Проблема отношения к военной службе у молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9

Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24

Заключение
34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Ira.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

Отношения личности как психологическое явление характеризуется следующими сущностными чертами:

- отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими).

- в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком.

- отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов.

Изучив список литературы, мы можем сделать вывод, что армия тесно связана с  основными сферами жизни общества. Функционирование и развитие армии  определяются, прежде всего, уровнем  материального производства, состоянием военно-промышленного комплекса, от которого зависят обеспечение ее техникой и вооружением, количественный состав. Воздействие на ее состояние оказывают социальная, национальная, конфессиональная структуры.

Так же, проведя  опрос, среди молодежи в возрасте от 14 до 20 лет мы выявили, что одной  из проблем, которые снижают имидж  российской армии и которые приходится решать сегодня Вооруженным силам  РФ, являются «неуставные взаимоотношения» или «дедовщина». Не смотря на ведущуюся  с нею борьбу, она, в той или  иной форме, остается характерной особенностью военной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: 1998. – 379 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 376 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание  / Р. Берне. – М.: Просвещение, 1999. – 234 с.

4. Вапилин Е.Г., О.Д.Мулява.  Рукоприкладство в армии // Социол. исслед. 2005. № 11. с.53

5.   Военная педагогика и психология. /Под ред. А.В. Барабанщикова/. М.: Военный университет, 1986. — 328 с. Военная психология и педагогика (Учебное пособие)./ Под ред. П.А.

  1. Военно- социологическое исследование (Методическое пособие по организации и проведению). /Под ред. Н.И. Бородина, В.М. Чепурного/. М., 1997. — 338 с.
  2. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации (Учебно-методическое пособие). /Под ред. И А. Липского/. М.: Военный университет, 1995. — 244 с.
  3. Гаврилов Ю. Криминальный призыв // Российская газета.2004. 28 июля
  4. Глоточкин А.Г. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов. Диссертация на степень кандидата педагогических наук (по психологии). М., 1994
  5. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Издат. МГУ, 1987. – 205 с.
  6. Дерюгин Ю.И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления //Психологический журнал. 1990. Т.11.№ 1, с.113
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск, 1995.
  8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва: Харвест-АСТ, 2001. — 576 с.
  9. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психологической активности: Программа исследования личности и др. работы / А.Ф. Лазурский.– СПб.: Алетейя, 2001. – 192 c.
  10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  11. Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях боевой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: ВАФ, 1994.
  12. Мисюра В.Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих. М., 1995.
  13. Мясищев, В.Н. Проблемы отношений человека и место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. – 1957. - № 5. – с.142-155.
  14. Мясищев, В.Н. Проблемы личности / В.Н. Мясищев – М.: Издательство МГУ, 1969. – 312 с.
  15. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды  / Под. ред. А.А. Бодалева. – М.: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1998. – 368 с.
  16. Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (Вопросы теории и методологии). М.: Военно-политическая академия, 1998. — 194 с.
  17. Проноза А.В. Мифы «дедовщины» в современной российской армии // Социол. исслед. 2007. № 4.
  18. Профилактика самоубийств (Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы). М., 1995.
  19. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М.: МО РФ, 1992.
  20. Психологическая терапия в условиях воинской деятельности (Учебник). /Под ред. П.А. Корчемного, А.Н. Харитонова/. М.: Военный университет, 2000. — 280 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии  / С.Л. Рубинштейн – СПб.: ЗАО Питер, 1999. – 720 с.
  22. Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика (Учебное пособие). М.: Военный университет, 2001. — 108 с.
  23. Тарасов СВ. Срочная служба: вопросы адаптации // Социол. исслед. 1999. № 2. С. 75-Неуставные отношения в Российской армии. Анализ и пути решения проблемы. Доклад комитета по правам человека. Октябрь 2004 г..
  24. Тонких Ф.П., Фокин Ю.Г. Как вы управляете?: Психологические аспекты повседневной управленческой деятельности офицера. М.: Воениздат, 1984. — 190 с.
  25. Урбанович А.А. Психология управления (Учебное пособие). Минск: «Харвест», 2001. — 640 с.
  26. Шевцов В.В. Отношения школьников и студентов к военной службе // Социол. исслед. 2006. № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А.

АНКЕТА

на выявление отношения  к военной службе

 

1. Желаю ли я отслужить воинскую  службу

-Не желаю,  но придется служить 

- Не желаю,  попытаюсь любым путем уклониться    от призыва

-Выберу  альтернативную службу

 

2. Выбрал ли род войск  для  прохождения службы?

Ответ:


 

3. Действия по подготовке к воинской  службе:

- ничего  не делаю; 

- занимаюсь  физической подготовкой;

- Люблю смотреть  кино и видеофильмы с военной  тематикой;

- нравится  читать военно-мемуарную литературу;

- Прошел  подготовку в спортивном лагере                                                

 

4.Готовы к добровольному  прохождению военной службы?

Ответ:


 

5. Готовы ли к беспрекословному  выполнению требований дисциплинарного  устава.

Ответ:


 

6. Проявляю постоянный  интерес к военной литературе

Ответ:


 

7. Отношение к воинской службе:

- позитивное

- нейтральное

- негативное

 

8. Основными трудностями воинской  службы считаю:

- твердую  военную дисциплину и военный  порядок;

- большие  физические и нервно-эмоциональные  нагрузки;

- неуставные  отношения (дедовщина);

- другие  трудности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Симптомокомплексы рисунка «Я и  моя будущая воинская служба»

Тип отношения

Симптомокомплекс

Положительное отношение

а) яркие цвета, используемые ребенком для изображением животного; б) крупный  размер рисунка; в) реалистичность изображения; г) наличие в рисунке дополнительных деталей; д) расположение рисунка в  центре листа бумаги; е) средняя сила нажима карандаша на бумагу; ж) четкие, ровные и плавные линии; з) равномерная  штриховка не выходящая или почти  не выходящая за контуры рисунка; и) аккуратность и эстетичность рисунка

Негативное отношение

а) преобладание или наличие только темной цветовой гаммы (черный, коричневый цвета), использованной ребенком при  изображении; б) маленький размер рисунка; в) малореалистичность или нереалистичность изображения рисунка; г) отсутствие каких-либо дополнительных деталей  в рисунке; д) расположение рисунка  в любой части листа бумаги; е) сильный нажим карандаша на бумагу; ж) четкие, но очень неровные и неплавные линии; з) очень неаккуратная и сильно выходящая за контуры  рисунка штриховка; и) общей неаккуратность и неэстетичность рисунка

Индифферентное отношение

а) преобладание нейтральных цветов; б) маленький размер рисунка; в) малореалистичность рисунка; г) отсутствие дополнительных деталей; д) расположение рисунка в  верхней, нижней или угловой части  листа бумаги; е) слабый нажим карандаша  на бумагу; ж) нечеткие и неровные линии; з) неаккуратная, неравномерная штриховка  или отсутствие ее; и) неаккуратность и неэстетичность рисунка

Амбивалентное отношение

а) сочетание в рисунке ярких  и темных цветов; б) слишком большой  или слишком мелкий размер рисунка; в) приближенность рисунка к реальному  изображению животного; г) наличие  или отсутствие в рисунке дополнительных деталей; д) расположение рисунка в  основном в центре листа бумаги; е) нечеткие, но ровные и плавные  линии; ж) сочетание среднего и сильного нажима карандаша на бумагу; з) равномерная, но выходящей за контуры рисунка  штриховка; и) средняя аккуратность и эстетичность рисунка


 

 

 

 


Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи