Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:10, контрольная работа
Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) так и внутренней. Методы педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.
Введение
Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) так и внутренней (например, комплекс неполноценности, либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность).
Методы педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.
I.Метод воспитания.
Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы педагогического воздействия и воспитания.
Педагогическое воздействие реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.
Целью речевого воздействия является:
1)ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2)изменить структурные отношения в системе установок, то есть вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3)изменить отношение человека, то есть произвести сдвиг мотивов.
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет
собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям
человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое (в состоянии гипноза);
2) в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;
3) при активном состоянии бодрствования человека.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и
отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация
отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого,
мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»)
снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.
Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
1)убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
2) должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажется, что оратор не
правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;
3) сравниваются установки
оратора и слушателя: если
ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.
В подобном случае наилучшей стратегией убеждения может стать такая: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства с взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение—метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.
Довод — это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация — логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.
По способу ведения доказательства бывают:
Распространенные ошибки доказательств:
1) подмена тезиса в ходе доказательства;
2)использование для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их
рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов;
3)опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство
ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя
логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие
«псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможен эффект бумеранга — убеждение приводит к результатам,
противоположным намерениям убеждающего.
Это происходит:
1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, и с самого начала оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции;
2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;
3) если воздействие осуществляется на фокальную установку.
Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается легче, доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к нему).
Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
II.Метод убеждения.
В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения, такие как информация, дискуссия и взаимное просвещение. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной службы мог осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через выработку собственных взглядов.
Информация — исходный метод убеждения — применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области. Информация очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота, общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей — непременные условия, которые обеспечивают успешность метода. Как правило, используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать,
прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда каждое новое положение связано с предыдущим, простоту и доступность информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.
Дискуссия — коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению ошибочных взглядов.
Наиболее типичной формой дискуссионного метода является диспут —
коллективное обсуждение заранее предложенной проблемы.
Подготовка и проведение диспута требуют от организатора решения ряда специфических задач:
1)выбора актуальной темы;
2)формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного ведущего;
3)установления четкого регламента и умелого оформления помещения.
Применение дискуссионного метода предполагает развитие доверительных отношений, взаимного уважения и доброжелательности, такта, умения принять чужую точку зрения.
Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения, который
обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В социальной практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и взаимопомощи. Подобные группы включают в себя пять-семь человек, живущих поблизости и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы, потребности и сообща решают их, помогая друг другу, опираясь на следующие принципы: коллективизм; «давать и получать»; опора на собственный опыт; отсутствие иерархии в группе; отсутствие ограничений во времени общения.
Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь,
взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного индивида, так и коллектива.
Важным социально-психологическим феноменом является подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.
Условия подражания:
1) наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания;
2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
3) ясность, выразительность, привлекательность образца;
4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
Информация о работе Педагогические методы применяемые в социальной защите