Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
2. Участники осознают, что злоупотребление спиртного в нашем обществе является распространенным явлением.
3. Ученики понимают
причины и следствия
- алкоголь доставляет приятное ощущение, улучшая самочувствие, на время заглушая душевную боль;
- помогает устанавливать
и поддерживать контакты
- алкоголь отвлекает от работы, учебы, решения насущных проблем;
- алкоголь разрушает здоровье, семью, дружбу, любовь и будущее.
4. Ученики обдумывают возможные последствия отказа злоупотреблением алкоголем в нескольких типичных ситуациях.
Вспомогательные материалы: пять комплектов черно- белых или цветных картинок, подготовленных учениками. Они должны представлять типичные ситуации, во время которых употребляют спиртное (например, на дискотеке, на вечеринке, на семейном торжестве, на стройке - рабочими; в парке- молодежью).
Методы: общая групповая работа.
Упражнение 4. Учащиеся и взрослые говорят: «Спасибо, нет!»
Время: 2-3 занятия по 45 минут, внеклассное анкетирование 1-2 часа.
Цели: ученики знакомятся с аргументами, которые можно использовать, отказываясь пить. Ученики проводят интервью.
Методы: дискуссия, интервью в различных кругах.
Вспомогательные материалы: магнитофон, диктофон.
Учитель предлагает классу провести дискуссию на тему: «Какими аргументами можно пользоваться, отказываясь пить спиртное в ситуациях, когда на ученика оказывают давление?»
Представленные классом аргументы записываются на доске, а потом на листочках, которые сохраняются как документ. Список можно дополнить, предлагая ученикам провести в школе ряд интервью среди сверстников. Это было бы хорошей подготовкой к следующему интервью, которые будут проводиться со взрослыми.
Затем предлагает ученикам, чтобы они провели интервью дома с родителями или другими взрослыми на тему: «Как взрослые в компании отказываются пить спиртное?». Можно организовать проведение группой учеников интервью по случайно встреченными на улице людьми. В такой ситуации был бы полезен магнитофон или диктофон, хотя и при их отсутствии, ученики успешно могут записать ответы на вопросы.
На следующих занятиях учащиеся представляют результаты исследований, используя список аргументов, предложенных взрослыми. Затем они сравнивают составленный ими раннее список аргументов с мотивировками, полученными при проведении интервью.
Учитель начинает дискуссию по следующим вопросам:
- какие аргументы встречаются в этих списках;
- что отличает оба списка;
- как молодые люди могут отказаться от распития спиртного в компании;
- какие аргументы представили
участвующие в интервью
- какие аргументы представили участвующие в интервью мужчины;
- какие способы отказа от злоупотребления алкоголя являются «женскими», а какие - «мужскими»;
- какие аргументы наиболее эффективны?
Конечно, таких вопросов
может быть и больше. Важно, чтобы
дискуссия проходила в
Упражнение 5. Отказ от алкоголя в группе сверстников
Время: около 45 минут.
Цели:
Вспомогательные материалы: специальная анкета предназначенная для каждого ученика.
Методы: дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.
Действующие лица: журналист, Павлик, отец Павлика, мать Павлика.
Журналист сообщает: «Вчера вечером в городскую больницу был доставлен 11-летний мальчик Павлик, обнаруженный в состоянии алкогольного опьянения в автобусе. К счастью, первый контакт мальчика с алкоголем не закончился трагически. Как это произошло?». Павлик рассказывает. Журналист обращается к матери Павлика: «А может быть Вы знаете причины вчерашнего «приключения» сына?». Мать Павла: « Мой сын немного ниже ростом его ровесников в классе. Быть может, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел понравиться друзьям? Вероятно, Павел хотел доказать, что он уже сильный мужчина?».
Журналист: «Конечно, здесь мы имеем дело с «неформальным» случаем. Но как это могло произойти?».
В этот момент подключается преподаватель: сначала давайте ответим на вопрос, как вел себя Павлик и его друзья? Если кто-то что-то делает, он вероятно, для этого существуют какие-либо причины. Давайте подумаем над ответом на вопрос: почему именно так вел себя Павлик и его друзья, а не иначе. Если каждый ответит самостоятельно на эти вопросы в анкете, которую он получил, то мы попробуем найти причины, по которым подростки злоупотребляют спиртным, а также определить, правильно ли запрещают подросткам употреблять алкоголь.
Упражнение 6. Пантомима «Нет, я не иду с вами»
Время: 2-3 занятия по 45 минут.
Цели: ученики подготавливают и разрабатывают короткие сценки пантомимы, разрабатывают жесты, выражающие предложение выпить и отказ от распития.
Вспомогательные материалы: подготовленные учениками реквизиты, сценарные заголовки.
Методы: исполнение ролей, дискуссия.
1.Подготовка игры. Весь класс следует поделить на небольшие (по 5 человек) группы. Заданием каждой группы будет подготовка небольшой немой сценки-пантомимы. Необходимо объяснить ученикам, что пантомима-представление без слов, в котором актеры выражают действие и чувства с помощью мимики, жестов и движений. Каждая группа должна подготовить, а потом сыграть сценку, в которой собирается группа людей и решает отметить встречу, употребляя пиво или вино в парке или в ресторане (здесь можно представить ученикам множество различных вариантов).
Один из членов группы с помощью мимики, жестов и движений показывает, что он отказывается от участия в распитии алкоголя. Все остальные оказывают на него давление, уговаривают его пойти с ними. Тут не так важно, какой будет конец сцены. Подготавливая пантомиму, ученики должны проявить свою сообразительность, воображение, подобрав какой-нибудь реквизит. Можно объявить ученикам, что особенно хорошо и оригинально подготовленные сценки будут отмечаться призами жюри, в состав которого войдут учитель и представители каждой группы. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики сами разделились на группы.
Важно также, чтобы было 4 вида таких групп:
- одни мальчики;
- одни девочки;
- одна девочка, которая
играла бы роль
- один мальчик, который играл бы роль отказывающегося от спиртного, а девочки - роль соблазнительниц.
2. Ход игры. Игра имеет 2 фазы: представление и дискуссия.
Фаза 1. Представление.
На занятиях каждая группа поочередно представляет свою сценку. Остальные стараются отгадать, какие причины отказа выражаются с помощью мимики, жестов и действий актерами, которые играют роль непьющих. Эти причины остальная часть класса записывает на листочках. После представления всех пантомим собирается жюри и объявляются результаты конкурса.
Фаза 2. Дискуссия.
Учитель собирает записи учеников и на их основе пишет на доске список причин отказа от употребления спиртного. Этот список в дальнейшем становится предметом дискуссии по следующим вопросам:
- какие причины чаще
всего разыгрывали «актеры» в
сценке пантомимы, изображая
- какие причины отказа
использовали девочки, когда
- какие причины отказа использовали мальчики, когда их уговаривали девочки?
- какие причины отказа
использовали девочки, когда
- какие причины отказа использовали мальчики, когда их уговаривали мальчики?
- в чем суть «мужских» причин отказа?
- в чем суть «женских» причин отказа от употребления алкоголя?
- могут ли быть еще
использованы какие-либо
- от чего зависит эффективность отказа от участия в алкогольных мероприятиях?
Вопросов, конечно, может быть и больше. Важно только, чтобы дискуссия была искренней, чтобы ученики без смущения могли изложить свои мнения.
Упражнение 7. Судебное разбирательство
Время: около 45 минут.
Цели: ученики знакомятся с принципами и процедурой судебного разбирательства.
Вспомогательные материалы: судебные реквизиты.
Методы: дидактическая игра.
Подготовка судебного процесса может стать для подростков возможностью обсуждения вопроса, посвященного употреблению алкоголя, возможностью знакомства с системой правосудия и законов, связанных с проблемами алкоголизма. План предусматривает распределение ролей между 12-20 учениками и воссоздание событий, связанных с правонарушением или преступлением, совершенным под воздействием алкоголя. Игра позволяет обсудить возможность применения наказания нарушителей как формы общественного контроля. В ходе инсценировки судебного разбирательства ученики имеют возможность познакомиться со специальными материалами, касающимися юридических вопросов, медицинских и уголовных проблем.
Упражнение 8. Ответ «Нет»
Время: около 45 минут.
Цели: учащиеся учатся говорить «нет» в различных ситуациях.
Методы: дидактическая игра в форме инсценировки.
1. Следует выбирать несколько ситуаций из представленных ниже или предложить свой сценарий. Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывают давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет. Остальные могут избрать роль сверстников, которые оказывают давление. Стоит обратить внимание на то, что сценка должна быть представлена в наиболее приближенной к действительности форме. Важно, чтобы каждый ученик мог побывать в такой ситуации и сказать «нет».
Твой друг представляет тебе:
- украсть несколько конфет;
- прогулять занятия;
- убежать из дома;
- выпить пиво;
- покурить;
- употреблять спиртное;
- списать контрольную работу;
- сделать кому –нибудь пакость.
Незнакомый взрослый человек уговаривает тебя:
- пойти прогуляться вместе с ним;
- выгородить его, сказав кому-то неправду;
- купить таблетки или другие лекарства;
- не слушаться родителей;
- рассказывать о себе.
Группа друзей хочет, чтобы:
- ты тихо ушел из дома и встретился с ними;
- ты украл для них образец контрольной работы;
- покурил с ними;
- ты попросил своего старшего брата купить им пива;
- ты с ними выпил;
- ты с ними употреблял наркотики.
2. После того, как все
представленные ситуации будут
сыграны, стоит похвалить
Упражнение 9.
Способы выпивки и
Время: 1-2 занятия.
Цели: ученики знакомятся с давними способами распития спиртного и с современными, анализируют способы распития спиртного раньше и в настоящее время в своих семьях.
Методы: интервью с родителями, обсуждение.