Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
29. Маюров, А. Н. Наркотики, выход из наркотического круга [Текст] / учеб. пособие / А. Н. Маюров, Я. А. Маюров.- М. : Педагогическое общество России, 2006. - 192 с.
30. Мастюкова, Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме [Текст] / Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина.- М. : Владос, 2006. – 115 с.
31. Москалева, А. С. Сборник методик диагностики состояния здоровья личности [Текст] / А. С. Москалева; Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: [б.и.], 2007. - 101 с.
32. Метюхляев, А. В. Ранний алкоголизм [Текст] / А. В. Метюхлев. – Архангельск: АГМА, 1999. – 201 с.
33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : А.В.Мудрик.- М.: Академия, 2005. – 200 с.
34. Никитин, Ю. И. Профилактика и лечение алкоголизма [Текст] / Ю. И. Никитин. - Киев : Здоровье, 994. – 87 с.
35. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] : метод. пос. для учителя / А. С. Белкин [и др.] отв. ред. А. С. Белкин. – Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2001. – 277 с.
36. Об образовании [Текст] : федер. Закон. – М. : Инфра-М, 2002. – 54 с.
37. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова.- М. : ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
38. Панкова, Р. Я. Алкоголь и трудовая, учебная деятельность [Текст] / Р. Я. Панкова, Д. В. Панков - М. : Просвещение, 1988. – 69 с.
39. Педагогический словарь [Текст] / под. ред. И. А. Каирова [ и др. ].- М. : Академия педагогических наук, 1985. – 766 с.
40. Педагогический словарь [Текст] / под ред. Г. Н. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.
41. Польянова, Т. А. Азбука игровых программ [Текст] / Т. А. Польянова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург [б.и.], 2006. – 88 с.
42. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст] : офиц. Тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М. : Омега-Л, 2005. – 1064 с.
43. Права детей [Текст] // Международные акты о правах человека : сб. док. / сост., авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М. , 1998. – Разд. 9. – С. 268-323.
44. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Рожков, М. А. Ковальчук.- М.: Владос, 2004. – 144 с.
45. Савченков, В. В. Употребление алкоголя подростками [Текст] / В. В. Савченков. – М. : Психология, 2002. – 83 с.
46. Сакович, Н. А. Игры в тигры [Текст] / Н. А. Сакович. - Санкт- Петербург: Речь, 2007. - 208 с.
47. Сидоров, П. И. Ранний алкоголизм [Текст] / П. И. Сидоров. – Архангельск: АГМА, 1999. – 306 с.
48. Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля [Текст] / Н. А.Сирота, В. М. Ялтонский.- М. : Генезис, 2000.- 159 с.
49. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. М. : Генезис, 2001.- 216 с.
50. Сирота, Н. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах [Текст] / Н. А. Сирота. В. М. Ялтонский. – М. : Генезис, 2000. – 306 с.
51. Социальная психология [Текст] : учебник / А. И. Сухов [и др.] ; под ред. А. И. Сухова, А. А. Дергача. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2005. – 600с.
52. Стрельчук, И. В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем [Текст] / И. В.Стрельчук. – М. : Медицина, 1973. – 74 с.
53. Сысоева, М. Е. Организация работы по составлению программ [Текст] / М. Е. Сысоева. – М. : ДАЕ, 2000. – 127 с.
54. Таболин, В. А. Алкоголь и потомство [Текст] / В. А. Таболин, С. А. Жданова. - М. : Высшая школа, 1988. – 110 с.
55. Требования к программам по педагогическим дисциплинам [Текст] / науч. – метод. рекоменд. / Т. И. Попова. – 2-е изд.- М. – Воронеж : ВАК МОРФ Экспертный совет по педагогике и психологии, 2003. – 94 с.
56. Тростанецкая, Г. Н. Профилактика злоупотребления психактивными веществами [Текст] / Г. Н. Тростанецкая, А. А. Гериш.- М. : АПКиПРО, 2002. – 269 с.
57. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. – М. : Инфра-М, 2006. – 203 с.
58. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе [Текст] / Т. А. Шилова. - М. : Айрис дидактика, 2005. – 96с.
59. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика [Текст] / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова.- М. : Владос, 2008.- 447 с.
60. Холостова, Е. И. Социальная работа : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М. : Инфра – М, 2003. - 427 с.
61. Этнин, Г. М. Лечение алкоголизма [Текст] / Г. М. Этнин. – М. : Медицина, 1990. – 153с.
Приложения
Скрининг-анкета на определение уровня алкоголизма.
Скрининг-анкета позволяет определить уровень алкоголизма. Она состоит из 15 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются.
Всего насчитывается шесть уровней алкоголизации:
0- Полная трезвость.
1- Единичное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.
2- Эпизодическое употребление с эйфорией и уже хорошей переносимостью.
3- Для него характерен
высокий риск развития
4- Это формирование
психической зависимости, сопро
5- Это формирование
физической зависимости от
6- Это алкогольный распад личности, запойные пьянства, вызывающие злобность и агрессию.
Вопросы.
1. Пробовали вы алкогольные напитки?
2. Первое в жизни употребление алкоголя вызвало у вас приятные воспоминания?
3. Алкоголь для вас
- средство занять свободное
4. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?
5. Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?
6. Приходила ли вам
когда-нибудь мысль о
7. Появлялось ли у
вас чувство вины или досады
в связи с употреблением
8. Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьёте?
9. Считают ли ваши родные и близкие, что вы много пьёте?
10. Можно ли весело провести день рождения, совершенно не выпивая?
11. Бывает ли вам трудно воздержаться от приёма алкоголя?
12. Были ли у вас неприятности в учёбе из-за употребления спиртного?
13. Задерживались ли вы сотрудниками милиции в состоянии опьянения?
14. Забывали ли вы часть минувшего вечера после выпивки?
15. Случалось ли вам выпивать утром натощак, что бы улучшить своё настроение?
Значение ответов для юношей.
|
Значение ответов для девушек.
Вопросы Ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Да |
5 |
5 |
5 |
7 |
1 |
2 |
8 |
5 |
8 |
0 |
5 |
5 |
10 |
7 |
5 |
Интерпретация.
Для юношей: 0-1уровень - 0-10 баллов,
2 уровень-10-23 балла,
3-4 уровни -23-61 баллов.
Для девушек: 0-1 уровень-0-8 баллов,
2 уровень -8-20 баллов,
3-4 уровни-20-58 баллов.
Приложение № 2.
Анкета по определения уровня знаний об алкоголизме.
Цель: определить уровень знаний об алкоголизме у учащихся.
Вступление: Уважаемые учащиеся, вашему вниманию предлагается ряд вопросов, которые помогут определить уровень ваших знаний об алкоголизме. Надеемся на искренность ваших ответов. Заранее благодарны.
Инструкция: Необходимо
выбрать букву, которая, по вашему мнению,
соответствует правильному
Вопросы.
1. Пиво пить не вредно, так как в нем содержится мало алкоголя?
А –Да, В- Нет
2. Алкоголь вреден даже в малых дозах?
А – Да, В - Нет
3. В возрасте употребление алкоголя не вредит здоровью?
А - До 16лет, В - С 16 до 21, С - После 21, Д - Иной ответ
4. Какой орган человеческого тела в первую очередь подвержен отрицательному воздействию алкоголя?
А –Сердце, В –желудок, С - Печень
5. Верно ли утверждение: «Чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем меньше шансов, что он будет алкоголиком»?
А – Да, В - Нет
6. Первым признаком алкоголизма является:
А - Появление галлюцинаций, В - Дрожь в руках, С - Тяга к спиртному
7. У подростков алкоголизм протекает так же как и у взрослых
А - Да, В - Нет
8. С какого возраста разрешается законом покупать алкогольные напитки?
А - С 16 лет, В - С 18 лет, С - С 21
9. Можно ли отравится алкоголем?
А – Да, В – Нет, С - Да, если алкогольный напиток не качественный
10. Выберите верное утверждение:
А - Алкоголизм это не болезнь, В - Алкоголизм это не излечимая болезнь, С - Алкоголизм это излечимая болезнь
11. Сколько существует стадий алкоголизма?
А – 2, В – 3, С - 4
12 Алкоголь влияет на:
А -Только на человека, его употребляющего, В - На человека и его семью, С - Человека, семью и общество
13. Существует ли пивной алкоголизм?
А - Да, В - Нет
Обработка результатов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
В |
А |
Д |
С |
В |
С |
В |
В |
А |
С |
В |
С |
А |
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Итерпритация:
0-8 Низкий уровень знаний
(необходимо антиалкогольное
8-10 Средний уровень (рекомендуется антиалкогольное просвещение).
0-26 Высокий уровень (антиалкогольное просвещение не обязательно).