Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Для этого в Нижнебардымской школе директор и  заместитель директора по внеучебной работе организует и направляет деятельность кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе.

- Клубная       работа.   Организация       разнообразных       клубов      и профессиональное        методическое        обеспечение        их        может 
структурировать свободное время подростков, например подростковый клуб «Вдохновение», который существует на базе этой сельской школы.

- Дополнительное  образование (в частности факультативы  и т.п.), которое уменьшает запас свободного времени и увеличивает багаж знаний, который требует, не только времени, но и внимания подростков. Это можно увидеть на базе таких факультативов, как « Безопасное колесо» и «Счастливый английский».

- Развитие  физического потенциала подростков.  Создание спортивных секций, клубов, кружков (спортивная секция по понедельникам).

Заместитель директора  по внеучебной работе вместе с классными  руководителями, зная интересы, склонности и увлеченья подростка и помогает организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста развиваются для подростков конкретные групповые формы досуга. Учитывая, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом, классные руководители, всячески поощряет занятия в спортивных секциях, организовывает походы, спортивные состязания и другое.

 А также была  проведена анкета на выявление  факторов, которые непосредственно  влияют на подростка, злоупотребляющих алкоголем.  Результаты анкетирования показали, что большой процент составляет влияние окружения - около 62% учащихся, 22% учащихся отметили влияние семьи, а остальные 16% влияние школы. Это говорит о том, что окружение играет большую роль в жизни подростков. Это может быть как отрицательное влияние,  как в данном случае, так и положительным.            

Таким образом, можно  сказать, что в Нижнебардымской основной общеобразовательной школе первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков включает:

1. Воспитательную работу - это повышение культурного уровня в семьях, организация разумного использования досуга школьников и их родителей, развитие сети кружков и факультативов;

2.Валеологическое воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методами психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;

3. Коррекционную работу – занятия,   посвященные   развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления,   регулированию   стрессов,   осознанию   положительных   свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни.

Но единой системы деятельности по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков  в школе нет, все это носит разрозненный характер и поэтому предлагаем разработать программу для данной школы.

 

 

2.2. Рекомендации по разработке  программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)

 

Исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы показало, что отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения  - родителей, педагогов – не позволяет им зачастую оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку подросткам. Наша молодежь оказалась одинокой и психологически беспомощной из-за утраченных связей со старшими поколением. Профессиональные группы лиц, работающих с подростками, - учителя, школьные психологии и другие - также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со всеми подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить жизнь, требуется, во-первых, самими обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения других способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

В основе профилактической программы должно находиться изменение  поведения ребенка на более эффективную  форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Учащимся надо помочь осознать имеющиеся ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе формировать стратегии и навыки здорового поведения. Профилактика нарушений психического здоровья направлена на развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов.

Сюда же входит информация о действиях и последствиях употребления спиртных напитков, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях  к выздоровлению, связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными «сетями», стрессом и путями совладения с ними.

Школа имеют хорошие  условия для профилактической работы. Но важно, чтобы превентивная активность включала всех основных ЗДЛ учащегося – родителей, сверстников, кумиров и т.д.

В самом общем виде цель профилактической работы – интенсивное  развитие и саморазвитие учащихся в  позитивном направлении. Имеется в  виду развитие способности к успешному  прохождению этапов жизненного цикла. Этому может содействовать специальная программа позитивной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков.

В основе программы должны лежать два основных понятия: психическое  здоровье учащихся, связанное с особенностями  и стилем их жизни, и фомирующая его, оздоровительная среда. Она должна организовываться с учетом следующих компонентов:

1) приоритет здоровья: рассмотрение задачи укрепления  и развития психического здоровья  как основной задачи, решаемой в период обучения в школе; мониторинг здоровья;

2) приоритет физической  культуры и психической культуры;

3) оценка и стимуляция  динамики показателей здоровья, наравне с традиционными показателями  успеваемости;

4) введение специальных  коррекционных и интегрирующих  психику занятий;

5) формирование кадров, проводящих программу укрепления  психического здоровья, как из  числа педагогов, так и из  числа учащихся;

6) постепенная экспансия  школы во внешкольную среду  и свободное время учащихся  – расширение оздоровительной  среды. 

Оздоровительная среда должна быть создана и в самой школе, и во всех сферах жизнедеятельности учащихся.

Одно из важнейших  направлений школы должно быть приближение  характера функционирования школы  к модели функционирования семьи. Нельзя забывать, что школа – социальный институт, возникший в результате делегирования части семейных, а именно, родительских обучающих функций. Сегодня школа постепенно утратила родительскую функцию заботы о здоровье и превратилась в технологический образовательный конвейер с доминированием предметного обучения. Это, помимо прочего, делает необходимым еще одно важное направление – более тесное взаимодействие системы образования с родителями и другими членами семьи учащихся.

Перед началом составления  программы педагог должен четко  определить, почему необходима реализация данных мероприятий, что даст данная деятельность. А также  для успешного проведения антиалкогольной профилактики необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни подростков, склонных к употреблению алкоголя. Среди них могут быть следующие группы факторов:

1) Социально-психологические:

- неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также эмоционального контакта);

- неудовлетворительная социальная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

- психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погоня за развлечениями, авантюризм, избыточный конформизм, возбудимость, неустойчивость поведения).

2) Конституционально-психологические:

- наследственная отягощенность наркологическими заболеваниями.

3) Эпидемиологические и культурные:

- распространенность  алкоголизма в обществе, соответствующие традиции в семье, местности, регионе, стране.

Составление программы  важно начинать с определения  ее целей и задач. Соответственно, по данной проблеме, в Нижнебардымской основной общеобразовательной школе целью является содействие формированию у подростков здоровой, творческой, активной социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни и формирование информационного пространства, определяющего негативное отношение подростков к алкоголю и вредным привычкам.

Задачи программы, соответственно, будут являться:

-создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития;

- формирование «внутренней» системы запретов на девиантное поведение и устойчивого неприятия алкоголя;

- адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости;

- вовлечение подростков в альтернативные виды организации досуга и 
социокультурной деятельности;

- обучение подростков искусству внутреннего самоуправления, искусству понимания самого себя и окружающих;

- развитие навыков межличностного общения;

- обучение родителей ведению профилактической деятельности в семье.

При разработки и составлении  программы по профилактике алкоголизма  среди подростков важно учесть, что наибольшей эффективностью будет обладать программа не столько информирующие подростков о вредных последствиях употребления алкоголя, сколько позволяющая подросткам развить такие жизненно важные навыки, как умение принимать решения и достигать поставленной цели, противостоять негативному влиянию своей референтной группы, эффективно общаться, развивать навыки самопознания и реализации своего внутреннего потенциала. Результативность работы такой программы определяется активным способом познания, передачей подростку ответственности за получение знаний.

Анализ различных форм обучения показал, что самый большой процент усвоения материала наблюдается в том случае, если подросток сам выступает в роли обучающего. Подросток, обучающий своих сверстников, - это один из самых эффективных способов привлечения внимания обучаемых к обсуждаемой теме и влияния на изменения в их поведении.

Учитывая особенности  подростковой психологии, их подверженность влиянию сверстников и склонность критически, а иногда и «в штыки» принимать все, что исходит от взрослого, идею привлечения к профилактической работе подростков можно реализовать в объединении волонтеров, работающих по программе профилактики вредных привычек.

Волонтерами программы могут стать подростки, готовые вести профилактическую работу по алкоголизму. Включение такого вида деятельности в программу поможет подросткам не только развить чувство сопричастности к общественным делам, но и ответственность за себя и свое дело.

Весьма эффективным  в профилактике алкоголизма среди подростков оказывается прием, когда в качестве педагога выступают сами подростки. Здесь сразу «убиваются» два зайца. Во-первых, в процессе такой деятельности подростки гораздо лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Во-вторых, подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, нежели от взрослого. Дело в том, что проблема алкоголизма воспринимается подрастающим поколением как исключительно молодежная, поэтому считается, что молодые люди оказываются более компетентными в этой области.

Но, все же основная роль по профилактике алкоголизма должна отводиться взрослым. Необходимо привлекать к участию в данной программе и педагогов, и психологов школы, так как они имеют постоянный контакт с детьми и подростками и могут уловить нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей.

Программа должна заинтересовать подростка, дать ему возможность  для широкого самопознания, творческого самоопределения и самовыражения.

Программа по профилактике алкоголизма среди подростков в  общеобразовательной школе, на наш взгляд, должна строиться на следующих принципах:

1) Ориентация на ценности и ценностные отношения. Данный принцип означает постоянное внимание со стороны педагогов и волонтеров, работающих по программе, на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения подростка к социокультурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию, и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте и т. д.

2) Принцип субъектности. Согласно этому принципу педагоги и волонтеры максимально содействуют развитию способности подростка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также оценивать свой выбор, производимый ежечасно. Происходит раскрытие сущности действий и поступков и их влияние на течение жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это может произойти в ходе групповых занятий и индивидуальной работы с подростками через обращение к положительным примерам из жизни и через все более увеличивающуюся рефлексию как анализа собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова