Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

Тип студенческой семьи

В семье дети:

есть

нет

Неполная студенческая семья (студент — супруг)

58,8

41,2

Неполная студенческая семья (студентка — супруга)

48,0

52,0

Полная студенческая семья

27,0

73,0


Сохраняется четкая тенденция помощи по уходу за ребенком семейным студентам со стороны третьих лиц. Она носит разнообразный характер: это и материальная, и хозяйственно-бытовая помощь, и помощь по воспитанию ребенка и т.п. В то же время в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, из-за инфляции денежные сбережения поколения родителей резко обесценились, а следовательно, и уменьшилась их материальная помощь молодой семье. Хотя представители старшего поколения утратили свою главенствующую роль в семьях, но их помощь по уходу за детьми и в их воспитании часто является практически единственной возможностью, позволяющей самим молодым родителям продолжать учиться, работать после рождения ребенка. С другой стороны, по мнению таких ученых, как Б.Ф. Кваша, В.Б. Спицнадель и др., избыточная помощь порождает потребительские настроения, ибо речь идет о помощи только с одной стороны - родителей детям. Необходимо отметить и то, что в результате сожительства сознательно откладывается рождение детей в большинстве фактических союзов, а тот факт, что супруги - студенты, еще сильнее усиливает этот момент. Студенческая молодежь в большинстве своем имеет финансовые затруднения, что достаточно сильно "ориентирует" супругов на бездетную или однодетную семью.

Среди состоящих в какой-либо форме брака студентов (в зависимости от материального дохода в семье) наблюдается следующая тенденция планирования детей. Как правило, рождение ребенка откладывают на неопределенный период. Только 54,1% (материальное положение "не могут себе позволить все, но живут удовлетворительно"), планируют скоро завести детей. То есть, зависимость репродуктивных ориентации от ориентации "на доход" носит "колоколообразный" характер: сначала величины желаемого и ожидаемого чисел детей незначительно увеличиваются, а затем уменьшаются. Причем, данная зависимость лишний раз подтверждает факт нарастания внесемейных ориентации и уменьшения потребности в детях.

В то же время вне зависимости от пола и возраста абсолютное большинство наших респондентов отметили, что лучшие условия для воспитания ребенка будут созданы в семье, где есть двое детей, либо один ребенок. А ведь для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы среди общего числа семей превалировали семьи с тремя и более детьми. Заслуживают внимания сравнительные данные о планируемом и желаемом числе детей среди семейных студентов, ведь демографическое благополучие страны во многом зависит от установки планирования рождаемости среди молодежи (табл. 2).

Таблица 2. Планируемое число детей студентов московских вузов и ГАУ г. Самары (в% к числу опрошенных)

Сколько детей Вы планируете иметь (ожидаемое число детей)

Пол респондента

Место обучения

Всего

Необходимое количество детей во избежание депопуляции15

мужской

женский

Москва

Самара

Одного ребенка

21,2

24,9

23,6

27,9

24,4

10,0

Двоих детей

57,6

65,1

65,3

58,1

64,0

35,0

Троих детей

6,1

7,7

8,5

2,3

7,4

35,0

Четырех и более детей

9,1

1,0

1,5

4,7

2,1

16,0

Ни одного ребенка

6,1

1,4

1,0

7,0

2,1

4,0


Как показывают исследования, более высокие репродуктивные установки наблюдаются среди мужчин. А отношение к ожидаемому числу детей среди молодых супругов вне зависимости от того, в какой форме брака они состоят, примерно одинаково: один или двое детей. В то же время эти репродуктивные установки респондентов далеки от расчетов ученых об эффективном числе рождений в семьях во избежание депопуляции16. Судя по материалам нашего опроса и других исследований предыдущих лет, несмотря на некоторые изменения, прослеживается на протяжении уже нескольких лет установка желаемого числа детей среди молодежи на среднедетную семью (2-3 ребенка), а не малодетную и бездетную. Таким образом, показатель среднего желаемого числа детей указывает ту границу, до которой реально может подняться рождаемость и, как показывают наши исследования, этот показатель среди студентов составляет 2,19 ребенка. Полученные данные являются оптимистичными. Они дают надежду повышения рождаемости среди студенчества с помощью грамотно организованной поддержки (экономического и социального характера) семейных студентов.

Как правило, рождение первенца не откладывается надолго, в то время как потребность во втором ребенке не столь значительна - она ослабляется рядом материальных и духовных проблем - и уж абсолютной редкостью является наличие в студенческой семье 3-х и более детей. Подтверждается установка студенческой молодежи, в основном, на двухдетную семью и ответами респондентов на вопрос о том, в какой семье будут созданы лучшие условия для воспитания ребенка. Так, вне зависимости от пола, формы обучения, места обучения, почти две пятых опрашиваемых считают, что такие условия присущи семье, где один ребенок; три пятых - семье, где двое детей; а одна десятая - семье, где трое и более детей.

В литературе отмечается, что уменьшение числа детей в семьях ведет к ухудшению их качественных характеристик. Связано это во многом с тем, что "биологические качества детей возрастают от первого ребенка к третьему, достигают максимума у четвертого и начинают снижаться у пятого, по порядку рождения"17. К этому можно добавить, что, по наблюдениям специалистов, однодетная семья в большей степени, чем многодетная, подвержена конфликтам. В целом же, какую бы форму ни приняла студенческая семья в ближайшем будущем, с уверенностью можно утверждать, что в абсолютном большинстве случаев будет происходить снижение семейных и рост внесемейных ценностей.

Констатируя, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни18. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов XX века, новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко проявляется в большинстве студенческих семей как столичного мегаполиса, так и областного центра. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

 

 

 

1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи

На протяжении всего студенческого возраста личные устремления, связанные с поиском супруга, спутника жизни или партнера, остаются доминирующими. Это вполне закономерно, так как поступление в вуз делает первичное профессиональное самоопределение завершенным, а личностное и жизненное самоопределение, напротив, актуализируется. Именно в студенческом возрасте личные отношения (дружба, приятельство, любовь), их осознание и рефлексия занимают юношей и девушек более других проблем. Согласно имеющейся статистике, около 50% новых браков падает на долю студенток. Что же касается юношей, то они несколько отстают от своих сокурсниц. На этот возраст падает и выбор вариантов жизни, которые студенты связывают с будущей семьей. Качество своей жизни они также оценивают, исходя из факта успешности в личных отношениях и возможности вступить в брак, так как именно их студенты относят к числу наиболее значимых жизненных ценностей. Субъективные эмоциональные переживания студентов, связанные с личными отношениями, поддерживают их психический ресурс на достаточно высоком уровне. Студенты, не нашедшие супруга или «личного партнера» к концу обучения в вузе, переживают эмоциональный стресс, психическую напряженность, которые вызывают более критичное оценивание себя и своих тендерных возможностей.19

Следует отметить, что стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и   характера   мотивов   заключения   брака.   Исследование   этих   мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал. Мотивы вступления в брак можно рассматривать как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак.

Анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов вступления в брак в социологических исследованиях позволяет выделить следующие семь интерпретаций семейно-брачных стратегий: с позиции социобиологии главный мотив заключения брака определяется репродуктивной функцией человека в рамках его биологического вида. Структурный функционализм, в свою очередь, рассматривает брачный выбор индивидов как стремление поддержать функционирование общества в целом. С этой точкой зрения не согласны представители теории конфликта, которые определяют мотивационную базу заключения брака как желание индивидов обладать властью в семье. Этот же подход разделяет и теория феминизма, при этом акцентируя внимание на изначально неравное положение женщин и мужчин в семье. Символический интеракционизм20 интерпретирует мотивы заключения брака в рамках коммуникативного поведения мужчин и женщин. Теория семейных систем позволяет с двух позиций рассмотреть мотивы вступления в брак, тем самым, расширяя фокус данного социального факта. Сочетание идей структурного функционализма и символического интеракционизма образуют подвижную систему, что помогает логически проследить формирование и обоснование мотивов заключения брака. Начиная от социально обусловленного спектра мотивов, и заканчивая непосредственным общением в рамках социальных ролей, теория семейных систем представляет весь спектр возможных мотивов заключения брака, как для женщины, так и для мужчины. В свою очередь, теория социального обмена предлагает оптимальное объяснение тендерным различиям мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. Представители обоих полов обладают разной культурной базой для «экономической сделки» - заключения брака. В целом, данная теория позволяет рассмотреть мотивы вступления в брак как реально существующие желания мужчин и женщин.21

Рассмотрим мотивы вступления в брак, которые изучены в рамках социально-психологических исследований.

С.В. Ковалев22 полагает, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное -неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

Л.Б. Шнейдер выделяет три мотива вступления в брак:23

1) Мотив  «факт брака».  Главная движущая  сила в этом случае - 
намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!».  При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж.

Мотив «определенный тип брака». В этих случаях действуют более 
уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить    их    мечты    и    соответствует    некоему  представлению о престижном варианте брачных отношений.

Мотив «определенного человека». Избранник воспринимается как 
конкретный   реальный   человек,   со   всеми   слабостями   и   недостатками.

Согласно Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкиной, Т.Ф. Велента (2006) неадекватной мотивацией создания брака является.24

Брак   как   возможность   восполнить   дефицит.   Наблюдается   в случаях, когда один или оба супруга вступают в брак из-за желания перестать ощущать недостаток любви, общения, заботы, тепла, внимания, хотят избежать чувства одиночества и ненужности.

Брак как способ отделиться от родительской семьи. Стремление 
молодых супругов дистанцироваться от родителей является одним из наиболее частых неадекватных мотивов вступления в брак. В этом случае создание новой   семьи   становится   специфическим   коммуникативным   посланием родителям   о   том,   что   их   ребенок   стал   взрослым   и   имеет   право   на независимые решения и самостоятельную жизнь.

Брак как способ преодолеть какой-либо кризис: создание семьи 
из  мести   бывшему  возлюбленному,   как  попытка  справиться   с  утратой значимого человека, как способ пережить профессиональную несостоятельность и др.

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования