патологии
родовой деятельности (59,2%). Две трети
младенцев рождаются массой
меньше трех килограммов. Признаки
морфофункциональной незрелости
отмечаются почти у половины доношенных.
Клиническое выраженные мозговые повреждения
у новорожденных обнаружены в 43,7%
случаев, 46,9% младенцев сразу
после родов нуждаются в реанимации
и интенсивной терапии в связи
с тяжестью состояния (против 14,8% в
общей популяции новорожденных);
- недоношенность,
малая масса и сопутствующие
им церебральные повреждения
часто приводят к нервно-психической
патологии у детей (в 47-60% случаев).
Если к этому прибавить патогенное
влияние на психическое развитие
раннего разрыва с матерью
и неизбежно возникающей при
этом психической депривации
младенца, а также ту угрозу, которую
несет наследственный фактор
психологической патологии родителей,
то становиться очевидным, что
дети, рожденной от нежеланной
беременности, входят в группу
особого риска по психической
патологии, требуют чрезвычайного
внимания и интенсивной медико-социальной и
психолого-педагогической профилактической
помощи с младенчества.
Третий патогенный
фактор, который проявляется у
более старших детей- сирот,
– комплекс социально-экономических,
педагогических и психологических
трудностей в бывших родительских
семьях. Для «социального» сиротства
типичны безнадзорность и гипоопека.
Большинство семей, где дети
лишены попечения родителей, характеризует
вопиющее социальное неблагополучие:
низкий материальный уровень,
неудовлетворительное питание, пьянство
родителей, аморальный образ жизни,
скандалы и драки в семье,
а также проживание с психически
тяжелобольными родственниками [8].
В таких
семьях остро стоит проблема
жесткого обращения с детьми (физическое,
сексуальное, эмоциональное насилие),
дети лишены родительской любви,
недоедают, не посещают организованные
детские коллективы, подвергаются
истязаниям, что приводит к уходу
из дома. Отсюда признаки сенсорной
и социальной депривации, отставание
в психическом развитии более
чем в двух третях случаев,
признаки мозговой дисфункции
с неврологическими расстройствами,
энурезом, нарушениями познавательной
деятельности, расторможенностью, эмоциональной
неустойчивостью, склонностью ко
лжи, патологическому фантазированию,
с выраженными невротическими
реакциями.
Четвертый
и, пожалуй, один из наиболее
мощных патогенных и дезадаптирующих
факторов для ребенка – сам
насильственный отрыв его от
родительской семьи и помещение
в интернатное учреждение. Главным
условием полноценного психоэмоцианального
развития ребенка является его
развитие в родительской семье
с соответствующей природе формирующегося
ребенка организацией жизни, с
присущим только биологической
семье уровнем общения с родными,
и особенно с матерью.
Отрыв ребенка
от родителей способствует развитию
так называемых депривационных
психических расстройств, которые
тем тяжелей, чем раньше ребенок
оторван от матери и чем
длительнее воздействует на него
фактор этого отрыва. В раннем
детском возрасте депривация
приводит к характерным нарушениям
раннего развития (отставание в
общем и речевом развитии, недостаточное
развитие тонкой моторики и
мимики), в дальнейшем проявляются
и эмоциональные нарушения в виде общей
сглаженности проявления чувств при нередкой
склонности к страхам и тревоге, поведенческие
отклонения (частые реакции активного
и пассивного протеста и отказа, недостаток
чувства дистанции в общении или, наоборот,
затруднение при контакте) [24].
В сиротские
учреждения из семей обычно
поступают дети, уже давно лишенные
родительского тепла, страдающие
от психической депривации. Прекращение
длительной депривации, а раннем
младенчестве приводит к очевидной
нормализации, но лишь во внешнем
поведении и в общих интеллектуальных
функциях, однако развитие речи
может быть задержано, даже
если депривация была прекращена
до 12-месячного возраста. В целом,
чем раньше младенца (до года)
избавят от депривации, тем нормальней
будет его последующее развитие,
при этом менее обратимы нарушения
речи, мышления и способность
к длительным и сильным межличностным
привязанностям.
Следовательно,
наиболее тяжелый след «социальное»
сиротство оставляет на психологическом
состоянии ребенка. Чем раньше
ребенок отрывается от родительской
семьи, чем дольше и в большей
изоляции он находится в учреждении,
тем более выражены деформации
по всем направлениям психического
развития. Основным приоритетным
дефектом оказывается задержка
и искажение интеллектуального
и личностного развития. Во многих
случаях воспитанники детских
домов не способны к обучению
по программе общеобразовательной
школы, тогда как в общей
детской популяции доля лиц
с задержанным психическим развитием
не превышает 8-10% [62].
Вышесказанное
подтверждает тот факт, что число
лиц среди детей-сирот с физическими
и психическими недостатками
увеличивается, что, в свою
очередь, ведет к росту числа
детских домов и школ-интернатов
для детей-сирот с ограниченными
возможностями здоровья. В 2002 г. 40,6
тыс. детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, воспитывались
в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях в
основном для умственно отсталых
детей. Кроме того, в учреждениях
Минтруда РФ в 150 детских домах-интернатах
для умственно отсталых детей
и 6 детских домах-интернатах для
детей с физическими недостатками
воспитываются еще 33,0 тыс. детей-инвалидов,
более половины из них –
сироты.
Продолжает
увеличиваться число детей, оставшихся
без попечения родителей. Предоставим
немного статистических данных,
свидетельствующих об угрожающем
обществу росте социального сиротства
как социального явления.
В 2003г.
дете-сирот было 699,2 тыс., что на 4%
больше, чем в 2002г. и на 12,4% меньше,
чем в 2005-м свыше 40% из них
составляют дети, чьи родители
лишены родительских прав [21, с. 8].
В 2004г.
у родителей, лишенных родительских
прав, было в целом отобрано 86,4
тыс. детей, что на 6,2% больше, чем
в 2003г. и на 21,1% меньше, чем в
2005г. В то же время, численность
детей, отобранных у родителей,
лишенных родительских прав, в
2004г. сократилась по сравнению
с предыдущим годом на 15,9%, составив
8,4 тыс. человек, что даже меньше
(на 2,4%), чем было в 2003г. Большинство
детей, оставшихся без попечения
родителей, в течение 2006г., были
переданы под опеку или усыновление.
Их численность в 2006г. составила
93,8%, или 87,8% от общего числа
детей, оставшихся без родительского
попечения. 28,2% детей, оставшихся
в 2004г. без попечения родителей,
были устроены в дома ребенка,
детские дома, школы-интернаты для
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, учреждения
социальной защиты населения
и иные учреждения на
полное государственное обеспечение
[12, с. 75].
Увеличивается
число «круглых» сирот из-за
преждевременной смертности населения,
чаще всего из-за неестественных
причин. Если 5-7 лет назад доля
«круглых» сирот составляла примерно
5% от общей численности детей-сирот, то
сегодня этот показатель в среднем составляет
15 %, а в некоторых регионах достигает 25-30%.
Увеличивается
недееспособность родителей, в
том числе из-за психологических
заболеваний. В настоящее время
в России ежегодно около 2,8
тыс. женщин рожают в возрасте
15 лет; 13 тыс. - в 16 лет; 36,7 тыс. - в 17
лет. Удельный вес детей, чьи
матери не достигли совершеннолетия,
составляет в среднем 3,8% от
общего числа родившихся. В группе
неполных семей с несовершеннолетними
матерями отмечается высокий
уровень материнской депривации;
около 1% всех новорожденных становятся
сиротами уже в первые дни
жизни вследствие отказа от
них матерей в роддомах.
Увеличивается
число детей, рождающихся вне
брака (28% от общего числа родившихся).
Ежегодно из-за разводов около
470 тыс. детей остается без одного
из родителей. Увеличивается количество
детей, рожденных вне брака.
В 2005г. вне брака родилось 354
тыс. детей, почти 22 тыс. внебрачных
детей – у матерей, не достигших
совершеннолетия.
Подводя
итог рассмотренному в данном
параграфе материалу, раскрывающему
сущность объекта нашего исследования,
отметим, что в научной литературе
и нормативных документах сущность
понятий «дети-сироты» и «дети,
ставшиеся без попечения родителей»
представлена без существенных
различий, поскольку их содержание
определено законодательно.
В
результате анализа литературы
были выявлены основные причины
сиротства в России, которые чаще
всего связаны с социальными,
медицинскими, личностными проблемами
людей и общества в целом.
Кроме того, в процессе изложения
материала мы отметили влияние
социального сиротства на физическое
и психическое состояние сироты.
Анализ статистических данных
позволил сделать вывод о том,
что сиротство принимает год
от года угрожающие масштабы,
что, в свою очередь, вызывает
необходимость изыскания новых
подходов в решении проблемы.
1.2. Особенности
деятельности социального работника
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, в
условиях
детского
дома
Ответственность
за жизнь и судьбу детей
в Российской Федерации возлагается
не только на семью, родителей,
но и на другие специальные
институты, а также на государство
в целом.
Дети, оставшиеся
без попечения родителей, подлежат
передаче на воспитание в семью
(на усыновление/удочерение, под
опеку/попечительство или в приемную
семью), а при отсутствии такой
возможности – в соответствующие
учреждения для детей-сирот или
детей, оставшихся без попечения
родителей. Следует отметить, что
законодательство отдает приоритет
именно семейным формам устройства
детей как наиболее отвечающим
потребностям ребенка и создающим
оптимальные условия для его
воспитания и развития.
К учреждениям
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, относятся
[42]:
• образовательные
учреждения, в которых содержатся
(обучаются и/или воспитываются)
дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей;